постановление суда изменено: мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, из-под стражи освобожден



Судья - Трубицына Т.А. № 44-у-90

УСК - Яремус А.Б.,пред.

Серегин Н.Ю., докл.

Дубовцев А.С.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

г. Ижевск 04 июня 2010 года

Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - Суханова Ю.В.

членов Президиума Емельянова А.В., Кулябина В.М., Трусовой Г.П., Коробейниковой Л.Н. и Головкова Л.П. рассмотрел материалы дела по надзорной жалобе защитника - адвоката Ковальчук Г.А. в интересах обвиняемого Шиляева И.Г. о пересмотре постановления судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 09 апреля 2010 года и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2010 года.

Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 09 апреля 2010 года

Шиляеву И. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу г. Воткинска УАССР, гражданину РФ, работающему <данные изъяты>, имеющего на иждивении одного ребенка, зарегистрированному по адресу: <адрес>, проживающему по адресу: <адрес>, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного статьей 172 ч. 2 п.п. «а,б» УК РФ,

-избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Кассационным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2010 года постановление суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе адвокат Ковальчук Г.А., ссылаясь на грубое нарушение судом процессуальных норм, регламентирующих вопросы избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и, соответственно, на незаконность судебных решений, постановления суда и кассационного определения, ставит вопрос об их отмене и об освобождении Шиляева И.Г. из-под стражи. Указывает, чтов соответствии с пунктом 1.1 части 1 ст. 108 УПК РФ, которые являются единственными основаниями заключения лица под стражу по данной категории преступлений, по делу отсутствуют.

Заслушав доклад судьи Митрофанова С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание постановления суда, кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и постановления о возбуждении надзорного производства, а также мнение заместителя прокурора Удмуртской Республики Перевощикова А.И. об удовлетворении надзорной жалобы защитника в части признания судебных постановлений незаконными и направлении материалов дела на новое судебное рассмотрение, Президиум

установил:

Шиляев И.Г. органом предварительного расследования обвиняется в незаконной банковской деятельности, то есть в осуществлении банковской деятельности (банковских операции) без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях когда такое разрешение обязательно, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

Обжалуемым судебным постановлением от 09 апреля 2010 года удовлетворено постановление следователя о возбуждении ходатайства об избрании обвиняемому Шиляеву И.Г. меры пресечения в виде заключения его под стражу.

В надзорной жалобе адвокат Ковальчук Г.А., ссылаясь на незаконность судебных постановлений, ставит вопрос об их отмене и освобождении Шиляева И.Г. из-под стражи.

Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики, проверив доводы надзорной жалобы и изучив материалы дела, находит доводы жалобы защитника обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Уголовное дело возбуждено 07 апреля 2010 года по признакам совершения неустановленными лицами преступления, предусмотренного статьей 172 ч. 2 п.п. «а,б» УК РФ, то есть по факту осуществления незаконной банковской деятельности (банковских операции) без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях когда такое разрешение обязательно, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

08 апреля 2010 года, по подозрению в совершении данного преступления, задержан Шиляев И.Г., а 09 апреля 2010 года постановлением судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики в отношении обвиняемого Шиляева И.Г. избрана мера пресечения в виде заключения его под стражу. Решение суда мотивировано тем, что Шиляев И.Г. обвиняется в совершении тяжкого преступления в составе организованной группы, знаком со свидетелями по делу и, находясь на свободе, может угрожать им (были представлены протоколы допросов засекреченных свидетелей, опасающихся за свою жизнь), по месту регистрации не проживает, меняя «съемные» квартиры, может скрыть следы своей преступной деятельности путем уничтожения документации, а также может воспрепятствовать производству предварительного следствия ввиду того, что большинство из участников организованной преступной группы не задержаны.

Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с пунктом 1.1 частью первой ст. 108 УПК РФ.

Как видно из материалов дела такие обстоятельства отсутствуют.

Личность обвиняемого установлена, ранее в отношении него мера пресечения не избиралась, доказательств того, что Шиляев И.Г. скрывался от органов предварительного расследования или от суда не представлено.

Согласно имеющейся в материалах дела справке (л.д. 112) Шиляев И.Г. по месту регистрации не проживает, проживает на «съемной» квартире.

Факт того, что Шиляев И.Г. не проживал по месту регистрации, не говорит о том, что у обвиняемого отсутствует постоянное место жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации местом жительства является помещение, в котором гражданин проживает на законных основаниях (ст. 2 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»)

Место регистрации: <адрес> и место жительства обвиняемого Шиляева И.Г.: <адрес>, органом предварительного расследования установлены.

Кроме того, органом предварительного расследования в обоснование ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения каких-либо конкретных данных о том, что Шиляев И.Г. проживает на «съемных» квартирах, которые систематически меняет, не представлено, таких обстоятельств в материалах дела не содержится.

Следовательно, по делу не имелось никаких правовых оснований для удовлетворения ходатайства следователя и, соответственно, для избрания в отношении обвиняемого Шиляева И.Г. такой меры пресечения как заключение под стражу.

Изложенное свидетельствует о нарушении судом требований пункта 1.1 части 1 ст. 108 УПК РФ и о незаконности содержания Шиляева И.Г. под стражей, поэтому доводы надзорной жалобы защитника подлежат удовлетворению, а мера пресечения Шиляеву И.Г. подлежит изменению на подписку о невыезде.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум

постановил:

Надзорную жалобу защитника - адвоката Ковальчук Г.А. удовлетворить частично.

Постановление судьи Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 09 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2010 года в отношении Шиляева И.Г., которыми ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, изменить, избрать ему меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, освободив его немедленно из-под стражи.

В остальном постановление суда и кассационное определение в отношении Шиляева И.Г. оставить без изменения, а надзорную жалобу защитника - без удовлетворения.

Председательствующий подпись Ю.В. Суханов

судья Верховного Суда

Удмуртской Республики С.Г. Митрофанов