о признании бездействий незаконными, возложении обязанности



Дело № 2-338\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Селецкой Е.П.,

при секретаре Красюк Л.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании произвести устранение нарушений пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования «<адрес>», в котором просит признать бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований пожарных - незаконным; обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- на территории <адрес>, <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- в здании администрации двери в лестничной клетке на втором этаже выполнить не самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;

- провести противопожарный инструктаж с работниками администрации по специальной программе.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Верхнеуральского района поступила информация государственного инспектора ОНД № 14 по пожарному надзору ФИО2 по вопросу нарушения администрацией <адрес> Верхнеуральского муниципального района требований пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> Верхнеуральского района Челябинской области в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. В результате указанной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского района ФИО3 составлен акт № проверки соблюдения требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> ФИО4 выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акта № проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> Верхнеуральского района Челябинской области в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения выявлены следующие нарушения:

- на территории <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- водонапорные башни <адрес>, <адрес> не оборудованы приспособлениями для забора воды пожарной технекой в любое время года;

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- населенные пункты по периметру территории <адрес>, <адрес> не очищены от сухой травы, мусора;

- в здании администрации двери в лестничной клетке на втором этаже выполнены не самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;

- пути эвакуации второго эвакуационного выхода на втором этаже здания администрации загромождены горючими материалами;

- двери второго эвакуационного выхода 2-го этажа здания не выполнены открывающимися по направлению выхода и закрыты на замки;

- электропроводкав кабинетах в распределительных коробках и архиве выполнена на скрутках;

- распределительная коробка в кабинете заместителя главы администрации не закрыта крышкой предусмотренной конструкцией;

- не разработан и не установлен на этаже план эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТ;

- противопожарный инструктаж с работниками администрации не проведён по специальной программе.

До настоящего времени администрацией <адрес> Верхнеуральского района Челябинской области не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- на территории <адрес>, <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- в здании администрации двери в лестничной клетке на втором этаже выполнены не самозакрывающимися с уплотнениями в притворах;

- противопожарный инструктаж с работниками администрации не проведён по специальной программе.

Таким образом, незаконные действия и бездействие администрации <адрес> являются продолжительными (с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время). Предпринятые органом надзорной деятельности меры полностью не изменили сложившуюся ситуацию.

Помощник прокурора Верхнеуральского района Королев И.Н. в судебном заседании исковые требования изменил, представив измененные исковые требования, настаивал на удовлетворении измененных требований по основаниям, изложенным в измененном иске. Просил обязать ответчика в течение 8 ( восьми ) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- водонапорные башни <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года.

Представитель ответчика администрации МО « <адрес>» в судебном заседании пояснил, что выявленные правонарушения будут устранены при наличии денежных средств. С иском прокурора согласился. Пояснил, что намерены устранить все имеющиеся нарушения.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности № по пожарному надзору Верхнеуральского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 19), о причинах неявки суд не известил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании ч. ч. 2 и 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

На основании п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах на органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее 2-х прицепных пожарных мотопомп.

Дома отдыха и другие оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утверждаемыми органами местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно п. 95 ППБ 01-03 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Действиями и бездействием администрации <адрес>, выразившимися в несоблюдении вышеуказанных требований пожарной безопасности, нарушены права неопределённого круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора Верхнеуральского муниципального района по пожарному надзору ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов поселения совместно с главой администрации сельского поселения ФИО4, по результатам которой установлено, что нарушены требования пожарной безопасности в здании администрации и деятельности <адрес> в области организации и обеспечении пожарной безопасности на территории населенных пунктов сельского поселения. Главе <адрес> ФИО4 было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств того, что ответчиком предприняты все необходимые меры для устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не предоставлено. Указанный факт подтверждается представленным Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно которого следует, что в результате повторной проверки выполнения Предписания ГПН № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выявлены невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.


Бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> о признании бездействий администрации муниципального образования «<адрес>» незаконными, об обязывании ответчика выполнить требования пожарных об устранении нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора Верхнеуральского района к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействий незаконными, обязывании в течение 8 ( восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по невыполнению требований пожарных, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности :

- в <адрес>, <адрес> у естественных водоисточников устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- сельские населенные пункты <адрес> с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 –прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп;

- водонапорные башни <адрес> оборудовать приспособлениями для забора воды пожарной техникой в любое время года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд.

Председательствующий: Селецкая Е.П.