О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Всеволожск

Дата обезличена года Дело Номер обезличен

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Серба Я.Е.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6 к Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

ФИО6 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать право на получение государственного жилищного сертификата-свидетельства для приобретения жилой площади по избранному после увольнения из Вооруженных Сил СССР месту жительства в г.Всеволожске Ленинградской области; признать незаконным пункт 1.6 протокола Общественной комиссии по жилищным вопросам при муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от Дата обезличена Номер обезличен об отказе во включении его в Список на получение государственного жилищного сертификата-свидетельства; обязать Главу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области поставить его на учет по улучшению жилищных условий и внести в списки на получение Государственного жилищного сертификата-свидетельства в соответствии с Президентской программой «Государственные жилищные сертификаты».

В обоснование иска указал, что служил в Вооруженных силах СССР с 1974 года по 1990 год, уволен в запас в соответствии с приказом МО СССР от Дата обезличена Номер обезличен по статье 59 п. «в» по сокращению штатов. В силу своей правовой неграмотности только Дата обезличена отправил необходимые для обеспечения государственными жилищными сертификатами документы в Военный Комиссариат г.Всеволожска Ленинградской области, Дата обезличена Общественная жилищная комиссия по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «Всеволожский район» Ленинградской области отказала в постановке на очередь по улучшению жилищных условий.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования и просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий до Дата обезличена и обязать Правительство Ленинградской области выдать ему государственный жилищный сертификат в 2010 году.

Определением Всеволожского городского суда от Дата обезличена к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация МО «Город Всеволожск» и Правительство Ленинградской области.

В судебном заседании ФИО6 уточнил заявленные требования и просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий на Дата обезличена. Представитель истца поддержал заявленные требования, подтвердил, изложенные в заявлении доводы.

Представители Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и Отдела Военного комиссариата Ленинградской области по г.Всеволожску извещены о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель администрации МО «Город Всеволожск» ФИО2 пояснила, что ФИО6 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО «Город Всеволожск» с Дата обезличена.

Представитель Правительства Ленинградской области в судебном заседании указала, что включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось до Дата обезличена органами муниципального образования.

Выслушав объяснения заявителя, его представителя и представителей администрации МО «Город Всеволожск», Правительства Ленинградской области, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ФИО6 после 10 лет службы был уволен из рядов Вооруженных Сил СССР в запас по сокращению штатов. Дата обезличена командиром в/ч 22081 (г.Болград) ему выдано удостоверение, подтверждающее, что он Дата обезличена уволен с действительной военной службы по сокращению штатов и имеет право на льготы, в том числе по обеспечению жилплощадью, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 № 237-74, от 20.01.1960 № 74 и постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с указанного времени на учет военнослужащих, уволенных с военной службы и нуждающихся в обеспечении жильем, истец в установленном порядке не вставал, до 1994 года был зарегистрирован и проживал в ... области, с Дата обезличена зарегистрирован постоянно в г.Всеволожске Ленинградской области.

Одним из принципов обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является наличие волеизъявления самого гражданина.

В соответствии с п.19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, и п.24 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 № 335, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом соответствующего порядка прописки.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 были утверждены Правила, устанавливающие единый порядок постановки на очередь указанных категорий граждан.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 20.07.2004) военнослужащие – граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вышеуказанную норму Закона внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.

В п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянии здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В силу п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами государственной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Из дела следует, что заявитель обратился в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения, после 1 января 2005 года, то есть в то время, когда с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений, чем и был обусловлен отказ органа местного самоуправления в принятии заявителя на учет.

Согласно письму Жилищного отдела МО «Город Всеволожск» на основании постановления Номер обезличен ФИО6 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО «Город Всеволожск» с Дата обезличена.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 17.06.2010 № 822-О-О указал, что условием обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 1 января 2005 года. Ранее данная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.12.2008 № 1068-О-О со ссылкой на Постановление от 05.04.2007 № 5-П, в котором указано, что законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, вправе ввести такую модель правового регулирования, при которой то или иное право у лица может возникнуть только при условии совершения им определенных действий в течение определенного срока. При этом, если до введения нового правового регулирования для возникновения соответствующего права совершение каких-либо действий не требовалось, законодатель, указав на необходимость совершения лицом определенных действий, должен предоставить для этого разумный срок. Применительно к военнослужащим эти условия были соблюдены: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ был официально опубликован 30.08.2004, а пункт 8 статьи 100, из которого прямо вытекает требование встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до соответствующей даты, вступил в силу с 01.01.2005.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.04.2007 № 5-П указывал, что законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы; такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что установленный законодательством порядок, необходимый для реализации права на получение жилищного сертификата ФИО6 не соблюден, оснований для удовлетворения требований о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на Дата обезличена не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных ФИО6 требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.

Судья