Дело № 2-812\12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Верхнеуральск
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П.,
при секретаре Вдовине К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камаевой Ирины Леонидовны к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Верхнеуральском районе Челябинской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
УCТАНОВИЛ:
Камаева И.Л. обрaтилась в суд с иском к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Верхнеуральском районе Челябинской области восстановлении срока для обращения с исковым заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. В обоснование иска указала, что ее муж ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся лицом, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования РФ. На его индивидуальном лицевом счете осталась накопительная часть трудовой пенсии.
Обратившись к ответчику с заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего мужа, она пропустила установленный законом шестимесячный срок для подачи такого заявления. Указанный срок пропустила по уважительной причине, т.к. не знала, что законодательством регулируется вопрос выплаты пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц и что для обращения с заявлением о выплате установлен шестимесячный срок..
Просит суд признать причину пропуска указанного срока уважительной и восстановить ей срок для обращения в ГУ УПФР в Верхнеуральском районе с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В суде истица Камаева И.Л. настаивала на удовлетворении иска, пояснила суду, что не знала о наличии шестимесячного срока для обращения в Пенсионный Фонд. Просит суд признать причину – юридическую безграмотность, по которой она пропустила указанный шестимесячный срок, уважительной, восстановить срок для обращения в Управление пенсионного фонда о выплате средств пенсионных накоплений на умершего мужа.
Представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности, иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, поскольку истицей не представлено доказательств уважительности пропуска шестимесячного срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требование Камаевой И.Л. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия может состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.
В соответствии с п. 12 ст.9 указанного закона в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счeтa, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 6. ст. 16 Закона № 173 - ФЗ.
К числу таких лиц, как следует из п.6 ст. 16 Закона № 17З-ФЗ, в первую очередь, отнесены дети, в том числе усыновленные, супруг, родители.
В силу п.3 ст.38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть вoccтановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропyстившего срок. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, срок и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.8 Правил выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Правительством Российской Федерации от 03.11.2007 года № 741 (далее - Правила), обращение правопреемников за выплатой указанных cрeдcтв осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи заявления в любой территориальный орган Пенсионного фонда по выбору правопреемника.
Как установлено судом ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 9)
Он был застрахован в системе государственного пенсионного страхования РФ, на его лицевом счете остались пенсионные накопления. К моменту смерти накопительная часть пенсии ФИО1 не была назначена ввиду не достижения пенсионного возраста. ( л.д. 10)
Камаева Ирина Леонидовна является правопреемником ( наследник по закону) умершего ФИО1, т.к. состояла с ним в браке ( л.д.8 ).
Истица Камаева И.Л. oбpaтилась в пенсионный орган с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего мужа в ДД.ММ.ГГГГ т.е. по истечении 5 лет со дня смерти застрахованного лица.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что истица без уважительных причин пропустила установленный законом (п.8 Правил) срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1.
В силу ст.205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, неграмотность, беспомощное состояние, длительное нахождение в служебной командировке и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Утверждение Камаевой И.Л. о пропуске срока по уважительной причине, коей является ее юридическая неграмотность (не знала о законодательстве, которое урегулировало вопрос выплаты пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц) является несостоятельным.
Юридическая неграмотность сама по себе не может быть отнесена к числу обстоятельств, тесно связанных с личностью истицы. Суд установил, что Камаева Ирина Леонидовна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является трудоспособной, работает лаборантом в ОАО «<данные изъяты>», своевременно обратилась в нотариальную контору для оформления наследственных прав, обладает достаточным жизненным опытом, позволяющим определить, в каком порядке и в каком органе подлежит реализации ее законное право на получение средств пенсионных накоплений умершего мужа.
В результате к предусмотренному законом способу защиты своих прав Камаева И.Л. и прибегла, когда в ДД.ММ.ГГГГ обратилась с соответствующими заявлениями сначала в пенсионный орган, затем в суд. Истица должна была проявить деловую осмотрительность для получения пенсионных накоплений умершего мужа и интересоваться вопросом о вступлении в силу Постановления Правительства РФ № 741, после чего своевременно обратиться с заявлением о выплате пенсионных накоплений застрахованного лица.
Существенными для спорного правоотношения являются также следуюшие обстоятельства. После смерти застрахованного лица ФИО1 прошло более 5 лет, а с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 741 – также более 4 лет, что превышает разумные сроки, определенные законодателем для случаев их восстановления.
Кроме того, по смыслу закона течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд считает, что со дня смерти Камаева В.Ф. истица должна была знать о наличии на его лицевом счете пенсионных накоплений, т.к. закон закрепляет презумпцию добросовестности и разумности действий лиц в сфере гражданских, пенсионных и имущественных правоотношений. Действуя с той степенью заботливости и осмотрительности, с какой обязан действовать любой участник гражданских правоотношений, Камаева И.Л. имела возможность получить необходимую информацию в Пенсионном фонде, касающуюся пенсионных накоплений умершего мужа, порядка, сроков их выплаты. Кроме того, она обязана была своевременно заручиться этими сведениями, т.к. в соответствии с законом у нее как правопреемника возникало право на получение пенсионных накоплений ФИО1
Следовательно, в пределах шести месяцев с даты смерти мужа истица, обладая полной дееспособностью и, являясь полноценным участником гражданских правоотношений, имела возможность подать в УПФР в Верхнеуральском районе заявление о выплате средств пенсионныx накоплений умершего мужа, чего не сделала, не имея к тому уважительных причин.
Обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, законом возложена на истца (ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.205 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.8 Правил).
Камаева И.Л. таковых доказательств суду не представила. В судебном заседании также не были установлены основания для восстановления ей указанного срока.
Таким образом, суд, считает, что поскольку причина пропуска является неуважительной, оснований для восстановления Камаевой И.Л. срока для обращения в пенсионный фонд о выплате пенсионных накоплений умершего мужа ФИО1 у суда нет.
Суд полагает заявление Камаевой И.Л. оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Камаевой Ирины Леонидовны о восстановлении срока для подачи в государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Верхнеуральском районе Челябинской области заявления о выплате средств пенсионных накоплений ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца через Верхнеуральский районный суд Челябинской области.
Судья М.П. Середкина.