Дело № 2- 939/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(Дата обезличена)
Вуктыльский городской суд Республики Комив составе председательствующей судьи Фроловой Г.Н.,
при секретаре Джумакаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Микулиной Г.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Вуктыльское лесничество» об обязании привести оклад в соответствие с действующим законодательством и установить его не менее 4330 рублей в месяц, произвести перерасчет, исходя из оклада не менее 4330 рублей, и о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, социальных выплат по больничным листам, стажевым с индексацией за период с 01 января 2009 года по 31 мая 2010 года,
установил:
Микулина Г.И. обратилась в суд с иском к ГУ РК «Вуктыльское лесничество» об обязании привести оклад в соответствие с действующим законодательством и установить его не менее 4330 рублей в месяц, произвести перерасчет, исходя из оклада не менее 4330 рублей, и о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, социальных выплат по больничным листам, стажевым с индексацией за период с 01 января 2009 года по 31 мая 2010 года.
Микулина Г.И., будучи извещенной судом о рассмотрении дела надлежащим образом, просит дело рассмотреть в её отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Главный лесничий П.А.Червятин - руководитель ГУ РК «Вуктыльское лесничество» - просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, учитывая, что ответчиком по делу представлен письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования Микулиной Г.И. ответчик не признает. Кроме того, просит применить ст. 392 ТК РФ о пропуске истцом срока за обращением в суд.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Микулиной Г.И. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке Микулина Г.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком с (Дата обезличена), с (Дата обезличена) работала (должность обезличена) в Щугорском участковом лесничестве, (Дата обезличена) назначена (должность обезличена) Щугорского лесничества .... Согласно изменений от (Дата обезличена) к трудовому договору (Номер обезличен) от (Дата обезличена) истица принята на работу в ГУ РК «Вуктыльское лесничество» подразделение Щугерского участкового лесничества по (должность обезличена). Ей установлен должностной оклад в сумме (...) рублей, надбавка за выслугу лет (...),, надбавка за особые условия работы - (...), районный коэффициент в размере (...); северная надбавка в размере (...).
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 г. № 223 «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», утратившим силу с 01.12.2009 г. в связи с изданием Постановления Правительства РК от 27.10.2008 г. № 297, размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми установлен в сумме 1404 рублей в месяц; к окладу первого разряда ЕТС установлены межразрядные тарифные коэффициенты.
Так, к 12 разряду ЕТС установлен коэффициент 2,604 и оклад 3656 руб., к 13 разряду ЕТС установлен коэффициент 2,811 и оклад 3947 руб., к 14 разряду ЕТС установлен коэффициент 3,027 и оклад 4.250 руб., к 15 разряду ЕТС установлен коэффициент 3,261 и оклад 4.579 руб., к 16 разряду- 3,514 и оклад 4934 руб.
В связи с введением с 01.12.2008 года новой системы оплаты труда в ГУ РК «Вуктыльское лесничество», с работниками Учреждения были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, а (Дата обезличена) внесены изменения к трудовым договорам.
Согласно имеющимся материалам дела, истцу Микулиной Г.И. с (Дата обезличена) установлен должностной оклад в размере (...) руб., надбавки к должностному окладу: за выслугу лет в размере (...)% в сумме (...) рублей, за особый режим работы в размере (...) % в сумме (...) руб.(...) коп.. На должностной оклад, доплаты начисляется районный коэффициент (...), надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - (...).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть3 Конституции РФ).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Истец в обоснование иска указала, что работодатель обязан был принять в качестве базового оклада (1 разряда) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, к которому необходимо применить повышающие коэффициенты для определения окладов истцов.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия:
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами,, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Главой 50 Трудового кодекса РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Указом Главы РК от 03.07.1998 № 232 «Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми» для г. Вуктыл установлен размер районного коэффициента - 1,4.
Согласно статье 317 Трудового кодекса, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом.
Поскольку законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, до настоящего времени не принят, в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлено, что в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах равняется 50 процентам заработка.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районной Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029», Вуктыльский район был отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истцов, включая должностной оклад, доплату за выслугу лет, а также иные выплаты, выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, суд считает, что нарушений трудовых прав истца при выплате заработной платы в указанный ею период ответчиком не допущено, следовательно, в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы истца об обязанности работодателя учесть при установлении окладов повышающие коэффициенты не основаны на законе.
Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.
В частности, согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства Республики Коми от 6 сентября 2008 года № 251 «Об оплате труда работников государственных учреждений лесного хозяйства Республики Коми» принято в пределах полномочий Республики Коми как субъекта Российской Федерации.
Данным Постановлением утвержден Перечень оснований для повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений лесного хозяйства Республики Коми и размеры повышения. Однако повышающих коэффициентов, предусматривающих межразрядную разницу, не установлено, а в силу федерального законодательства на субъект Российской Федерации не может быть возложена обязанность изменять установленную систему оплаты труда.
Кроме того, при рассмотрении настоящего иска представителем ответчика в отзыве на иск заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
В соответствии со ст.392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что фактически о праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 24.06.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», т.е. 28 июня 2008г.
Срок, установленный ст. 392 ТК РФ, начинает течь с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 24.06.2008г. № 91-ФЗ.
Однако в суд с иском о восстановлении предполагаемых нарушенных трудовых прав истец обратилась 17.06.2010 г.
Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.
Доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила, соответственно перерасчет заработной платы возможен был за три месяца, предшествующих дню обращения в суд. Однако суд не нашел оснований для удовлетворения требований истцов по существу, в связи с чем суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований к ГУ РК «Вуктыльское лесничество» в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Микулиной Г.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Вуктыльское лесничество» об обязании привести оклад в соответствие с действующим законодательством и установить его не менее 4330 рублей в месяц, произвести перерасчет, исходя из оклада не менее 4330 рублей, и о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, отпускных, социальных выплат по больничным листам, стажевым с индексацией за период с 01 января 2009 года по 31 мая 2010 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с (Дата обезличена).
Судья: г.Н.Фролова