Дело № 2-1057/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2010 года г. Вуктыл
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Фроловой Г.Н.,
при секретаре Джумакаевой Н.П.,
с участием истца Осиповой Г.А.,
представителя ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье - Пархомец В.В.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Вуктыл» - Гоцуленко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Г.А. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье, администрации муниципального района «Вуктыл» об обязании ответчиков установить оклад в соответствии с минимальным размером оплаты труда в размере 4330 рублей и взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Осипова Г.А. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье /далее - МОУ «СОШ» с. Подчерье/, администрации муниципального района «Вуктыл» об обязании ответчиков установить оклад в соответствии с минимальным размером оплаты труда в размере 4330 рублей, взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 января 2009 года по 01 июня 2010 года с индексацией, указав в исковом заявлении, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком МОУ «СОШ» с. Подчерье с (Дата обезличена), работает (должность обезличена). Её должностной оклад составляет (...) рубля. Истец полагает, что в связи с принятием Федерального закона об установлении в Российской Федерации минимального размера оплаты труда /МРОТ/ в размере 4330 рублей её оклад с 01.01.2009 года должен быть в размере 4330 рублей, на который должны начисляться доплаты, районный коэффициент, северные надбавки.
Осипова Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, при этом уточнила период взыскания и просит взыскать неначисленную и невыплаченную заработную плату за 3 месяца до обращения в суд, то есть за период с 01 марта 2010 года по 31 мая 2010 года. Истец также пояснила, что за оспариваемый период зарплата ниже МРОТ ей не начислялась.
Представитель ответчика - МОУ «СОШ» с. Подчерье - в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, при этом пояснил, что зарплата истцу начислялась и выплачивалась своевременно в соответствии с нормативными документами в размере, превышающем МРОТ.
Представитель ответчика - администрации муниципального района «Вуктыл» - в судебном заседании исковые требования Осиповой Г.А. не признал.
Выслушав доводы истца и представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему:
Вопросы оплаты труда работников МОУ «СОШ » с. Подчерье регламентируются:
Постановлением руководителя администрации МР «Вуктыл» № 10/864 от 24.10.2007 г. «Об оплате труда работников учреждений образования МР «Вуктыл» /с учетом изменений от 23.092008 года № 09/1140, от 30.10.2009 года № 10/1228/;
Постановлением руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» от 22.09.2008 года № 09/1115 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального района «Вуктыл» /с учетом изменений от 30.09.2009 года № 09/1157/;
Приказом Управления образования МР «Вуктыл» от 02.11.2007 года № 284 «Об утверждении документов, регулирующих оплату труда в образовательных учреждениях муниципального района «Вуктыл»;
Положением «О выплатах стимулирующего характера работникам МОУ «СОШ» с. Подчерье, утвержденного директором МОУ «СОШ» с. Подчерье.
Осипова Г.А. состоит в трудовых отношениях с МОУ «СОШ» с. Подчерье с (Дата обезличена), работает (должность обезличена). Должностной оклад по исполняемой Осиповой Г.А. работе составляет (...) рубля. Истцу производились доплаты в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера работникам МОУ «СОШ» с. Подчерье, а также на должностной оклад, доплаты начислялись районный коэффициент (...) % и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (...) %.
Оспаривая правильность начисления заработной платы, истец указала на то, что в связи с увеличением минимального размера оплаты труда размер её оклада должен равняться с 01.01.2009 года - 4 330 руб.
Однако суд находит указанные доводы не основанными на законе и требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.
Доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Ссылка истца в обоснование исковых требований на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года, не может быть принята во внимание, поскольку разъяснение на вопрос № 3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года.
С иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истец обратилась в суд 10.06.2010 года, следовательно, суд проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, то есть за март, апрель, май 2010 года.
Согласно расчетных листов, представленных в материалы дела, видно, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты с учетом районного коэффициента и северной надбавки, за спорный период (март-май 2010 года) не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по существу, в связи с чем суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований к МОУ «СОШ» с. Подчерье в полном объеме.
Суд считает, что администрация муниципального района «Вуктыл» не может являться ответчиком по делу, так как не является работодателем истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Осиповой Г.А. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье об обязании ответчика установить оклад в соответствии с минимальным размером оплаты труда в размере 4330 рублей и взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2010 года по 31 мая 2010 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Вуктыльский городской суд со дня изготовления мотивированного решения, с 27 августа 2010 года.
Судья: Г.Н.Фролова