Дело № 2-330/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вуктыл 26 апреля 2011 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующей судьи Владимирской О.В.,
при секретаре Блягоз Е.В.
с участием старшего помощника прокурора г. Вуктыл Курято М.Р.,
представителей ОВД г. Вуктыл Козленко Н.А. и Бакшеева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Вуктыл Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по г. Вуктыл Республики Коми о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор г. Вуктыл обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по г. Вуктыл о понуждении получения в установленном порядке лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что осуществление медицинской деятельности в ИВС ОВД по г. Вуктыл без лицензии является нарушением требований законодательства в сфере лицензирования, создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также его работников.
Представители ОВД по г. Вуктыл с требованиями прокурора согласились, пояснив, что для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности необходимо финансирование за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Руководством ОВД в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми направлялись документы для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, которые до настоящего времени не рассмотрены.
Заслушав доводы прокурора, мнение представителей ОВД по г. Вуктыл, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ правом на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов наделены заинтересованные лица. В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в целях предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, а также в защиту прав, свобод, законных интересов лиц, содержащихся в ИВС ОВД по г. Вуктыл, прокурор г. Вуктыл правомочен заявлять настоящее требование.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного Закона лицензированию подлежит, в том числе, медицинская деятельность. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30.
Согласно п. 4 вышеуказанного Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, включая предварительные и периодические медицинские осмотры (согласно Приложению к Положению, устанавливающему перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности).
Таким образом, осуществление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом медицинской деятельности без соответствующей лицензии незаконно.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Вуктыл проведена проверка исполнения законодательства в государственном учреждении ОВД по г. Вуктыл, по результатам которой установлено следующее.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 24 указанного Закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, закреплен в Инструкции, утвержденной Приказом МВД России и Минздрава России 31.12.1999 № 1115/475.
В силу п. п. 1, 2 вышеуказанной Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, а также контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.
В соответствии с п. 7 Инструкции основными задачами медицинских работников ИВС являются организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС; осуществление контроля за санитарно-гигиеническим содержанием помещений ИВС.
При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной), в том числе неотложной, медико-санитарной помощи; организацию оказания скорой медицинской помощи; организацию консультаций больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, своевременное представление в установленном порядке руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении), выполнение установленных правил их хранения, выдачи и учета; осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжении, банно-прачечном обеспечении, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС; организацию и обеспечение проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных и т.д.
Установлено, что в штате изолятора временного содержания государственного учреждения ОВД по г. Вуктыл состоит фельдшер медицинской части, имеющий среднее специальное образование по специальности фельдшер, осуществляющий деятельность в сфере медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в данном изоляторе, а также его работников.
Согласно должностной инструкции в обязанности фельдшера ИВС ОВД по г. Вуктыл входят осуществление ежедневного медицинского осмотра, покамерные обходы, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи, обеспечение соблюдения правил приема лекарств «спецконтингентом», осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС и др., что основано на требованиях п. 7 Инструкции.
Однако в нарушение требований законодательства о лицензировании, лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания государственное учреждение ОВД по г. Вуктыл не имеет.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Таким образом, осуществление медицинской деятельности в ИВС ОВД по г. Вуктыл без лицензии не только нарушает требования законодательства в сфере лицензирования, но и создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также его работников.
Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора г. Вуктыл к Отделу внутренних дел по г. Вуктыл о понуждении к совершению действий, поскольку в соответствии с требованиями федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» обязанность по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности возложена на Отдел внутренних дел по г. Вуктыл.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление прокурора г. Вуктыл Республики Коми к Отделу внутренних дел по г. Вуктыл Республики Коми о понуждении к совершению действий удовлетворить:
обязать Отдел внутренних дел по г. Вуктыл Республики Коми получить в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности.
На решение суда могут быть поданы кассационные жалоба либо представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение десяти дней через Вуктыльский городской суд.
Судья О.В. Владимирская