О признании бездействия незаконным , возложении обязанности



Дело № 2-792/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Верхнеуральск

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П.,

При секретаре Бариновой О.Б.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Межозерного городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации Межозерного городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указав, что прокуратурой Верхнеуральского района проведена проверка по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения на территории Межозёрного городского поселения.

В ходе проверки установлено, что должностными лицами администрации Межозёрного городского поселения не обеспечивается безопасность дорожного движения вблизи школьных и дошкольных образовательных учреждений, находящихся на территории Межозерного городского поселения.

В соответствии с информацией, поступившей из ОГИБДД Отдела МВД России Челябинской области по Верхнеуральскому району на территории Межозёрного городского поселения в близи школьных и дошкольных учреждений отсутствуют знаки 1.23 «Дети» приложения № 1 "Дорожные знаки" к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, совместно с табличкой 8.2.1 «Зона действия» опасного участка.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Межозёрного городского поселения в близи детских учреждений: МДОУ ЦРР д/с «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> МДОУ ЦРР «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> МОУ ООШ, расположенная по адресу: <адрес>, не установлены основные знаки 1.23 «Дети» согласно ГОСТа Р52289-2004 п. 5.2.25, в соответствии с которым знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов; повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми; В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

В близи МОУ «<данные изъяты>», расположенной по адресу<адрес> установлены дорожные знаки с нарушением ГОСТа Р52289-2004 п. 5.2.25.

Кроме того, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что вблизи указанных детских учреждений отсутствуют знаки 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», а также отсутствует, предусмотренная п. 1.14.1 ПДД разметка, обозначающая «пешеходный переход» («зебра»).

Рядом с детскими учреждениями имеются участки дороги с интенсивным движением. Каждый день воспитанники указанных учреждений подвергаются риску стать пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В силу статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 24 Закона № 196-ФЗ прямо закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.23 приложения N 1 "Дорожные знаки" к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, приближающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Дорожный знак "Дети" и означает участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительно лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

Согласно пункту 6.2 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. ГОСТ Р 52605-2006", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст искусственные неровности устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; от 10 до 15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадей, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; с чередованием через 50 метров друг от друга в зоне действия знака 1.23 "Дети".

Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные требования закона нарушаются.

Бездействие администрации Межозёрного городского поселения, при котором не предпринимаются меры к обозначению пешеходных переходов и установке необходимых дорожных знаков вблизи образовательных учреждений, не допустимо и нарушает права детей, закрепленные ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, права на жизнь и охрану здоровья.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются бездействием администрации Межозёрного городского поселения невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Просил признать незаконным бездействие администрации Межозёрного городского поселения, по непринятию мер к обозначению пешеходных переходов и установке знаков в близи МДОУ ЦРР д/с «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> МДОУ ЦРР «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> МОУ ООШ, расположенная по адресу: <адрес>, не установлены основные знаки 1.23 «Дети» согласно ГОСТа Р52289-2004 п. 5.2.25.

Возложить на администрацию Межозёрного городского поселения обязанность в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Правил дорожного движения РФ, установить знаки 1.23 «Дети» и 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход» в близи МДОУ ЦРР д/с «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> МДОУ ЦРР «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>; МОУ ООШ, расположенной по адресу: <адрес>

Установить в близи МОУ «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, дорожные знаки в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТа Р52289-2004.

Прокурор Рубашин Н.Н. в судебном заседании требование поддержал.

Глава Администрации Межозерного городского поселения ФИО1 с заявленным иском согласился частично, пояснил, что Администрацией Межозерного городского поселение в течение ДД.ММ.ГГГГ проводилась работа по установке необходимых дорожных знаков в указанных прокурором местах. Всего необходимо установить около <данные изъяты> дорожных знаков. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Межозерного городского поселения обратилась с письмом в Администрации. Верхнеуральского района, содержащим просьбу заказать указанные дорожные знаки, провести их установку. Однако Администрацией района в ДД.ММ.ГГГГ было заказано и установлено только <данные изъяты> дорожных знаков. В остальной части отказано из-за отсутствия денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Межозерного городского поселения самостоятельно изыскала деньги, заключен договор на изготовление и установку необходимого количества дорожных знаков и до ДД.ММ.ГГГГ все необходимые знаки будут изготовлены и установлены.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд полагает требования удовлетворить частично.

Суд согласен, что непринятие мер Администрацией Межозерного городского поселения к обозначению пешеходных переходов и установке необходимых дорожных знаков вблизи образовательных учреждений, не допустимо и нарушает права детей и других лиц, закрепленные ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, права на жизнь и охрану здоровья.

Суд принимает объяснения Главы Администрации Межозерного городского поселения о принятии возможных мер для устранения недостатков, поскольку это подтверждается представленными суду заявками ответчика в Администрацию Верхнеуральского муниципального района на изготовление и установку дорожных знаков от ДД.ММ.ГГГГ, Актом от ДД.ММ.ГГГГ на установку <данные изъяты> дорожных знаков, договорами Администрации Межозерного городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на изготовление и установку дорожных знаков в количестве <данные изъяты> штук.

Суд полагает, что отсутствуют основания считать указанные действия Администрации Межозерного городского поселения незаконным бездействием, полагает в этой части исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

Требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика обязанности нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Правил дорожного движения РФ, установить знаки 1.23 «Дети» и 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход» в близи МДОУ ЦРР д/с «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>; МДОУ ЦРР «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>; МОУ ООШ, расположенной по адресу: <адрес> установить в близи МОУ «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> дорожные знаки в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТа Р52289-2004, удовлетворить.

Суд полагает установить ответчику срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Администрацию Межозерного городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ нанести дорожную разметку, предусмотренную п. 1.14.1 Правил дорожного движения РФ, установить знаки 1.23 «Дети» и 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход» в близи МДОУ ЦРР д/с «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>; МДОУ ЦРР «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>; МОУ ООШ, расположенной по адресу: <адрес>, установить в близи МОУ «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, дорожные знаки в соответствии с п. 5.2.25 ГОСТа Р52289-2004,

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение месяца.

Судья М.П.Середкина.