Дело № 2-1037/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2010 года г. Вуктыл
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Фроловой Г.Н.,
при секретаре Джумакаевой Н.П.,
с участием представителя ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье - Пархомец В.В.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Вуктыл» - Гоцуленко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буриной А.А. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье, администрации муниципального района «Вуктыл» об обязании ответчиков установить оклад с учетом повышающего коэффициента выше минимального размера оплаты труда, взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы с индексацией,
установил:
Бунина А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье /далее - МОУ «СОШ» с. Подчерье/, администрации муниципального района «Вуктыл» об обязании ответчиков установить оклад с учетом повышающего коэффициента выше минимального размера оплаты труда /выше 4330 рублей/, взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 января 2009 года по 01 июня 2010 года с индексацией, указав в исковом заявлении, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком МОУ «СОШ» с. Подчерье с (Дата обезличена), работает в (должность обезличена), а с (Дата обезличена) также и в (должность обезличена). Ёё должностной оклад (должность обезличена) составляет с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) (...), а с (Дата обезличена) (...). Она также работает с (Дата обезличена) (должность обезличена) на 0,5 ставки. Должностной оклад (...). Истец полагает, что в связи с принятием Федерального закона об установлении в Российской Федерации минимального размера оплаты труда /МРОТ/ с 01.01.2009 года - 4330 рублей её оклад учителя с 01.01.2009 года должен быть не менее 4330 рублей, а с учетом повышающего коэффициента 2.604 должностной оклад должен быть в размере 11 275 рублей, на который должны начисляться компенсационные и стимулирующие выплаты. Должностной оклад заместителя директора должен быть в размере 10 457 рублей /4330 руб.х 2,415 - повышающий коэффициент/.
В судебном заседании Бунина А.А. свои требования, указанные в исковом заявлении, поддержала, просит установить должностной оклад (должность обезличена) не менее 4330 рублей с учетом повышающего коэффициента 2.604, что составляет 11275 рублей, установить должностной оклад (должность обезличена) не менее 4330 рублей с учетом повышающего коэффициента 2.415, что составляет 10457 рублей, а также взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена), при этом пояснила, что к её должностному окладу (должность обезличена) (...) начисляются сельские (...) %, за выслугу лет (...) %, за проверку тетрадей в зависимости от количества учеников в классе от (...) до (...) %, за заведование кабинетом (...) %, за факультатив от количества часов в неделю, за классное руководство (...) %, на которые начисляется районный коэффициент (...) % и северная надбавка (...) %. Она также работает с (Дата обезличена) (должность обезличена) на 0,5 ставки. Должностной оклад заместителя директора (...), а 0,5 ставки - (...). К её должностному окладу начислялись сельские (...) %, на которые начислялись районный коэффициент (...) % и северная надбавка (...) %. За оспариваемый период зарплата меньше МРОТ ей не начислялась. Трехмесячный срок за обращением в суд она пропустила по неуважительной причине. Представитель ответчика - МОУ «СОШ» с. Подчерье - в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, при этом пояснил, что зарплата истцу начислялась и выплачивалась своевременно в соответствии с нормативными документами в размере, превышающем МРОТ, а также заявил о пропуске истцом срока, установленного ст. 392 ТК РФ. У учителей нет разрядов, а есть квалификационные категории. Суд не вправе устанавливать оклады и межразрядные коэффициенты.
Представитель ответчика - администрации муниципального района «Вуктыл» - в судебном заседании исковые требования Буниной А.А. не признал.
Выслушав доводы истца и представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему:
Вопросы оплаты труда работников МОУ «СОШ » с. Подчерье регламентируются:
Постановлением руководителя администрации МР «Вуктыл» № 10/864 от 24.10.2007 г. «Об оплате труда работников учреждений образования МР «Вуктыл» /с учетом изменений от 23.092008 года № 09/1140, от 30.10.2009 года № 10/1228/;
Постановлением руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» от 22.09.2008 года № 09/1115 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений муниципального района «Вуктыл» /с учетом изменений от 30.09.2009 года № 09/1157/;
Приказом Управления образования МР «Вуктыл» от 02.11.2007 года № 284 «Об утверждении документов, регулирующих оплату труда в образовательных учреждениях муниципального района «Вуктыл»;
Положением «О выплатах стимулирующего характера работникам МОУ «СОШ» с. Подчерье, утвержденного директором МОУ «СОШ» с. Подчерье.
