Судья: Иванова Т.Ю. № - у - 192
УСК: Митрофанов С.Г. - предс.
Яремус А.Б. - докл.
Рябов А.М.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
суда надзорной инстанции
гор. Ижевск «24» декабря 2010г.
Президиум Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего - Суханова Ю.В.
Членов Президиума: Емельянова А.В., Кулябина В.М., Берша С.И., Головкова Л.П., Коробейниковой Л.Н., Трусовой Г.П., рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Зелова Александра Леонидовича на приговор Глазовского городскогосуда Удмуртской республики от 19 февраля 2007 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2007 года, по которым
Зелов Александр Леонидович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики, ранее судимый:
- осужден по ст. 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ (за преступление, совершенное 13 июля 2006 года) к 5 годам лишения свободы;
- по ст. 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ (за преступление, совершенное 19 июля 2006 года) к 5 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно, к отбытию Зелову Александру Леонидовичу назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Зелову А.Л. постановлено исчислять с 19 июля 2006 года.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2007 года приговор Глазовского городского суда УР от 19 февраля 2007 года в отношении Зелова А.Л. оставлен без изменения.
В последующем Зелов Александр Леонидович осужден:
- приговором Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 4 июня 2007 года по ст. 158 ч. 2 п. «б» УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы. В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ, с частичным присоединением наказания по приговору Глазовского городского суда УР от 19 февраля 2007 года, окончательно, к 6 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
- приговором Верховного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2007 года по ст. 71 УК РФ, с частичным присоединением наказания по приговору Глазовского городского суда УР от 19 февраля 2007 года, окончательно, к 6 годам 2 месяцам лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Определением суда надзорной инстанции - Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2008 года приговор Верховного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2007 года в отношении Зелова А.Л. изменен. Из приговора исключено указание о назначении окончательного наказания на основании ст. 69 ч. 5 УК РФ, ст. ст. 396, 397 УПК РФ с учетом наказания, назначенного по приговору Глазовского городского суда УР от 4 июня 2007 года.
Постановлением судьи Верховного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2008 года, вынесенном в порядке ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных приговорами Верховного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2007 года и Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 4 июня 2007 года, окончательно, к отбытию Зелову Александру Леонидовичу назначено наказание в виде 6 лет 8 месяцев лишения свободы, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В надзорной жалобе осужденным Зеловым А.Л. ставится вопрос о пересмотре приговора Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2007 года и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2007 года в связи с неправильным применением судом уголовного закона при квалификации его действий и незаконным осуждением за два покушения на сбыт наркотических средств. Не оспаривая доказанность вины и обоснованность своего осуждения по обоим эпизодам преступных деяний, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, Зелов А.Л. утверждает, что с учетом требований уголовного закона, по обоим фактам сбыта им наркотических средств 13 и 19 июля 2006 года, его действия являются продолжаемым преступлением и должны быть квалифицированы как одно преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, поскольку наркотические средства были сбыты им в ходе проверочных закупок в рамках единого умысла, одному и тому же лицу. В этой связи осужденным в жалобе ставится вопрос об изменении судебных постановлений, квалификации его действий по покушению на сбыт наркотических средств единой статьей 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ и смягчении наказания.
Заслушав доклад судьи Березина Н.В., выслушав мнение заместителя Прокурора Удмуртской Республики Перевощикова А.И., полагавшего необходимым жалобу осужденного частично удовлетворить, Президиум
У С Т А Н О В И Л:
приговором суда Зелов А.Л.признан виновным в покушении на незаконный сбыт 13 июля 2006 года и 19 июля 2006 года, в ходе проверочных закупок, проводимых сотрудниками правоохранительных органов, наркотических средств - героина, соответственно, массой 0,10 гр. за 350 руб. и 0,16 грамма за 350 руб. Ш.А.А. (данные засекречены), выступавшей в роли покупателя наркотических средств, вследствие чего наркотические средства были изъяты из незаконного оборота. Преступления осужденным совершены в гор. Глазове Удмуртской Республики при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе осужденным Зеловым А.Л. ставится вопрос о пересмотре приговора суда и кассационного определения в связи с его необоснованным осуждением за два преступления и неправильным применением уголовного закона при квалификации его действий, и о снижении назначенного судом наказания.
По надзорной жалобе осужденного постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2010 года возбуждено надзорное производство о пересмотре состоявшихся в отношении Зелова А.Л. судебных решений.
Президиум приговор Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2007 года и кассационное определение от 17 мая 2007 года в отношении осужденного Зелова А.Л. находит подлежащими пересмотру по следующим основаниям.
