постановление о приведении приговора в соответствие с ФЗ от 7 марта 2011 года № 26- ФЗ изменено, с учетом переквалификации действий осужденного на новую редакцию УК РФ ему снижен срок наказания.



Постановление:                                                                                              № 44-у-166                                                                                      

судья - Семенихина Л.Г.

УСК - нет

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда надзорной инстанции

г. Ижевск                                     30 декабря 2011 года

Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего - Суханова Ю.В.,

членов Президиума - Баранова Н.В., Берша С.И., Головкова Л.П.,

Емельянова А.В., Коробейниковой Л.Н., Кулябина В.М.,

при секретаре Стехе С.Э.

рассмотрел материалы дела по надзорной жалобе осужденного Алабужева Д.Н. о пересмотре постановления Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2011 года.

Постановлением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2011 года на основании ст. 399 УПК РФ, частично удовлетворено ходатайство

Алабужева Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> УАССР, несудимого,

осужденного:

23 марта 2007 года приговором Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области по ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;

-о пересмотре приговора Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 марта 2007 года и приведении его в соответствие с действующим Федеральным законом от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ. Постановлено об осуждении Алабужева Д.Н. в соответствии с приговором суда по ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений со снижением наказания до 7 лет 11 месяцев лишения свободы. В остальной части приговор суда оставлен без изменения.

В кассационном порядке постановление суда не рассматривалось.

В надзорной жалобе осужденный Алабужев Д.Н. со ссылкой на нарушение судом положений ст. 10 УК РФ указывает на свое несогласие с постановлением суда, просит его изменить и смягчить ему наказание.

Заслушав доклад судьи Митрофанова С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы надзорной жалобы и постановления о возбуждении надзорного производства, а также мнение заместителя прокурора Удмуртской Республики Перевощикова А.И. об удовлетворении надзорной жалобы Алабужева Д.Н. и пересмотре обжалуемого постановления суда в связи с необходимостью смягчения осужденному наказания, Президиум

установил:

обжалуемым постановлением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2011 года на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений.

Решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства Алабужева Д.Н.о снижении наказания по ч. 1 ст. 111 УК РФ коснулось лишь нижнего предела наказания в виде лишения свободы, в то время как наказание осужденному приговором суда определено не в минимальных размерах.

В надзорной жалобе осужденным Алабужевым Д.Н. ставится вопрос о пересмотре состоявшегося судебного решения в связи с неверным применением уголовного закона при отказе в полном объеме удовлетворить ходатайство о снижении наказания, назначенного по приговору суда. В подтверждение заявленных доводов осужденным приведена следующая мотивация: переквалифицировав действия по обоим составам преступления в соответствии с новой редакцией уголовного закона, суд несправедливо отказал в снижении наказания по ч. 1 ст. 111 УК РФ, что также повлияло на несправедливое назначение наказания по совокупности преступлений.

Президиум находит обжалуемое судебное решение в отношении Алабужева Д.Н. подлежащим пересмотру по следующим основаниям.

Обжалуемым приговором Алабужев Д.Н. осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет.

Федеральным законом от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» из санкции ч. 1 ст. 111 УК РФ исключен нижний предел наказания в виде лишения свободы, то есть внесены изменения, улучшающие положение лица, совершившего преступление.

Согласно ст. 10 УК Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (часть первая); если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом (часть вторая).

Данные положения с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в п. 3.2 постановления от 20 апреля 2006 года № 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка приведения судебных решений в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим или смягчающим ответственность за преступление, в связи с жалобами граждан А.К. Айжанова, Ю.Н. Александрова и других», предполагают, что при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом подлежат применению все установленные УК РФ в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора.

Таким образом, согласно действующему уголовному и уголовно-процессуальному законодательству применение нового уголовного закона, устраняющего или смягчающего ответственность за преступление и, следовательно, имеющего обратную силу, может осуществляться на любых стадиях уголовного судопроизводства, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая пересмотром вступивших в законную силу судебных решений и исполнением приговора.

Порядок приведения вступившего в законную силу приговора в соответствие с новым уголовным законом непосредственно регламентируется применительно к стадии исполнения приговора, и в таких случаях полномочие решать вопрос об освобождении от наказания или о смягчении наказания Уголовно-процессуальный кодекс РФ возлагает на суд по месту отбывания наказания осужденным (ч. 3 ст. 396, п. 13 ст. 397 и ст. 399 УПК РФ).

Поскольку обжалуемый приговор, по которому Алабужев Д.Н. в настоящее время отбывает наказание, был постановлен 23 марта 2007 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесений изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», а указанным Законом внесены улучшающие положение осужденного изменения в санкцию статьи уголовного закона, по которой он признан виновным и осужден, приведенные судом мотивы отказа в смягчении ему наказания не основаны на законе, противоречат положениям ст. 10 УК РФ и в целом влекут существенное нарушение закона, поскольку принятое судом решение об отказе в снижении наказания нарушает конституционные права осужденного на судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со статьями 409 и 379 УПК РФ нарушение уголовно-процессуального закона, а также неправильное применение уголовного закона являются основаниями изменения судебного решения по уголовному делу в порядке надзора.

При таких обстоятельствах доводы жалобы Алабужева Д.Н. о том, что суд необоснованно отказал ему в удовлетворении ходатайства о смягчении наказания по ч. 1 ст. 111 УК РФ, заслуживают внимания и подлежат удовлетворению, а постановление суда не может быть признано законным, обоснованным и справедливым, подлежит изменению в части наказания, назначенного ему как по данному составу преступления, так и по совокупности совершенных им преступлений.

Иные доводы осужденного, приведенные им в надзорной жалобе, в частности о необходимости дальнейшего снижения наказания, назначенного ему по ч. 2 ст. 162 УК РФ, Президиум находит несостоятельными, поскольку они не основаны на законе, а его обоснование носит не вытекающий из материалов дела и требований действующего закона субъективный характер.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум

постановил:

надзорную жалобу осужденного Алабужева Д.Н. удовлетворить частично.

Постановление Завьяловского пайонного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2011 года в отношении Алабужева Д.Н. изменить.

Считать Алабужева Д.Н. осужденным приговором Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 марта 2007 года по ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к 7 годам 10 месяцам лишения свободы.

В остальном это же постановление суда в отношении Алабужева Д.Н.оставить без изменения, а его надзорную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                     подпись                         Ю.В. Суханов

Копия верна: судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                                                     С.Г. Митрофанов