осужден к реальному лишению свободы за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека



ПРИГОВОР по делу №1-117/12

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Всеволожск 20 марта 2012 г.

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе судьи Большакова А.К.

с участием государственного обвинителя помощника Всеволожского городского прокурора Осиповой Е.П.,

подсудимого Сафаряна А.В.,

переводчика Газояна А.С.

защитника Папуцкой О.В., представившей удостоверение и ордер ,

при секретаре Захаровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Сафаряна ФИО13, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Республики Армения, имеющего образование 10 классов, холостого, имеющего сына ДД.ММ.ГГГГ г.р., не судимого; не работающего, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в России проживающего без регистрации и без определенного места жительства,

в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Сафарян А.В. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 23 до 24 часов в помещении вагончика-бытовки, расположенного у <адрес> в <адрес> Сафарян А.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры, из личной неприязни, с целью причинения телесных повреждений ФИО9, безразлично относясь к возможной тяжести причиняемого вреда здоровью и сознательно допуская возможность причинения любого, в том числе тяжкого вреда, небрежно отнесясь к возможности наступления смерти потерпевшего от причиняемых телесных повреждений, умышленно нанес ФИО9 множественные удары по голове, в область грудной клетки, по ногам и рукам, причинив потерпевшему следующие повреждения: прямые переломы 4-8 ребер по линии от среднеключичной к средней подмышечной и 6-12 ребер по линии от лопаточной к околопозвоночной с разрывами пристеночного листка плевры, конструкционные переломы 8-10 ребер по среднеключичной линии с кровоизлияниями в мягкие ткани; массивные распространенные кровоизлияния в мягкие ткани передней и заднебоковой поверхностей грудной клетки слева; обширный кровоподтек и ссадину левых боковых поверхностей грудной клетки и живота, ссадину задней поверхности грудной клетки; распространенные кровоподтеки и множественные ссадины лица, ушных раковин, распространенные кровоизлияния в кожно-мышечный лоскут лобной, теменной и правой височной областей с переходом на клетчатку глазниц, затылочной и правой заушной областей; перелом костей носа, кровоизлияние в склеру правого глаза; кровоподтеки и ссадины правой подключичной области с переходом на правую и боковую поверхности шеи, правых локтевого сустава и предплечья, левого плечевого и правого тазобедренного суставов; кровоподтеки тыльных поверхностей кистей, правого лучезапястного и левого голеностопного суставов; ссадины передней брюшной стенки, правой голени, Указанный комплекс повреждений квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и по неосторожности Сафаряна А.В. повлек смерть потерпевшего на месте происшествия от тупой сочетанной травмы головы и грудной клетки.

Подсудимый Сафарян А.В. вину в совершении преступления признал частично, отрицая умысел на причинение тяжкого вреда здоровью и утверждая, что он защищался от нападения. Показал, что около 23 часов ДД.ММ.ГГГГ, во время распития спиртного в вагончике, ФИО14 в разговоре дважды оскорбительно высказался о его матери, на почве чего возникла ссора, в ходе которой ФИО15 схватил его за горло и стал душить, повалил на пол. Освободившись, он нанес ФИО16 неоднократные удары кулаками по лицу и ногами по туловищу, после чего помог подняться и посадил на кровать. В это время пришел хозяин вагончика и прогнал его. Утром он узнал, что ФИО17 умер, чего он не ожидал, так как не догадывался о том, что мог причинить столь серьезные повреждения. Удары потерпевшему наносил, не думая о последствиях, так как был в ярости из-за его оскорблений и действий, а также боялся потерпевшего.

Показания, данные подсудимым в судебном заседании, в целом соответствуют его показаниям, изложенным в протоколе проверки показаний на месте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84-99).

Помимо признательных показаний самого подсудимого, его вина в совершении преступления установлена другими доказательствами.

Так, согласно показаниям свидетеля ФИО10, около 23 часов ДД.ММ.ГГГГ, потревоженный лаем собак и шумом возни, доносившимся со стороны вагончика, расположенного в 50 метрах от дома, в котором он разрешил переночевать ФИО18, он зашел в вагончик и обнаружил там Сафаряна и ФИО19, сидевших на нарах. При этом лицо ФИО20 было сильно избито, в вагончике была кровь. Сафарян сказал ему, что драка произошла из-за того, что ФИО21 оскорбительно высказался о его родственниках.