Осужденный Зелов А.Л. свою вину в совершении преступлений в ходе судебного заседания не признал, отрицая свою причастность к обоим фактам сбыта наркотических средств Ш.А.А.
Вина осужденного в незаконном обороте наркотических средств - покушении на незаконный сбыт наркотических средств, подтверждается всей совокупностью исследованных судом доказательств, анализ которых полно и исчерпывающе приведен в приговоре суда, в частности: показаниями засекреченного свидетеля Ш.А.А., выступавшей в роли покупателя наркотических средств у Зелова А.Л. 13 и 19 июля 2006 года; показаниями, в том числе и исследованными с соблюдением требований ст. 281 УПК РФ, свидетелей Е.А.П., В.Ю.М., Б.Д.А., С.И.Г., А.В.Г.; показаниями понятых Р.О.А., А.И.В., Г.П.Т., М.А.Р., И.О.А., А.И.Г., письменными доказательствами, оглашенными и исследованными в судебном заседании, в том числе и материалами о проведении дважды, 13 и 19 июля 2006 года, в отношении Зелова А.Л. оперативно-розыскных мероприятий - проверочных закупок наркотических средств (л.д. л.д. 10-12, 41-43, 95-98, 99-101), заключениями судебно-химических экспертиз, согласно выводов которых, изъятое в обоих случаях, после проведения проверочных закупок у Зелова вещество, является наркотическим средством - героином (л.д. л.д. 27-29, 89-91), другими материалами уголовного дела, содержание которых подробно изложено в приговоре.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, свидетельствующие об умышленном характере действий осужденного по незаконному обороту наркотических средств.
Все доводы Зелова А.Л. о его непричастности к обоим фактам сбыта героина Ш.А.А., нарушении его процессуальных прав, в том числе и при проведении проверочных закупок в отношении него, нашли надлежащую оценку в приговоре суда и правомерно признаны судами первой и кассационной инстанции несостоятельными.
Из показаний свидетелей Е.А.П., В.Ю.М., Б.Д.А., понятых Г.П.Т., И.О.А., А.И.Г. судом достоверно установлено, что у правоохранительных органов имелась объективная информация о том, что Зелов А.Л. причастен к систематическому сбыту наркотических средств. Как показали суду Г.П.Т., И.О.А. и А.И.Г., в подъезд дома, где расположена квартира, в которой временно проживал Зелов, постоянно приходили лица, употреблявшие наркотики, в подъезде постоянно появлялись шприцы, сидели одурманенные люди.
Сам осужденный, при допросе его в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого и обвиняемого после его задержания 19 июля 2006 года (л.д. л.д. 107, 110), а также в ходе судебного заседания признавал, что с января 2006 года он употребляет наркотические средства, которые он систематически приобретает для личного потребления у лица, назвать имя которого Зелов отказался; у него имеются сопутствующие заболевания, связанные с потреблением наркотических средств.
При указанных обстоятельствах, у сотрудников УФСКН РФ по Удмуртской Республике имелись правовые основания, предусмотренные ст. 2, п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», для проведения в отношении Зелова А.Л. оперативно-розыскного мероприятия -проверочная закупка.
Указанное оперативно-розыскное мероприятие было санкционировано соответствующим должностным лицом и проведено в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из представленных и рассекреченных в установленном законом порядке материалов ОРД в отношении Зелова (л.д. л.д. 94-101), обе проверочные закупки, проведенные 13 и 19 июля 2006 года в отношении осужденного, были санкционированы заместителем начальника Управления ФСКН по УР в один день - 12 июля 2006 года, т.е. до их проведения.
Принимая решение о проведении двух проверочных закупок, органы наркоконтроля обосновали свое решение, указав в соответствующих постановлениях от 24 мая 2006 года о необходимости проведения первой проверочной закупки «без задержания фигуранта», а второй - «с задержанием фигуранта», что было обусловлено конспиративностью поведения Зелова А.Л. при осуществлении им сбыта наркотических средств. Тем самым, при проведении первой проверочной закупки, органы наркоконтроля должны были убедиться, что осужденный сбывает действительно наркотические средства, после чего, после проведения второй проверочной закупки, произвели задержание Зелова А.Л. с поличным. В частности, после сбыта Ш.А.А. наркотических средств 19 июля 2006 года, при задержании оперативными сотрудниками, Зелов попытался скрыться; при его задержании у него были изъяты денежные средства в значительном, для него, размере - 2 150 рублей, в том числе и те 350 рублей, которые были переданы Ш.А.А. за полученные от осужденного наркотические средства - 0,16 гр. героина.