Бунина А.А. состоит в трудовых отношениях с МОУ «СОШ» с. Подчерье с (Дата обезличена), работает в (должность обезличена), а с (Дата обезличена) также и в (должность обезличена). Ёё должностной оклад (должность обезличена) составляет с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) (...), а с (Дата обезличена) (...). Истцу производятся доплаты к должностному окладу (должность обезличена): сельские (...) %, за выслугу лет (...) %, за проверку тетрадей в зависимости от количества учеников в классе от (...) до (...) %, за заведование кабинетом (...) %, за факультатив от количества часов в неделю, за классное руководство (...) %. На должностной оклад, доплаты начислялись районный коэффициент (...) % и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (...) %. Истец также работает с (Дата обезличена) (должность обезличена) на 0,5 ставки. Должностной оклад (...), а 0,5 ставки - (...). Истцу производятся доплаты: сельские (...) %. На должностной оклад, доплаты начислялись районный коэффициент (...) % и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (...) %.
Оспаривая правильность начисления заработной платы, истец указала на то, что в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 01.01.2009 года - 4330 рублей размер её оклада с 01.01.2009 года должен быть выше 4 330 рублей.
Однако суд находит указанные доводы не основанными на законе и требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.
Доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Кроме того, истец ошибочно толкует норму части первой статьи 129 Трудового кодекса РФ, определяя свой должностной оклад путем умножения установленного должностного оклада на прежнюю тарифную ставку. Часть первая указанной нормы закона дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы как самостоятельных видов оплаты труда, и не предусматривает возможность применения к одному работнику одновременно разных видов оплаты труда по основной должности, что предлагается истцом.
При рассмотрении настоящего иска ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
В соответствии со ст.392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом, однако уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, поскольку фактически о праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 24.06.2008г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», т.е. 28 июня 2008 года.
Срок, установленный ст. 392 ТК РФ, начинает течь с 01 января 2009 года, то есть с момента, когда начинает действие Федеральный закон от 24.06.2008г. № 91-ФЗ.
Однако в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истец обратилась 07.06.2010 года.
Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.
Федеральный закон № 91-ФЗ, а также Трудовой кодекс РФ были опубликованы в официальных периодических изданиях и были доступны для всеобщего обозрения, истец работает в учреждении ответчика, ежемесячно получает заработную плату и имела возможность ознакомиться с условиями и видами выплат, предусмотренных законом, в связи с чем должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Возникшие правоотношения не носят длящийся характер, поскольку заработная плата истцу начислялась и выплачивалась ежемесячно.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила, поэтому суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, то есть за март, апрель, май 2010 года.
Согласно расчетных листов, представленных в материалы дела, видно, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты с учетом районного коэффициента и северной надбавки, за спорный период (март-май 2010 года) не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истца при выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено.
Ссылка истца в обоснование исковых требований на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года, не может быть принята во внимание, поскольку разъяснение на вопрос № 3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года. Данная ссылка истца также не является основанием для восстановления срока, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса РФ, за обращением с иском в суд.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по существу, в связи с чем суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований к МОУ «СОШ» с. Подчерье в полном объеме.
Суд считает, что администрация муниципального района «Вуктыл» не может являться ответчиком по делу, так как не является работодателем истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Буриной А.А. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Подчерье об обязании ответчика установить оклад с учетом повышающего коэффициента выше минимального размера оплаты труда, взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы с индексацией за период с 01 января 2009 года по 01 июня 2010 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Вуктыльский городской суд со дня изготовления мотивированного решения, с 29 августа 2010 года.
Судья: Г.Н.Фролова