о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Дело № 2-819/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Голубовой М.Ю.,

с участием прокурора Рубашина Н.Н.,

при секретаре Перминовой Ф.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий органа местного самоуправления незаконным.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий органа местного самоуправления незаконным, обязать администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области до окончания 2013 финансового года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах Верхнеуральского муниципального района. Ссылается на то, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в границах Верхнеуральского муниципального района находятся автомобильные дороги общего и не общего пользования находящиеся в собственности и на балансе Верхнеуральского муниципального района.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007г утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подп. 4 п. 15 Классификации работ определено, что работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Администрация Верхнеуральского муниципального района не оформила технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования расположенные в границах поселения.

Прокурор просит иск удовлетворить и признать бездействия ответчика незаконным, обязать администрацию Верхнеуральского

- 2 -

муниципального района Челябинской области до окончания 2013 финансового года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего и не общего пользования в границах Верхнеуральского муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Рубашин Н.Н. поддержал исковые требования, и просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Верхнеуральского муниципального района ФИО1 по доверенности иск не признала, пояснив, что администрацией Верхнеуральского муниципального района денежные средства на изготовление технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах поселения в бюджете на 2012 год не были заложены. Ввиду этого поселение не имеет финансовой возможности изготовить данные технические паспорта. Работа проводится. Принята Целевая муниципальная Программа, запланированы денежные средства в 2013 году -1000 тыс. руб., в 2014 году – 596, 564 тыс. руб.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора Верхнеуральского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Так, согласно п. 5 ст. 14 № 131-ФЗ от 06.10.2003г Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

- 3 -

В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Понятие «содержание автомобильных дорог» раскрыто в п. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.Ст. 17 Закона от 08.11.2007г № 257_ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительн6ой власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы Приказом Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007г утверждена Классификация работ по капитальному

- 4 -

ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подп. 4 п. 15 Классификации работ определено, что работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Пунктом 1.1 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83), утвержденной Минавтодром РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Аналогичные положения содержатся в п.п. 2.11, 2.12 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ № ОС – 28/1270-ис от 17.03.2004.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта России № 150 от 27.08.2009, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Их анализа данных норм во взаимосвязи ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание и оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в

- 5 -

РФ», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование является публично-правовым образованием и действует как субъект права для решения стоящих перед ним задач. Муниципальная собственность – одно из обязательных условий осуществления местного самоуправления. Состав муниципального имущества обусловлен вопросами местного значения, для решения которых оно используется.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанными автомобильными дорогами.

Бездействие администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области нарушает права граждан и юридических лиц, пользующихся улично-дорожной сетью общего и не общего пользования в границах поселения, на безопасное движение, в части своевременного содержания, ремонта и обеспечение предметами сервиса.

В судебном заседании установлено, что администрация Верхнеуральского муниципального района не оформила технические паспорта на автомобильные дороги общего пользования расположенные в границах поселения, что является нарушением Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». При установлении срока для осуществления паспортизации автомобильных дорог, суд учитывает, что администрацией Верхнеуральского муниципального района запланированы денежные средства на 2013-1014 годы, полагает обязать администрацию Верхнеуральского муниципального района до окончания 2014 финансового года произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Верхнеуральского муниципального района.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

- 6 -

Исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, администрации Верхнеуральского муниципального района о признании бездействий органа местного самоуправления незаконным – удовлетворить.

Признать бездействие администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области незаконным.

Обязать администрацию Верхнеуральского муниципального района Челябинской области до окончания 2014 финансового года произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Верхнеуральского муниципального района.

     Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в месячный срок через Верхнеуральский районный суд.

    Председательствующий : М.Ю. Голубова