№22-28/2012



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                                                                                                   Дело № 22-28/12

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владикавказ                             8 февраля 2012 г.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Дзалаева К.Х.,

судей Качмазова О.Х. и Ачеева О.А.,

при секретаре Тхапсаевой А.К.,

рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе осужденного Кокоева В.О. и его защитника - адвоката Аршиева А.Н. на приговор Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 2 декабря 2011 года, которым

Кокоев В.О., родившийся ..., ранее судимый приговором Советского районного суда г.Владикавказ от 21.02.2002 по п.«в» ч.3 ст.162 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освободившийся 31.12.2009 г. по отбытии срока наказания,

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, без ограничения свободы.

Заслушав доклад судьи Ачеева О.А., объяснение Кокоева В.О., выступление адвоката Аршиева А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснение потерпевшей Чехоевой З.В., мнение прокурора Царикаевой М.Ю., полагавших оставить приговор суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кокоев В.О. признан виновном в убийстве, то есть в умышленном причинении смерти другому человеку.

Преступление совершено в ночь с 4 на 5 июня 2011 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.

В судебном заседании Кокоев В.О. вину признал частично.

В кассационной жалобе осужденный и его защитник считают приговор незаконным и необоснованным, а его выводы не соответствующим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции; указывают, что показания свидетелей №3, №2, №4 противоречивы; полагают, что суд не учел того обстоятельства, что в отношении подсудимого имело место жесткое насилие и тяжкие оскорбления со стороны потерпевшего; ставят под сомнение выводы психолого-психиатрической экспертизы, считая совершение Кокоевым В.О. убийства в состоянии сильного душевного волнения, вызванного противоправным поведением потерпевшего; просят отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение.

В возражениях государственный обвинитель, старший помощник прокурора Северо-Западного района г.Владикавказ Гавашелишвили М.Н. просит оставить приговор без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях государственного обвинителя, судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности Кокоева В.О. в инкриминируемом ему деянии соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательствах, которые полно и правильно изложены в приговоре, в частности показаниями осужденного Кокоева В.О., в которых он не отрицает факт причинения им ножевых ранений №1, в результате чего последний скончался, показаниями свидетелей №2, №5, №3, №4, №6, из которых следует, что в ходе драки Кокоев В.О. причинил ножевые ранения №1, от чего последний скончался; показаниями потерпевшей №7, свидетелей №6, №8, №9, протоколами осмотра места происшествия, заключениями судебно-медицинской и судебно-биологической экспертиз и другими доказательствами.

Все свидетели и потерпевшая допрошены в соответствии с требованиями закона, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, существенных противоречий в их показаниях не имеется, они подтверждаются и другими доказательствами, в том числе и исследованными в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона в судебном заседании, поэтому суд обоснованно сослался на них в приговоре.

Указанные обстоятельства в совокупности с иными данными, в частности установленными при осмотре места происшествия и трупа №1 обоснованно оценены судом как подтверждение наличия у Кокоева умысла на убийство №1, поскольку он осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступление смерти №1 от ударов ножом в левую часть его грудной клетки и живота.

Доводы жалобы о том, что суд не в достаточной мере учел обстоятельства конфликта, являются несостоятельными, поскольку они противоречат исследованным в ходе судебного заседания доказательствам. Судом проверялось психическое состояние осужденного Кокоева В.О., согласно проведенной по делу амбулаторной комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы, в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию, признаков временного психического расстройства не возникало, так как у него не отмечалось признаков нарушенного сознания, болезненного искаженного восприятия действительности, бреда, галлюцинаций и других психотических симптомов, действия его были последовательными, целенаправленными и мотивирован-ными.

Вопреки утверждениям кассационной жалобы осужденного и его защитника, каких-либо оснований сомневаться в объективности, достоверности и правильности вышеприведенных выводов экспертного заключения не имеется, выводы экспертов являются полными, содержат ответы на все входящие в их компетенцию и имеющие значение для уголовного дела вопросы.

При таких обстоятельствах выводы суда о доказанности вины осужденного Кокоева В.О. в совершении преступления, за которое он осужден, и о юридической квалификации его действий по ч.1 ст.105 УК РФ, как убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку, являются верными, а доводы кассационной жалобы об обратном - несостоятельными.

Назначая Кокоеву В.О. наказание, суд учел обстоятельства, характер, тяжесть и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные о его личности, правильно, в соответствии сп.«б» ч.3 ст.18 и п.«а» ч.1 ст.63 УК РФ, указал о совершении им преступления при особо опасном рецидиве преступлений и признал обстоятельством, отягчающим его наказание, исходя из чего пришел к обоснованным выводам о назначении ему наказания в виде реального лишения свободы, которые надлежаще мотивировал в приговоре, вместе с тем признал смягчающими его наказание обстоятельствами явку с повинной, противоправное поведение потерпевшего, наличие малолетнего ребенка, с учетом которых определил ему наказание в размере значительно ниже максимального, предусмотренного санкцией ч.1 ст.105 УК РФ.

Поэтому назначенное судом Кокоеву В.О. наказание судебная коллегия полагает соответствующим требованиям ст.ст.6, 43, 60 УК РФ, то есть соразмерным содеянному и справедливым.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, а также требований Конституции Российской Федерации и «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» не установлено.

Оснований для изменения или отмены приговора не имеется, а поэтому кассационная жалоба осужденного Кокоева В.О. и его защитника Аршиева А.Н., не подлежит удовлетворению, как об этом указано в возражениях государственного обвинителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 2 декабря 2011 года в отношении Кокоева В.О. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Кокоева В.О. и адвоката Аршиева А.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Справка: уголовное дело по 1-й инстанции рассмотрено под председательством судьи Советского районного суда г.Владикавказа Чеджемова З.Т.

Осужденный Кокоев В.О. содержится под стражей в…