Дело № 2-338\11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Селецкой Е.П.,
при секретаре Красюк Л.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений пожарной безопасности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований пожарных - незаконным; обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на территории <адрес>, <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;
- в здании администрации двери в лестничной клетке на втором этаже выполнить не самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;
- провести противопожарный инструктаж с работниками администрации по специальной программе.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация государственного инспектора ОНД № 14 по пожарному надзору ФИО2 по вопросу нарушения администрацией <адрес> Верхнеуральского муниципального района требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> Верхнеуральского района Челябинской области в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. В результате указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского района ФИО3 составлен акт № проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> ФИО4 выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта № проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> Верхнеуральского района Челябинской области в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения выявлены следующие нарушения:
- на территории <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- водонапорные башни <адрес>, <адрес> не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарной технекой в любое время года;
- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;
- населенные пункты по периметру территории <адрес>, <адрес> не очищены от сухой травы, мусора;
- в здании администрации двери в лестничной клетке на втором этаже выполнены не самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;
- пути эвакуации второго эвакуационного выхода на втором этаже здания администрации загромождены горючими материалами;
- двери второго эвакуационного выхода 2-го этажа здания не выполнены открывающимися по направлению выхода и закрыты на замки;
- электропроводкав кабинетах в распределительных коробках и архиве выполнена на скрутках;
- распределительная коробка в кабинете заместителя главы администрации не закрыта крышкой предусмотренной конструкцией;
- не разработан и не установлен на этаже план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ;
- противопожарный инструктаж с работниками администрации не проведён по специальной программе.
До настоящего времени администрацией <адрес> Верхнеуральского района Челябинской области не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на территории <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;
- в здании администрации двери в лестничной клетке на втором этаже выполнены не самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;
- противопожарный инструктаж с работниками администрации не проведён по специальной программе.
Таким образом, незаконные действия и бездействие администрации <адрес> являются продолжительными (с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.
Помощник прокурора Верхнеуральского района Королев И.Н. в судебном заседании исковые требования изменил, представив измененные исковые требования, настаивал на удовлетворении измененных требований по основаниям, изложенным в измененном иске. Просил обязать ответчика в течение 8 ( восьми ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;
- водонапорные башни <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года.
Представитель ответчика администрации МО « <адрес>» в судебном заседании пояснил, что выявленные правонарушения будут устранены при наличии денежных средств. С иском прокурора согласился. Пояснил, что намерены устранить все имеющиеся нарушения.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности № по пожарному надзору Верхнеуральского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 19), о причинах неявки суд не известил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах на органы местного самоуправления).
В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее 2-х прицепных пожарных мотопомп.
Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
Действиями и бездействием администрации <адрес>, выразившимися в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения совместно с главой администрации сельского поселения ФИО4, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов сельского поселения. Главе <адрес> ФИО4 было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что ответчиком предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено. Указанный факт подтверждается представленным Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которого следует, что в результате повторной проверки выполнения Предписания ГПН № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выявлены невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> о признании бездействий администрации муниципального образования «<адрес>» незаконными, об обязывании ответчика выполнить требования пожарных об устранении нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск прокурора Верхнеуральского района к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании в течение 8 ( восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, - удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по невыполнению требований пожарных, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности :
- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;
- водонапорные башни <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.
Председательствующий: Селецкая Е.П.