Дело № 2-741/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Голубовой М.Ю.,
с участием прокурора Рубашина Н.Н.,
при секретаре Перминовой Ф.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципального учреждения здравоохранения «Верхнеуральская центральная районная больница», администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Верхнеуральская центральная районная больница», администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по оборудованию здания Карагайской участковой больницы необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
Ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения Федерального закона № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года на территории Верхнеуральского муниципального района Челябинской области обнаружены нарушения в части создания необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Прокурор просит иск удовлетворить и признать бездействия ответчиков незаконными, обязать ответчиков оборудовать здание Карагайской участковой больницы необходимыми специальными приспособлениями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
В процессе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, просил обязать оборудовать здание пандусами и поручнями.
В судебном заседании помощник прокурора Рубашин Н.Н. поддержал измененные исковые требования, и просил иск удовлетворить в полном объеме.
- 2 -
Представитель МУЗ «Верхнеуральская центральная районная больница» ФИО1 по доверенности иск признал, пояснив, что администрация Верхнеуральского района обязана обеспечить финансирование по оборудованию зданий пандусами и поручнями.
Представитель администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО2 по доверенности иск не признал.
Представитель УСЗН Верхнеуральского муниципального района ФИО3 по доверенности пояснила, что УСЗН является разработчиком Программы, но осуществлять ее должны соответствующие органы.
Заслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора Верхнеуральского района подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в редакции 22 декабря 2008 года установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Перечень объектов социальной инфраструктуры исчерпывающим не является.
Положение ст. 15 Федерального закона направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к жизненно необходимым объектам.
Правовой основой требований беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 37/52* от 03.12.1982 года), ст. 7 и 29 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года № 832.
Необходимость такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 2, 24, и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (ст.
- 3 -
ст. 3,8,12,15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможности передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В соответствии с «Параметрами оценки обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приложение № 4 к областной подпрограмме «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Челябинской области» на 2011-2015 года) на объектах социальной инфраструктуры необходимо наличие пандуса шириной не менее 900 миллиметров с углом подъёма 5-8 градусов и специальными поручнями или наличие специальных подъёмно-транспортных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст.12,130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвует в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7,18 и 19).
Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак – проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Челябинской области № 301-п от 15.12.2010 года утверждена областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области на 2011-2015 года», основной задачей которой является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
На территории Верхнеуральского муниципального района принята целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Верхнеуральском
- 4 -
муниципальном районе Челябинской области» на 2012-2015 года, с включением подпрограммы «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Верхнеуральском муниципальном районе на 2012-2015 года» - далее Подпрограмма. (Утверждена постановлением и.о. главы администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО4 № 1320 от 30.12.2011 года).(л.д. 38-51).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание Карагайской участковой больницы, расположенное по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район п. Карагайский ул. Советская д.43А.
Указанное здание находится в собственности администрации Верхнеуральского муниципального района и на основании договора о закреплении имущества на право оперативного управления №6 от 22.08.2011 года передано в оперативное управление в районную больницу в бессрочное пользование. (л.д.8).
В судебном заседании установлено, что здание Карагайской участковой больницы, расположенное по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район п. Карагайский ул. Советская д.43А, являющегося объектом социальной инфраструктуры, не оборудовано указанными специальными устройствами, что является нарушением Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», что подтверждается актом проверки прокуратуры от 21 августа 2012 года (л.д.26), ответом главного врача МУЗ «Верхнеуральская ЦРБ» ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ все медицинские учреждения Верхнеуральского муниципального района за исключением зданий Кирсинской участковой больницы, МУЗ «Верхнеуральской ЦРБ», не оборудованы специальными устройствами, позволяющими осуществлять беспрепятственный доступ для инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения в указанные здания (л.д.7), представлением прокуратуры от 20.12.2011 года (л.д.17).
Доводы представителя администрации Верхнеуральского муниципального района о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что не доказан сам факт нарушения санитарных норм, не исследовано какое количество колясочников пребывает в Верхнеуральском районе, статья 15 ФЗ не устанавливает сроки выполнения Программы, Программа принята, в ней расписаны сроки выполнения этой Программы, судом не могут быть приняты, так как они противоречат установленным фактическим обстоятельствам дела, Федеральному закону. Судом установлено, что прокуратурой Верхнеуральского района проведена проверка наличия оборудования для инвалидов в Карагайской участковой больнице. Установлено его отсутствие. Данное обстоятельство подтверждено письмом главного врача.
- 5 -
Определяющим условием в установке пандусов и поручней в Карагайской участковой больнице является не количество инвалидов-колясочников, а соблюдение обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, независимо от их количества, к объектам социальной инфраструктуры.
Признавая бездействие администрации Верхнеуральского района и, не принимая доводы представителя администрации, суд исходит не из положений Программы, принятой на период 2012-2015 года, а из требований Федерального закона № 181 ФЗ, который действует с 1995 года, и положения которого на территории Верхнеуральского муниципального района на протяжении длительного периода не выполняются, что свидетельствует о незащищенности инвалидов.
Судом установлено, что финансирование указанной Программы предусмотрено осуществлять из местного бюджета. Суду не представлено сведений о том, что в местном бюджете на 2012 года предусмотрены указанные расходы, поэтому суд считает трехмесячный срок для установки пандусов и поручней недостаточным, полагает определить срок для установки пандусов и поручней шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку МУЗ «Верхнеуральская центральная районная больница» не является собственником здания Карагайской участковой больницы, и согласно свидетельства о государственной регистрации права от 22.03.2012 года, выданного на основании постановления Главы администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области, оно передано в оперативное управление МУЗ «Верхнеуральская центральная районная больница», то обязанность по установке пандусов и поручней должна быть возложена на собственника имущества – администрацию Верхнеуральского муниципального района.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению здравоохранения «Верхнеуральская центральная районная больница», администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Верхнеуральского муниципального района незаконным, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения в здание Карагайской участковой больницы, расположенное по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район п.
- 6 -
Карагайский ул. Советская д.43 А, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Возложить на администрацию Верхнеуральского муниципального района, обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание Карагайской участковой больницы, расположенное по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район п. Карагайский ул. Советская д. 43 А, необходимыми специальными приспособлениями: пандусом и поручнями в соответствии с установленными нормами для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан из числа маломобильных групп населения.
В исковых требованиях прокурора Верхнеуральского района к Муниципальному учреждению здравоохранения «Верхнеуральская центральная районная больница» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности оборудовать здание Карагайской участковой больницы необходимыми специальными приспособлениями: пандусом и поручнями в течение трех месяцев, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме через Верхнеуральский районный суд.
Председательствующий : М.Ю. Голубова