Согласно показаниям свидетеля ФИО11, в первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ приехав к вагончику, расположенному на участке ФИО22, по вызову последнего, он обнаружил в вагончике труп незнакомого ему человека с повреждениями на лице, кровь в помещении. Возле вагончика находился и Сафарян, который сообщил ему, что пострадавший оскорбил его родных, из-за этого между ними произошла драка, в которой он причинил погибшему телесные повреждения.

Из протокола осмотра места происшествия, схемы и фототаблицы к нему следует, что труп ФИО23 был обнаружен в вагончике-бытовке, расположенном на территории земельного участка <адрес> со следами повреждений на теле; в помещении имелись следы крови (л.д.16-31).

Согласно Заключению судебно-медицинской экспертизы , при судебно-медицинском исследовании трупа ФИО9 были обнаружены следующие повреждения: прямые переломы 4-8 ребер по линии от среднеключичной к средней подмышечной и 6-12 по линии от лопаточной к околопозвоночной с разрывами пристеночного листка плевры, конструкционные переломы 8-10 по среднеключичной линии с кровоизлияниями в мягкие ткани; массивные распространенные кровоизлияния в мягкие ткани передней и задне-боковой поверхностей грудной клетки слева; обширный кровоподтек и ссадина левых боковых поверхностей грудной клетки и живота, ссадины задней поверхности грудной клетки; распространенные кровоподтеки и множественные ссадины лица, ушных раковин, распространенные кровоизлияния в кожно-мышечный лоскут лобной, теменной и правой височной областей с переходом на клетчатку глазниц, затылочной и правой заушной областей; перелом костей носа, кровоизлияние в склеру правого глаза; кровоподтеки и ссадины правой надключичной области с переходом на правую боковую поверхность шеи, правых локтевого сустава и предплечья, левого плечевого и правого тазобедренного суставов; кровоподтеки тыльных поверхностей кистей, правого лучезапястного и левого голеностопного суставов; ссадины передней брюшной стенки, правой голени. Данный комплекс повреждений квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и повлек, в данном случае, наступление смерти не позднее единичных десятков минут после причинения повреждений (л.д. 148-159).

Согласно Заключению дополнительной судебно-медицинской экспертизы, повреждения, обнаруженные при судебно-медицинском исследовании трупа ФИО9, могли быть причинены при обстоятельствах, указанных в протоколе проверки показаний Сафаряна А.В. на месте (л.д.171-175).

Согласно Заключению судебно-биологической экспертизы, на кофте и брюках Сафаряна А.В. обнаружена кровь человека, которая не могла произойти от самого Сафаряна А.В., но могла произойти от ФИО9 (л.д.191-196).

Приведенными доказательствами вина подсудимого в совершении преступления установлена.

Показаниями подсудимого и свидетеля ФИО10 установлено, что преступление совершено в период с 23 до 24 часов ДД.ММ.ГГГГ

Действия подсудимого подлежат квалификации по ч.4 ст.111 УК РФ, поскольку он умышленно причинил потерпевшему повреждения, представлявшие тяжкий вред здоровью, небрежно отнесясь к возможным последствиям своих действий в виде наступления смерти потерпевшего. При этом суд считает установленным, что умысел по отношению к причинению тяжкого вреда был косвенным, а не прямым, как вменено следователем, а неосторожность по отношению к смерти проявилась в форме небрежности, а не самонадеянности. Основания для таких выводов дают показания подсудимого об отсутствии у него цели причинить потерпевшему тяжкий вред здоровью и о том, что он не предполагал, что причиняет столь серьезные повреждения, что они могут повлечь смерть. Показания подсудимого в этой части какими-либо доказательствами не опровергаются и в силу презумпции невиновности должны быть положены в основу приговора. При этом количество и характер умышленно причиненных пострадавшему повреждений однозначно свидетельствует о том, что подсудимый мог и должен был предполагать, что примененное им насилие в конечном счете может привести к смерти ФИО24

Повреждения, представлявшие тяжкий вред здоровью, были причинены подсудимым ФИО25 умышленно, так как, нанося со значительной силой многочисленные удары кулаками и ногами по голове и по грудной клетке человека, подсудимый не мог не сознавать, что эти удары могут причинить тяжкий вред здоровью. Поэтому действия подсудимого не могут квалифицироваться по ч.1 ст.109 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за неосторожное причинение смерти при отсутствии умысла на причинение тяжкого вреда здоровью.

