постановление и кассационное определение отменены, материалы дела направлены на новое судебное рассмотрение ввиду нарушения права осужденного на защиту при разрешение вопроса об отмене условного осуждения



Приговор: № 44 - у - 197

судья Семенихина Л.Г.

Судьи УСК:

Яремус А.Б. - председ.;

Трусова Г.П.;

Кожев В.Н. - доклад.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

г. Ижевск 24 декабря 2010 года

Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего - Суханова Ю.В.,

членов Президиума - Берша С.И., Головкова Л.П., Емельянова А.В., Коробейниковой Л.Н., Кулябина В.М., Трусовой Г.П.

рассмотрел материалы дела по надзорной жалобе осужденного Зыкина И.В. о пересмотре постановления Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 7 апреля 2010 года и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года.

Постановлением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 7 апреля 2010 года в отношении

Зыкина И.В., ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, гражданина РФ, <адрес>, ранее не судимого, осужденного:

27 мая 2009 года приговором Завьяловского районного суда Удмуртской Республики по ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года,

-удовлетворено представление начальника уголовно-исполнительной инспекции № 16 ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Удмуртской Республике от 25 марта 2010 года об отмене Зыкину И.В. условного осуждения, и он направлен для отбывания наказания, назначенного приговором Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 27 мая 2009 года, сроком на 3 года лишения свободы в исправительную колонию общего режима. Срок наказания постановлено исчислять с момента задержания.

Этим же постановлением Зыкину И.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и он объявлен в розыск.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года постановление суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе осужденный Зыкин И.В., выражая несогласие с постановлением суда, ставит вопрос о его пересмотре.

Заслушав доклад судьи Митрофанова С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание постановления суда, кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и постановления о возбуждении надзорного производства, а также мнение заместителя прокурора Удмуртской Республики Перевощикова А.И. об удовлетворении надзорной жалобы осужденного, Президиум

установил:

приговором Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 27 мая 2009 года Зыкин И.В. осужден по ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года и на него возложены обязанности: встать на учет в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного, и 1 раз в месяц являться в указанный орган на регистрацию, не менять места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа.

Начальник уголовно-исполнительной инспекции № 16 ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Удмуртской Республике обратился в суд с представлением, в котором поставил вопрос об отмене Зыкину И.В. условного осуждения в связи с тем, что осужденный длительное время (более 30 дней) скрывается от контроля, не уведомил контролирующий орган о смене места жительства, систематически не исполняет обязанности, возложенные на него судом.

Суд постановил вышеуказанное решение, которым удовлетворил представление Уголовно-исполнительной инспекции № 16 ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Удмуртской Республике об отмене условного осуждения в отношении Зыкина И.В. и постановил об исполнении наказания, назначенного ему приговором суда, в виде 3 лет лишения свободы без штрафа. Отбывание данного наказания судом определено в исправительной колонии общего режима.

В надзорной жалобе осужденный Зыкин И.В. выражает несогласие с постановлением суда ввиду его незаконности и несправедливости. В обоснование указывает на то, что судебное заседание по вопросу отмены ему условного осуждения проведено без его участия, так как он не был надлежащим образом уведомлен о дне судебного заседания, в частности, повесток он не получал, домой за ним никто не приходил. В связи с чем считает, что судом было нарушено его конституционное право на защиту, поскольку он не имел возможности в суде защищать свои права, в том числе при помощи адвоката. Кроме того, приводит доводы, объясняющие невыполнение им возложенных на него судом обязанностей. Просит возбудить надзорное производство, пересмотреть постановление суда.

Президиум находит судебные решения, постановление суда и кассационное определение в отношении Зыкина И.В. подлежащими пересмотру по следующим основаниям.

Согласно статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление сторонам обвинения и защиты равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, необходимой гарантией судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда, поскольку только при этом условии в судебном заседании реализуется право на судебную защиту, которая, по смыслу статьи 46 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, должна быть справедливой, полной и эффективной (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1998 года N 27-П, от 15 января 1999 года N 1-П, от 14 февраля 2000 года N 2-П и от 11 мая 2005 года N 5-П; определения от 10 декабря 2002 года N 315-О, от 25 марта 2004 года N 99-О, от 11 июля 2006 года N 351-О, от 16 ноября 2006 года N 538-О и др.)

В силу ч. 2 ст. 15 УПК РФ), а иначе подлинной состязательности не может быть.

Наиболее полно принцип состязательности реализуется в стадии судебного разбирательства, в которой сторонам обвинения и защиты с помощью суда обеспечиваются равные права и возможности по отстаиванию своих интересов (ч. 1 ст. 243, ст. 244 УПК РФ).

В стадии судебного разбирательства сторону обвинения, согласно п. 47 ч. 2 ст. 49 УПК РФ в качестве защитников к участию в уголовном деле допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда защитником может быть допущен наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый.

В соответствии со ст. 399 УПК РФ).

Таким образом, суд, рассматривая в порядке п. 7 ст. 397 УПК РФ представление об отмене условного осуждения, обязан был в соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 15, 243, 244 УПК РФ обеспечить сторонам обвинения и защиты равные процессуальные права и возможности, связанные как с их участием в доказывании, так и с отстаиванием своей позиции по разрешаемым в ходе судебного разбирательства вопросам.

