о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-302\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе судьи Середкиной М.П.,

при секретаре Бариновой О.Б.,

с участием прокурора Королева И.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному Учреждению Культуры «Спасский Спортивно-досуговый центр», Администрации Спасского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних), обратился в суд с иском к Муниципальному Учреждению Культуры «Спасский спортивно - досуговый центр», Администрации Спасского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Королев И.Н. требования поддержал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором государственного Управления Надзорной Деятельности ОНД № № по пожарному надзору была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МУК «Спасский спортивно-досуговый центр» (далее – МУК Спасский СДЦ).

В ходе проверки были установлены нарушения требований пожарной безопасности, составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ директору МУК Спасский СДЦ ФИО1 выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная проверка, в ходе которой установлено невыполнение требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Действиями и бездействием администрации Спасского сельского поселения, МУК Спасский СДЦ, выразившимися в несоблюдении требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности

Просил признать бездействие ответчиков незаконным, возложить обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Директор МУК «Спасский Спортивно-досуговый центр» ФИО2 с требованиями прокурора согласилась частично, пояснила, что у Центра нет денежных средств для устранения всех выявленных недостатков. Своими силами они убрали скрутки на электропроводке, обесточили и демонтировали панели электроотопления, установили новые огнетушители, открыли эвакуационные выходы, соединили стулья в зрительном зале, убрали с окна глухую металлическую решетку. В остальной части устранить нарушения не могут из-за отсутствия денег.

Глава Администрации Спасского сельского поселения ФИО3 требования прокурора также признал частично и пояснил, что у Администрации поселения нет денежных средств для устранения всех выявленных ОГПН недостатков. Обращались с письмом в Администрацию Верхнеуральского района за выделением денег и оказанием помощи в устранении выявленных нарушений пожарной безопасности, однако пока нарушения не устранены.

Представитель УНД в судебное заседание не прибыл. Представлено письменное заявление о рассмотрении дела без его участия. Суд полагает рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд полагает требования прокурора удовлетворить.

Суду представлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ проверки требований пожарной безопасности в МУК «Спасский спортивно-досуговый центр», из которого следует, что в процессе проверки выявлены нарушения пожарной безопасности:

- здание не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- портальный проём сцены не защищён дренчерной установкой (водяная завеса);

- на сети внутреннего противопожарного водопровода насосы-повысители для подачи расчётного количества воды находятся в неисправном состоянии;

- сеть внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии;

- здание не оборудовано аварийным освещением;

- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и не проверены на работоспособность;

- на сцене и в спортзале эксплуатируются участки временной электропроводки в ветхо-аварийном состоянии;

- электропроводка на сцене выполнена на скрутках между собой,

- у электропанелей в зрительном зале и на сцене нет защитных ограждений,

- дверь второго эвакуационного выхода наружу не открывается полностью,

- дверь первого эвакуационного выхода закрыта на замок,

-ДК не обеспечен первичными средствами пожаротушения,

- в зрительном зале все кресла и стулья не соединены в ряд между собой,

- на окнах установлены глухие металлические решетки,

- на путях эвакуации не обеспечено наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;

- не выполнены планы эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения не выполнено наружное противопожарное водоснабжение;

- противопожарный инструктаж с работниками учреждения проведён не по специальной программе /л.д. 12-13 /.

Инспектором ОГПН ответчикам выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ которым предписано устранить выявленные недостатки в срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14 /.

ДД.ММ.ГГГГ проведена повторная контрольная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные ранее недостатки устранены частично. На дату контрольной проверки имеют место нарушения требований пожарной безопасности:

- здание не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара;

- здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;

- портальный проём сцены не защищён дренчерной установкой (водяная завеса);

- на сети внутреннего противопожарного водопровода насосы-повысители для подачи расчётного количества воды находятся в неисправном состоянии;

- сеть внутреннего противопожарного водопровода находится в неисправном состоянии;

- здание не оборудовано аварийным освещением;

- не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны не укомплектованы рукавами, стволами и не проверены на работоспособность;

- электропроводка на сцене выполнена на скрутках между собой;

- у электропанелей в зрительном зале и на сцене нет защитных ограждений;

ДК не обеспечен первичными средствами пожаротушения согласно норм,

- на путях эвакуации не обеспечено наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;

- не выполнены планы эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения не выполнено наружное противопожарное водоснабжение;

- противопожарный инструктаж с работниками учреждения проведён не по специальной программе.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

В соответствии п. 5.1 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (ред. от 07.02.2008), тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Из п. 9 указанной таблицы следует, что зрелищные учреждения оборудуются 1, 2, 3 типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Согласно п. 14 «Норм Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

На основании п. 9 таблицы 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 здание МУК Спасский СДЦ как здание общественного и административно-бытового назначения подлежит защите автоматической установкой пожарной сигнализации.

