33-640/2011



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 года      №33-640/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Баразговой Р.С.,

судей Григорян М.А., Джиоева П.Г.

при секретаре Дзбоевой З.Х.

с участием прокурора Кальяновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации местного самоуправления г.Владикавказ РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 16 марта 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования и.о. прокурора Промышленного муниципального округа г.Владикавказ РСО-Алания в интересах Наниева М.В. к Правительству РСО-Алания и АМС г.Владикавказ о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета удовлетворить частично.

Обязать АМС г.Владикавказ предоставить Наниеву М.В., ... года рождения, по договору социального найма вне очереди изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г.Владикавказ, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств республиканского бюджета.

В части возложения обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г.Владикавказ денежные средства на приобретение Наниеву М.В. изолированного, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения в г.Владикавказ, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета в иске отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Баразговой Р.С., заключение прокурора Кальяновой В.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, объяснения представителя Правительства РСО-Алания Гутиева А.Т. и Наниева М.В., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

     установила:

Прокуратура Промышленного муниципального округа г.Владикавказ РСО-Алания в интересах Наниева М.В. обратилась в Ленинский районный суд г.Владикавказ РСО-Алания с иском к Правительству РСО-Алания и АМС г.Владикавказ РСО-Алания о возложении на Правительство РСО-Алания обязанности выделить АМС г.Владикавказ денежные средства на приобретение для Наниева М.В. изолированного, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения в г.Владикавказ, площадью не ниже установленных социальных норм и возложении на АМС г.Владикавказ обязанности приобрести на выделенные Правительством РСО-Алания денежные средства и предоставить Наниева М.В. вне очереди изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г.Владикавказ, площадью не ниже установленных социальных норм.

Доводы мотивированы тем, что Наниев М.В., ... года рождения, оставшись без попечения родителей, жил и воспитывался в Государственном образовательном учреждении Республиканском детском доме «...», находился на полном государственном содержании. Постановлением АМС г.Владикавказ №903 от 11 августа 2005 года Наниев М.В. поставлен на учет по обеспечению жильем. Несмотря на наличие у него права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ответчики ему такого помещения не предоставляют.

В судебном заседании представитель истца Галазова Е.Б. иск поддержала и указала, что бездействием ответчиков нарушены права Наниева М.В., гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159 от 21 декабря 1996 года. Просила иск удовлетворить.

Наниев М.В. подержал требования прокурора и пояснил, что его отец ... с ... года проживает в Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Решением Советского районного суда г.Владикавказ от ... года мать ... лишена родительских прав. Своего жилья не имеет. Просил иск удовлетворить.

Представитель Правительства РСО-Алания Гутиев А.Т. иск не признал и указал, что Правительство РСО-Алания не имеет возможности вне очереди предоставить Наниеву М.В. жилье. В соответствии с законом РСО-Алания «О бюджетном процессе в РСО-Алания» Правительство РСО-Алания наделено полномочиями по обеспечению составления проекта республиканского бюджета РСО-Алания. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и годового отчета об его исполнении относится к полномочиям Парламента РСО-Алания, исполнение республиканского бюджета организует Министерство финансов РСО-Алания. Просил в иске отказать.

Представитель АМС г.Владикавказ Гайтова Д.Э. иск не признала. В обоснование сослалась на то, что на АМС г.Владикавказ возложены функции постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье. Обеспечение же производится за счет средств республиканского бюджета. Просила в иске отказать.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация местного самоуправления г.Владикавказ РСО-Алания. Полагает, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Полагает, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не определена законодательством. В бюджете органа местного самоуправления не заложено финансирование на приобретение, строительство жилья в целях обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со ст. 4, 5 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Как усматривается из материалов дела, Наниев М.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей: его мать -         ... решением Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от ... года лишена родительских прав; отец ... с ... года проживает в Доме - интернате для престарелых и инвалидов. В период с ... года являлся воспитанником Государственного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «...» и находился на полном государственном обеспечении. Постановлением АМС г.Владикавказ от ... года №... поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. По данным Государственного предприятия «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания жилья в собственности не имеет. В настоящее время зарегистрирован по адресу: ... г.... ул.... (по месту нахождения детского дома).

Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Наниев М.В. отвечает всем критериям, при которых он имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди (наличие статуса лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилого помещения, нуждаемость в жилье, постановка на учет внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма).

Данный вывод суда доводами кассационной жалобы не опровергается.

Что касается довода кассационной жалобы о том, что разрешение данного вопроса к компетенции администрации не относится, то он также не может быть принят во внимание.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Северная Осетия-Алания принят Закон "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22 декабря 2005г. №68-РЗ, предусматривающий предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору социального найма органом местного самоуправления.

Статьей 9 указанного закона определено, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции о возложении обязанности на АМС г.Владикавказ предоставить Наниеву М.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение за счет средств республиканского бюджета следует признать законным.

Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, дана соответствующая оценка совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

    

определила:

решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 16 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу АМС г.Владикавказ РСО-Алания - без удовлетворения.

Председательствующий                                              Баразгова Р.С.

Судьи          Григорян М.А.

         Джиоев П.Г.

Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции судьей Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-А Цаголовым З.М.