ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 4 октября 2011 года № 33-1050/2011 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РСО - Алания в составе: председательствующего Алборова У.Я., судей Ортабаева М.Б. и Джиоева П.Г. при секретаре Бетеевой Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова А.В. к Военному комиссариату РСО-Алания о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы по кассационной жалобе Данилова А.В. на решение Советского районного суда РСО-Алания от 23 августа 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Данилова А.В. к Военному комиссариату РСО-Алания о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Алборова У.Я., объяснения по доводам кассационной жалобы представителя Данилова А.В.-Гриднева С.И., возражения представителя Военного комиссариата РСО-Алания Леоновой М.С., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Данилов А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РСО- Алания о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с ... года. ... года он был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья вследствие военной травмы. В 2009 году ему присвоена 2 группа инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности. На сегодняшний день состояние его здоровья значительно ухудшилось. Согласно Акту судебно-медицинского исследования № ... от .... процент утраты его профессиональной трудоспособности составляет ... При увольнении с военной службы по стоянию здоровья вследствие военной травмы ему были выплачены страховые выплаты, однако, на сегодняшний день состояние его здоровья ухудшилось, вследствие чего его трудоспособность уменьшилась по сравнению с той, когда ему были выплачены страховые выплаты. Обязанность по возмещению вреда, согласно Закону № 52-Ф3 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...», была возложена на Минобороны РФ. Таким образом, считает, что полученные единовременные страховые выплаты от государства, за счет средств Минобороны РФ, на основании перечисленных Законов, не компенсируют в полной мере повреждение его здоровья, полученного в период прохождения военной службы. Представитель ответчика Военного комиссариата РСО-Алания - Леонова М.С. исковые требования Данилова А.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать. Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 23 августа 2011 года по делу постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Данилов А.В. В кассационной жалобе Данилов А.В. просит состоявшееся по делу судебное постановление отменить, считая его незаконным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. Порядок прохождения военной службы регламентирован ст. 59 Конституции РФ, Федеральным законом "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих". По смыслу ч. 1 ст. 37 и 59 Конституции во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "д", "е") военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ст. ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 37 (ч. ч. 1 и 3), 39 (ч. ч. 1, 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. п. "в", "м") Конституции РФ влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. В целях реализации конституционной обязанности государства был принят Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", которым определен размер страховой суммы и порядок ее выплаты, в том числе в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (п. 2 ст. 5, ст. 11). Кроме того, ст. ст. 16, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено единовременное пособие при досрочном увольнении военнослужащих в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы. В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Как усматривается из материалов дела, вред здоровью был причинен Данилову А.В. при исполнении обязанностей военной службы, в связи с этим ему были произведены выплаты единовременного пособия в размере ... окладов и страховые выплаты по случаю получения травмы в период прохождения военной службы. Вместе с тем, Данилов А.В. в исковом заявление указал, что наряду с ранее полученными материальными возмещениями, он имеет право на возмещение вреда с Военного комиссариата РСО-Алания за счет средств Министерства обороны РФ в связи с утратой здоровья, в виде ежемесячных платежей. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 настоящего Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из п. 2 ст. 1064 ГК РФ следует, что ответственность за причинении вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя. Таким образом, возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья военнослужащему, исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение. В связи с этим судом должны быть установлены конкретный причинитель вреда и его вина в причинении вреда. Поскольку вред причинен Данилову А.В. не Военным комиссариатом РСО-Алания, соответственно основания для ответственности отсутствуют. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО - Алания от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Данилова А.В. - без удовлетворения. Председательствующий Алборов У.Я. Судьи Ортабаев М.Б. Джиоев П.Г. Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции судьей Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания Калюженко Ж.Э.