В соответствии с п. 2.1.15 «ВППБ 13-01-94. Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации» (введены в действие Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 N 736) в залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).

Согласно п. 9.12. ВППБ 13-01-94 противопожарное оборудование, средства извещения о пожаре и пожаротушения должны постоянно содержаться в исправном состоянии и боевой готовности. Использование их не по прямому назначению категорически запрещается.

На основании п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

В соответствии с п. 4.3 ВППБ 13-01-94 электроснабжение учреждений культуры должно осуществляться не менее чем от двух независимых друг от друга источников питания.

Согласно п. 4.4 ВППБ 13-01-94 для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа. Аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения.

На основании п. 150 ППБ 01-03 деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

В соответствии с п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Согласно п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

На основании п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

В соответствии с 2.1.21. Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

На основании п. 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

На основании п. 2.11 СНиП 2.04.02-84, утв. Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 г. № 123, противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В соответствии с п. 6 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

Согласно п. 18 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

На основании п. 51 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.

В соответствии с п. 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Согласно п. 1.5. Устава МУК «Спасский спортивно-досуговый центр», утв. постановлением главы Спасского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем учреждения является администрация Спасского сельского поселения /л.д.21-25 /.

Суд согласен, что бездействием администрации Спасского сельского поселения, МУК Спасский СДЦ, выразившимися в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Суд принимает объяснения ответчиков об устранении скруток в электропроводке, о демонтаже электроотопительных панелей, об обеспечении первичными средствами пожаротушения, поскольку это подтверждено представленными документами о закупке огнетушителей, о демонтаже электропанелей.

В то же время суд находит необоснованными доводы ответчиков об отсутствии денежных средств для устранения выявленных ОГПН недостатков, полагает расценить действия ответчиков по невыполнению требований пожарной безопасности как бездействие.

Суд полагает удовлетворить требование прокурора и признать указанное бездействие ответчиков незаконным, возложить обязанность на МУК «Спасский спортивно-досуговый центр» и Администрацию Спасского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

- оборудовать здание учреждения системой оповещения людей в случае пожара;

- оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией;

- портальный проём сцены защитить дренчерной установкой (водяная завеса);

- на сети внутреннего противопожарного водопровода насосы-повысители для подачи расчётного количества воды привести в исправное состояние;

- исправить сеть внутреннего противопожарного водопровода,

- оборудовать здание аварийным освещением;

- обработать огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами,

- на путях эвакуации обеспечить наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;

- выполнить планы эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения выполнить наружное противопожарное водоснабжение;

- провести противопожарный инструктаж с работниками учреждения по специальной программе.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Требования прокурора Верхнеуральского района к Муниципальному Учреждению Культуры «Спасский спортивно-досуговый центр», Администрации Спасского сельского поселения о признании незаконным бездействия по невыполнению требований пожарной безопасности, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального Учреждения Культуры «Спасский спортивно-досуговый центр», Администрации Спасского сельского поселения по невыполнению требований пожарной безопасности в соответствии с нормами пожарной безопасности.

Обязать Муниципальное Учреждение Культуры «Спасский спортивно- досуговый центр», Администрацию Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ - оборудовать здание учреждения системой оповещения людей в случае пожара;

- оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией;

- портальный проём сцены защитить дренчерной установкой (водяная завеса);

- на сети внутреннего противопожарного водопровода насосы-повысители для подачи расчётного количества воды привести в исправное состояние;

- исправить сеть внутреннего противопожарного водопровода,

- оборудовать здание аварийным освещением;

- обработать огнезащитным составом деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление;

- пожарные краны укомплектовать рукавами, стволами,

- на путях эвакуации обеспечить наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ;

- выполнить планы эвакуации в соответствии с ГОСТ;

- на территории учреждения выполнить наружное противопожарное водоснабжение;

- провести противопожарный инструктаж с работниками учреждения по специальной программе.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Верхнеуральский районный суд в течение 10 дней.

Судья М.П.Середкина.