Данные требования закона судом не выполнены.

Решение об отмене Зыкину И.В. условного осуждения суд мотивировал тем, что он систематически и злостно не исполняет возложенные на него судом обязанности, скрылся от контроля.

Вместе с тем, как видно из представленных материалов дела и отражено в постановлении суда, вопрос об отмене условного осуждения был разрешен судом в отсутствие Зыкина И.В. и его защитника (адвоката).

В то же время в судебном заседании принимали участие помощник прокурора и представитель уголовно-исполнительной инспекции, то есть участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения.

Следовательно, несоблюдение процедуры судопроизводства и нарушение права на защиту в рассматриваемом случае при решении вопроса об отмене Зыкину И.В. условного осуждения, в котором, по существу, разрешался вопрос об ухудшении его положения, препятствовало суду всесторонне рассмотреть дело, не могло не повлиять и повлиялона постановление законного и обоснованного решения.

Между тем факт неисполнения осужденным своих обязанностей и систематический характер их неисполнения (злостность неисполнения возложенных судом обязанностей исключена Федеральным законом РФ от 27 декабря 2009 года как основание отмены условного осуждения) подлежит доказыванию в судебном заседании, что невозможно осуществить в случае рассмотрения вопроса об отмене условного осуждения в отсутствие осужденного и его защитника, то есть в отсутствие стороны защиты.

Рассмотрение в отсутствие осужденного вопроса об отмене условного осуждения и исполнении назначенного наказания нарушает гарантированное осужденному Конституцией РФ право на судебную защиту, не позволяет ему реализовать перечисленные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ права: знать существо рассматриваемого судом вопроса, поддерживать ходатайство или представление либо возражать против его удовлетворения, давать показания и объяснения, представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться услугами защитника (адвоката), участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать действия и решения суда в случае несогласия с ними.

Поэтому отмена условного осуждения в отношении лица, отсутствующего при рассмотрении материалов судом, является крайней мерой, данная отмена допустима только в том случае, когда подтверждено, что условно осужденный скрылся от контроля.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 5 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» вопрос об отмене условного осуждения разрешается в присутствии лица, в отношении которого принимается такое решение, за исключением случая, когда подтверждено, что условно осужденный скрылся от контроля.

То есть, если суду будут представлены веские доказательства того, что лицо скрылось от контроля и место его пребывания не известно, суд вправе принять решение о рассмотрении вопроса об отмене условного осуждения в отсутствие этого лица с приведением мотивов указанного решения. Но и в этом случае в целях защиты прав и законных интересов осужденного дело должно быть рассмотрено с обязательным участием адвоката.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гарантии права на судебную защиту могут быть реализованы не только личным участием осужденного в судебном заседании, но и поручением осуществления своей защиты избранному им защитнику (адвокату) (ст. 48 Конституции РФ, ст. ст. 49, 50 УПК РФ).

При этом конституционно значимым является требование в интересах правосудия обеспечить осужденному и его защитнику реальную возможность изложить свою позицию относительно всех аспектов рассматриваемого вопроса и довести содержание этой позиции до сведения суда.

Согласно ч. 4 ч.4 ст.399 УПК РФ).

Между тем суд, придя к выводу, что Зыкин И.В. скрылся от контроля, рассмотрел представленный уголовно-исполнительной инспекцией материал не только в его отсутствие, но и без участия адвоката.

Таким образом, рассмотрение в отсутствие стороны защиты вопроса об отмене условного осуждения и исполнении назначенного наказания никак не гарантировало защиту прав осужденного, привело к нарушению конституционного принципа равенства сторон и состязательности уголовного процесса, то есть явилось существенным нарушением норм процессуального права, влекущим в соответствии с ч. 1 ст. 409 и п. 2 ч. 1 ст. 379 УПК РФ отмену судебного решения в порядке надзора.

Поэтому надзорная жалоба осужденного Зыкина И.В. подлежит удовлетворению, так как имеются основания для отмены постановленных в отношении Зыкина И.В. судебных решений - постановления суда и кассационного определения - и направления материалов дела на новое судебное рассмотрение.

Ввиду отмены состоявшихся в отношении Зыкина И.В. судебных решений по процессуальным нарушениям другие доводы, указанные им в надзорной жалобе, Президиумом не рассматриваются, поскольку подлежат оценке судом первой инстанции при повторном рассмотрении представления уголовно-исполнительной инспекции.

Принимая во внимание обстоятельства дела и данные о личности Зыкина И.В., который характеризуется как лицо, скрывающееся от контроля, Президиум считает необходимым избрать Зыкину И.В. меру пресечения в виде заключения под стражу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 407 и 408 УПК РФ, Президиум

постановил:

надзорную жалобу осужденного Зыкина И.В. удовлетворить частично.

Постановление Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 7 апреля 2010 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года в отношении Зыкина И.В. отменить и материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции - Завьяловский районный суд Удмуртской Республики, но в ином составе суда.

Мерой пресечения Зыкину И.В. избрать содержание под стражей сроком на два месяца, то есть с 24 декабря 2010 года по 24 февраля 2011 года включительно.

Председательствующий подпись Ю.В. Суханов

Копия верна: судья Верховного Суда

Удмуртской Республики С.Г. Митрофанов