Дело № 2- 786 /10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Хузиной К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Репкина Г.Д., Гришненко Е.П., Сухорукова Е.Б., к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Солнышко» о понуждении к перерасчету заработной платы с индексацией,
у с т а н о в и л :
В Вуктыльский городской суд Республики Коми с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению (МДОУ) «Детский сад «Солнышко» о понуждении привести оклад в соответствие с действующим законодательством, перерасчету и взыскании заработной платы с индексацией обратились Репкина Г.Д., Гришненко Е.П., Сухорукова Е.Б.
Свои исковые требования истцы мотивировала тем, что с 1 января 2009 года установлено повышение МРОТ до 4330 рублей. При этом в размер МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях. Оспаривая правильность начисления заработной платы, истцы указали, что в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, размер их должностного оклада должен быть не менее 4330 рублей.
Истцы Репкина Г.Д., Гришненко Е.П., Сухорукова Е.Б. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, применить в отношении исковых требований срок исковой давности, предусмотренный ТК РФ.
Представитель третьего лица на стороне ответчика в судебном заседании просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что МДОУ «Детский сад «Солнышко» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением общего собрания коллектива МДОУ «Детский сад «Солнышко» 2 апреля 2010 года и утвержденного Постановлением руководителя администрации МР «Вуктыл» от 20 апреля 2010 года № 04/483.
Согласно трудового договора Номер обезличен от Дата обезличена Репкина Г.Д. принята ответчиком на работу на должность обезличена и ей установлен должностной оклад в размере /...../ рублей в месяц.
Из трудового договора Номер обезличен от Дата обезличена установлено, что Гришненко Е.П. принята ответчиком на работу должность обезличена и ей установлен должностной оклад в размере /...../ рублей ежемесячно
Согласно трудового договора Номер обезличен от Дата обезличена Сухорукова Е.Б. принята на работу ответчиком на должность обезличена и ей установлен должностной оклад в размере /...../ рубля в месяц.
В соответствии со штатным расписанием МДОУ «Детский сад «Солнышко», утвержденным 31 мая 2010 года, работникам МДОУ предусмотрены следующие надбавки: за выслугу лет, делопроизводителю-5 %, музыкальный руководитель - 10%, воспитатель - 15 %, младший воспитатель - 5%, а также районный и северный коэффициенты.
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты) доплата и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В указанной статье тарифная ставка, оклад (должностной оклад) и базовый оклад (базовый должностной оклад) определяются, как размер оплаты труда, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
К выплатам компенсационного характера законодатель относит выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время).
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты труда, выплаты за качество работы, за стаж непрерывной работы и выслугу лет.
К социальным выплатам относятся выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, что может быть предусмотрено коллективным договором, соглашением либо локальным нормативным актом в организации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений трудового законодательства и конституционных прав истцов со стороны ответчика, поскольку трудовым законодательством допускается установление окладов (должностных окладов) в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда при том, что заработная плата, определенная в ст.129 ТК РФ, не должна быть меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов, (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом, закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.
Суд также учитывает и то, что ответчиком, а также в отзыве третьего лица на стороне ответчика, заявлено ходатайство о пропуске истицами срока для обращения в суд за разрешением трудового спора. В соответствии со ст.392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Уважительных причин пропуска срока истицами не представлено и в судебном заседании не установлено, истицы пояснили в судебном заседании, что ответчик выдавал расчетные листы ежемесячно, информируя их о размере и составных частях заработной платы, поэтому суд, с учетом требований ч.1 ст.392 ТК РФ проверки подлежит правильность начисления и выплаты заработной платы истце за последние три месяца, предшествующих обращению в суд с иском.
Как следует из представленных ответчиком расчетных листков, начисленная истцам заработная плата за период с февраля по март 2010 года, (совокупный размер) за полностью отработанное в течение каждого месяца рабочее время, превышает размер 4330 рублей ежемесячно и совокупный размер месячной заработной платы истцов не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, поэтому нарушений трудовых прав истцов, при выплате им заработной платы за указанный период, ответчиком не допущено.
Довод истцов о том, что должностной оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившими силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 «О внесении изменения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеуказанного трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере, меньше минимального размера оплаты труда при условии, что из заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Поскольку суд считает, что исковые требования истцов о понуждении произвести перерасчет заработной платы и взыскании не начисленной заработной платы не подлежат удовлетворению, а также учитывая, что ст.236 ТК РФ предусмотрена выплата денежной компенсации работодателем работнику только при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, то суд приходит к выводу о том, что исковые требования об индексации не начисленной оплаты труда не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, суд считает, что исковые требования Репкиной Г.Д., Гришненко Е.П., Сухоруковой Е.Б. к МДОУ «Детския сад «Солнышко» о понуждении привести оклад в соответствие с действующим законодательством, перерасчету и взыскании заработной платы с индексацией о понуждении привести оклад в соответствие с действующим законодательством, перерасчет заработной платы и взыскании не начисленной заработной платы с индексацией удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований по иску Репкина Г.Д., Гришненко Е.П., Сухорукова Е.Б., к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Солнышко» о понуждении к перерасчету заработной платы с индексацией отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми 10-ти дневный срок со дня принятия в окончательной форме, через Вуктыльский городской суд.
Судья: О.В.Сурганов