Не могут действия Сафаряна А.В. быть переквалифицированы и на ч.1 ст.108 УК РФ, поскольку не имеется оснований считать, что имела место ситуация необходимой обороны, пределы которой он мог превысить.

Из показаний подсудимого следует, что между ним и ФИО26 имелись давние приятельские отношения, они неоднократно вместе выпивали, и между ними никогда не возникало конфликтов. В данный вечер Сафарян А.В. также находился в гостях у ФИО27 по приглашению последнего. Ссора между ними, согласно показаниям подсудимого, возникла из-за того, что Сафаряну не понравились, показались оскорбительными, высказывания ФИО28 и он сделал ему замечания по поводу его слов, а последний повел себя агрессивно и схватил подсудимого за горло.

Ни характер взаимоотношений между Сафаряном и ФИО29, ни характер конфликта, описываемого подсудимым, не дают основания считать, что описываемые подсудимым действия ФИО30 создавали опасность для его жизни или здоровья. Между ними завязалась ссора, которая могла быть погашена соответствующим поведением с предотвращением рукоприкладства. Как видно из копии медицинской справки (л.д.121) и Заключения судебно-медицинской экспертизы, Сафаряну во время конфликта не было причинено каких-либо повреждений, в том числе на шее, имелись лишь повреждения, которые могли образоваться в результате нанесения им самим ударов по ФИО31, из чего следует, что фактически пострадавший не применил к подсудимому сколько-нибудь серьезного насилия.

Кроме того, как следует из показаний свидетелей, объясняя им причину избиения ФИО32, Сафарян не говорил, что он защищался, а сообщал лишь о том, что ФИО33 оскорбительно говорил о его родственниках.

При таких обстоятельствах действия подсудимого по нанесению многочисленных ударов кулаками и ногами пострадавшему, лежавшему на полу, не могут расцениваться как совершенные в состоянии необходимой обороны или при ее превышении, в силу отсутствия посягательства, от которого была допустима защита подобным способом.

Потерпевшей ФИО12 заявлен гражданский иск о взыскании с подсудимого в возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, <данные изъяты>, и в качестве денежной компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Гражданский иск в части компенсации морального вреда, причиненного потерпевшей утратой близкого человека, подлежит частичному удовлетворению на основании ст.ст.1064 и 151 ГК РФ и в соответствии с принципами разумности и справедливости, предусмотренными ст.1101 ГК РФ, с учетом материального положения подсудимого, не имеющего ни имущества, ни определенного места жительства на территории Российской Федерации. С учетом указанных обстоятельств суд считает необходимым взыскать с подсудимого в качестве возмещения морального вреда <данные изъяты> рублей.

В части возмещения имущественного вреда, связанного с похоронами убитого, гражданский иск подтвержден документами о понесенных расходах, признается подсудимым, и подлежит полному удовлетворению.

При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких; данные о личности подсудимого, влияние назначаемого наказания на условия жизни его семьи, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих обстоятельств.

В частности, суд учитывает то, что подсудимый впервые привлекается к уголовной ответственности; на территории Российской Федерации регистрации и определенного места жительства не имеет, не трудоустроен, перебивается случайными заработками. В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает наличие у подсудимого малолетнего ребенка, а также аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.303,304,307,308,309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Сафаряна ФИО34 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Начало отбывания срока наказания Сафаряну А.В. исчислять с 20 марта 2012 года. Зачесть Сафаряну А.В. в срок отбытия наказания время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу Сафаряну А.В. оставить в виде заключения под стражу.

Гражданский иск потерпевшей ФИО12 в части возмещения имущественного ущерба удовлетворить в полном размере, в части денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с подсудимого Сафаряна ФИО35 в пользу потерпевшей ФИО12 в возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлением, <данные изъяты>, в качестве денежной компенсации морального вреда – <данные изъяты> рублей.

Вещественные доказательства: сапоги, куртку, кофту, брюки и туфли, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств СО по г. Всеволожску СУ СК России по Ленинградской области - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а подсудимым в тот же срок со дня вручения ему перевода копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в течение того же десятидневного срока заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья