№33-707\2012



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2012 года дело №33-707/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего Темираева Э.В.,

судей Гелашвили Н.Р. и Цалиевой З.Г.,

при секретаре Будаевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сикоева С.И. к МВД по РСО-Алания о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности назначения ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 22 июня 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Сикоева С.И. к МВД по РСО-Алания о взыскании задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда здоровью, возложении обязанности назначения ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью удовлетворить частично.

Взыскать с МВД по РСО-Алания в пользу Сикоева С.И. задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 10 августа 2011 года по 22 июня 2012 года в сумме … (..) рублей … коп.

Обязать МВД по РСО-Алания выплачивать в пользу Сикоева С.И., начиная с 23 июня 2012 года, ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью денежную компенсацию в размере … (...) рублей … коп.

В удовлетворении остальных исковых требований Сикоеву С.И. - отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Цалиевой З.Г., выслушав представителей МВД по РСО-Алания Дамбегову А.Б. и Быковского Э.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Сикоева С.И. и его представителя Хугаева М.В., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания

установила:

Сикоев С.И. обратился в суд с иском к МВД по РСО-Алания о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью в сумме … рубля, взыскании ежемесячно с МВД по РСО-Алания в его пользу в возмещение вреда здоровью денежной компенсации в сумме …. руб. … коп. с последующей индексацией.

В обоснование иска сослался на то, что проходил службу в органах внутренних дел с 1971 по 2011 г.г. Уволен из органов внутренних дел в звании генерал - майора милиции на основании приказа МВД по РСО-Алания № …. л/с от 28 мая 2011 года по болезни. В соответствии со свидетельством о болезни от 15.02.2011 года №… ВВК МСЧ МВД по РСО- Алания на основании статей 82а, 65а, 446, 66в, 26г, 1 Зд графы III расписания болезней признан негодным к военной службе с освобождением от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списка личного состава органов внутренних дел; причинная связь заболеваний определена в формулировке : «заболевание получено в период военной службы». Согласно справке МСЭ № … от 10.08.2011 года Сикоеву С.И. с 10.08.2011 года установлена вторая группа инвалидности с указанием причины инвалидности - «военная травма». В соответствии с актом судебно-медицинского освидетельствования № … от 21.09.2011 года степень утраты Сикоевым С.И. профессиональной трудоспособности определена в размере 90 %. Однако МВД по РСО-Алания отказало ему в назначении ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью.

В ходе судебного разбирательства Сикоев С.И. и его представитель Хугаев М.В. исковые требования изменили и просили взыскать с МВД по РСО-Алания в пользу истца задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью в сумме … руб. … коп., и обязать ответчика выплачивать ежемесячно Сикоеву С.И. в возмещение вреда здоровью денежную компенсацию в сумме … рублей с последующей индексацией.

Ответчик иск не признал.

Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания от 22 июня 2012 года постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось МВД по РСО-Алания.

В апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания просит решение суда отменить, считая его неправильным по доводам, изложенным в жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь (статья 3). Обязательность установления такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и обеспечения в случае болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам предусмотрена в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (статьи 2 и 7, часть 1 статьи 20, статья 41 Конституции Российской Федерации).

Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 59).

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудника милиции был определён Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N805 и действовавшей на момент рассмотрения дела.

Пунктом 21 названной Инструкции установлено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

Пункт 22 Инструкции содержит перечень документов, необходимых для решения вопроса о возмещении вреда, к которым относятся копия свидетельства о болезни с заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции "военная травма", справки МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине; копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья.

Согласно этому же пункту Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьёй 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сикоев С.И., … года рождения, проходил службу в органах внутренних дел с 1971 по 2011 г.г.Уволен из органов внутренних дел в звании генерал - майора милиции на основании приказа МВД по РСО-Алания № … л/с от 28 мая 2011 года по пункту «ж» части 1 статьи 58Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ( по болезни).

Согласносвидетельству о болезни от 15.02.2011 года № … ВВК МСЧ МВД по РСО-Алания причинная связь заболеваний определена в формулировке: «заболевание получено в период военной службы».

Согласно справке МСЭ № … от 10.08.2011 года Сикоеву С.И. с 10.08.2011 года установлена вторая группа инвалидности с указанием причины инвалидности - «военная травма».

Актом судебно-медицинского освидетельствования № … от 21.09.2011 года степень утраты истцом профессиональной трудоспособности определена в размере 90 %.

Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции, руководствуясь Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) сотрудника или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких и ст.1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу, что Сикоев С.И. имеет правона ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере … руб. … коп. (с учётом 90 % утраты профессиональной трудоспособности).

Довод апелляционной жалобы о том, что на момент увольнения истец достиг предельного возраста пребывания на службе и поэтому не имеет права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, судебная коллегия находит несостоятельным

Согласно положениям пункта "б" части 1 статьи 5, статьи 19 и пункта "а" статьи 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при наступлении инвалидности по причине увечья или иного повреждения здоровья, связанных с осуществлением служебной деятельности, назначается пенсия по инвалидности.

Частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" (утратил силу с 1 марта 2011 г.) закреплялось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Аналогичная норма в настоящее время содержится в части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции", предусматривающей, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Такая компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, то есть при наличии причинно-следственной связи между повреждением здоровья и осуществлением служебных обязанностей.

Другим условием, с которым связывается выплата ежемесячной денежной компенсации, является назначение пенсии по инвалидности.

Таким образом, достижение сотрудником полиции предельного возраста пребывания на службе или недостижение им указанного возраста к условиям выплаты ежемесячной денежной компенсации не относится.

Как следует из части 2 статьи 56 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", действие положений статьи 43 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, как истец по делу.

Судебная коллегия не может согласиться и с доводом апелляционной жалобы МВД по РСО-Алания о том, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в силу части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции" должен быть уменьшен на сумму назначенной истцу пенсии по инвалидности.

Согласно статье 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы Кодекса об обязательствах вследствие причинения вреда, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 года N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона РФ "О милиции" и статьи 1084 ГК РФ в связи с запросами Нижегородского районного суда города Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление), признана не соответствующей Конституции РФ часть 4 статьи 29 Закона РФ "О милиции" в той мере, в какой она взаимосвязана со статьёй 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда здоровью в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов МВД, других государственных и должностных лиц.

При этом часть 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы.

Как следует из вышеуказанного Постановления, по смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В Постановлении разъяснено, что государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере, не худших по сравнению с другими категориями граждан. Норма части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда.

Иное понимание части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации, как указано в Постановлении, приводит к несоразмерному ограничению прав сотрудников милиции, не соответствует конституционным принципам социального государства, равенства всех перед законом и судом, а также противоречит самой правовой природе компенсационных выплат, которые должны производиться во всех случаях, когда в системе действующих правовых средств возмещение вреда не обеспечивается в надлежащем объеме, в том числе путем гражданско-правового взыскания с третьих лиц, включая лиц, совершивших правонарушения, которыми был причинен вред жизни или здоровью.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, право истца на полное возмещение вреда его здоровью, полученного при исполнении обязанностей военной службы, прямо предусмотрено Конституцией РФ и главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, является непосредственно действующим, другие законы не могут уменьшать объем и размер этого вида возмещения вреда.

Закон Российской Федерации "О полиции" и Инструкция «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких», утратившая силу в связи с изданием Приказа МВД России от 18.06.2012 N590, подлежат применению к данным правоотношениям лишь в той мере, в какой они соответствуют положениям главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, части 2 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда).

С учётом изложенного, суд первой инстанции правомерно не засчитал в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью истца, получаемую им пенсию по инвалидности.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем решение подлежит изменению в части взыскания с МВД по РСО-Алания в пользу Сикоева С.И. задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, поскольку указанный расчёт подлежащей взысканию суммы произведён судом неверно.

Средний ежемесячный доход Сикоева С.И. на момент увольнения составлял … руб. … коп, с учётом 90% утраты профессиональной трудоспособности истца сумма компенсации составляет … руб. … коп.

ежемесячно. Таким образом, с 10 августа 2011 года по 22 июня 2012 года с МВД по РСО-Алания подлежат взысканию в пользу истца … руб. … коп.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания,

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Владикавказ от 22 июня 2012 года в части взыскания с МВД по РСО-Алания в пользу Сикоева С.И. задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 10 августа 2011 года по 22 июня 2012 года в сумме … (…) рублей … коп. изменить и взыскать с МВД по РСО-Алания в пользу Сикоева С.И. задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 10 августа 2011 года по 22 июня 2012 года в сумме … (… ) руб.… коп.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу МВД по РСО-Алания оставить без удовлетворения.

Председательствующий     Э.В.Темираев

Судьи        Н.Р.Гелашвили

З.Г.Цалиева

Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Ленинским районным судом г.Владикавказ под председательством судьи З.Т.Хадиковой