При указанных обстоятельствах оснований полагать, что проведение двух проверочных закупок наркотических средств в отношении Зелова А.Л. противоречит требованиям ст. ст. 2, 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», нарушает права осужденного, предусмотренные ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»; полученные на основании проведенных оперативно-розыскных мероприятий доказательства виновности Зелова А.Л. в незаконном сбыте наркотических средств противоречат требованиям ст. ст. 75, 73 УПК РФ, не имеется.
Сам осужденный в надзорной жалобе не оспаривает законность проведенных в отношении него проверочных закупок, равно как и свою непосредственную причастность к незаконному обороту наркотических средств, занимая при этом последовательную позицию при обжаловании судебных решений в порядке надзора.
Вместе с тем, квалификация действий Зелова А.Л. в части совершенных им покушений на сбыт наркотических средств не соответствует уголовному закону.
По смыслу закона, в случае, когда лицо, имея умысел на сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном или особо крупном размере, совершило такие действия в несколько приемов, реализовав лишь часть имеющихся у него указанных средств или веществ, не образующую крупный или особо крупный размер, все содеянное им подлежит квалификации по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части статьи 228-1 УК РФ.
Суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, ошибочно квалифицировал действия Зелова А.Л. как два эпизода покушения на сбыт наркотических средств, поскольку его действия, направленные на незаконный сбыт героина в несколько приемов, охватывались единым умыслом, так как были совершены в течение непродолжительного промежутка времени, в отношении одного и того же вещества, покушение на сбыт героина было им произведено одному и тому же лицу - Ш.А.А., действовавшей в рамках проводимых проверочных закупок наркотических средств.
Как следует из постановления о привлечении Зелова А.Л. в качестве обвиняемого /л.д. л.д. 114-117/ и обвинительного заключения в отношении него, органами предварительного расследования установлено, что наркотическое средство было приобретено осужденным одномоментно; сам осужденный, будучи допрошенным в ходе предварительного следствия подтвердил, что наркотические средства он приобретал партиями для личного потребления. Кроме того, принятие решения и санкционирование сотрудниками наркоконтроля проведения двух проверочных закупок наркотических средств у Зелова, объективно свидетельствует о том, что осужденным было совершено одно, продолжаемое преступление.
Указанные обстоятельства, как это следует из приговора суда, нашли полное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Фактически, судом было объективно установлено и изложено в описательно-мотивировочной части приговора, что умыслом Зелова охватывалось намерение неоднократного сбыта Ш.А.А. наркотических средств.
Следовательно, совершенное Зеловым А.Л. преступление, предусмотренное ст. 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ, является продолжаемым и не образует совокупности преступлений в его действиях, чему суд кассационной инстанции надлежащей правовой оценки также не дал.
При таких обстоятельствах Президиум находит приговор суда в части квалификации действий Зелова А.Л. по двум отдельным составам преступных деяний, связанных с покушением на незаконный сбыт героина 13 и 19 июля 2006 года, противоречащим требованиям уголовного закона, в связи с чем полагает необходимым, изменив приговор и кассационное определение, квалифицировать действия осужденного по обоим эпизодам совершенных им преступлений, единой ст. 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ - покушение на незаконный сбыт наркотических средств, не доведенное до конца по независящим от воли осужденного обстоятельствам.
Назначенное Зелову А.Л. по ст. 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ наказание в виде 5 лет лишения свободы соответствует закону и данным о личности осужденного, в достаточной степени мотивировано в приговоре суда и является справедливым.
Вместе с тем, указание о назначении осужденному окончательного наказания, по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ, подлежит исключению из приговора.
Правовых оснований для пересмотра последующих судебных решений в отношении осужденного, в рамках поданной Зеловым А.Л. надзорной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум
П О С Т А Н О В И Л:
надзорную жалобу осужденного Зелова Александра Леонидовича удовлетворить.
Приговор Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2007 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2007 года по уголовному делу в отношении осужденного Зелова А.Л. изменить.
Считать осужденным Зелова Александра Леонидовича по приговору Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2007 года:
- по ст. 30 ч. 3, ст. 228-1 ч. 1 УК РФ, по которой назначить ему наказание в виде 5 /пяти/ лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
Указание о назначении Зелову А.В. окончательного наказания в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, из приговора суда исключить.
В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Председательствующий: Ю.В. Суханов
Копия верна: судья Н.В.Березин