постановление суда изменено, судом при разрешении ходатайства не учтено, что срок предварительного следствия по делу продлен до 17 января 2011 года



Судья: Кошкарова Е.Б. город Ижевск

Дело № 22-2509 23 декабря 2010 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего: Баймакова Н.И.

судей: Дубовцева А.С. и Трусовой Г.П.,

при секретаре Федоренчик Е.В., рассмотрела кассационную жалобу адвоката Насыровой А.Г., кассационное представление прокурора Балезинского района Удмуртской Республики на постановление Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2010 года, которым удовлетворено ходатайство заместителя руководителя Игринского МСО Следственного Управления СКП РФ по Удмуртской Республики и в отношении

Б.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ранее судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. «ж,з» ч.2ст.105 УК РФ -

продлен срок содержания под стражей на 2 месяца по 18 февраля 2011 года включительно, а всего до 8 месяцев.

Заслушав доклад судьи Трусовой Г.П., объяснение адвоката Насыровой А.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Мардашевой Т.А., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

При удовлетворении ходатайства заместителя руководителя Игринского межрайонного следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Удмуртской Республике, согласованного с руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Удмуртской Республик, в отношении обвиняемого Б.С.В..В. на вышеуказанный продлен срок содержания его под стражей.

Не соглашаясь с постановлением суда, в кассационной жалобе адвокат Насырова А.Г. в защиту Б.С.В. ставит вопрос об его отмене. В обоснование этого адвокат ссылается на то, что судом не проверена обоснованность причастности Б.С.В. к совершению преступления, по которому ему предъявлено обвинение, По мнению адвоката, это противоречит требованиям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №22 от 29 октября 2009 года « О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста». Прослеживается, как указывает автор жалобы, необъективный подход суда к анализу, представленных органами следствия процессуальных документов, неверно расценены показания свидетеля Новикова. Утверждение суда о том, что предыдущие основания для содержания Б.С.В. под стражей не изменились, сделано судом без учета их реального обоснования. Постановление суда не соответствует требованиям ч.4ст.7 УПК РФ, поскольку не является мотивированным, законным и обоснованным. Для обеспечения требований постановления Конституционного Суда РФ № 4 -_П от 22 марта 2005 не требуется предоставление следствию дополнительного месячного срока. Нарушение судом прав Б.С.В. на защиту автор кассационной жалобы усматривает в том, что не было удовлетворено его ходатайство о допуске к участию при рассмотрении судом вопроса о продлении срока содержания под стражей, наряду с адвокатом, другого защитника - его жены.

В кассационном представлении прокурора Балезинского района Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене постановления суда и направлении материала с ходатайством на рассмотрение в тот же суд в ином составе суда. В обоснование этого прокурор указывает, что производство по уголовному делу допускается только в пределах процессуальных сроков, предусмотренных ст. 162 УПК РФ и произвольное продление сроков содержания под стражей обвиняемых не допускается. При принятии решения о продлении обвиняемому Б.С.В. срока содержания под стражей по 18 февраля 2011 года суду следовало учесть то, что срок предварительного следствия по уголовному делу продлен заместителем руководителя Следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по Удмуртской Республике для выполнения следственных действий, направленных на окончание расследования до 17 января 2011 года. Предварительное следствие не закончено и не представлено данных о том, что срок следствия будет продлен по 18 февраля 2011 года. Вывод суда о необходимости продления срока содержания Б.С.В. за пределами срока предварительного следствия, является необоснованным. Суд, как указывает в представлении прокурор, не выяснил обоснованность утверждения органов предварительного расследования о необходимости выполнения тех же следственных действий, на которые ранее ссылался следователь в предыдущих ходатайствах о продлении срока содержания Б.С.В. под стражей.

Изучив представленный с ходатайством материал, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления прокурора, судебная коллегия постановление суда находит подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.162 УПК РФ в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд (часть 9 статьи 109 УПК РФ).

По смыслу статей 22,46 (часть1), 48,118,120 и 123 Конституции Российской Федерации, в уголовном судопроизводстве суд, как орган правосудия призван обеспечить справедливую процедуру принятия решения при решении вопроса о продлении срока содержания обвиняемого под стражей.

При разрешении ходатайства следователя суд убедился в том, что 4 августа 2003 года заместителем прокурора Балезинского района Удмуртской Республики возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1ст.105 УК РФ.

Постановлением следователя от 4 декабря 2003 года предварительное следствие по уголовному делу было приостановлено и возобновлено 17 июня 2010 года, при этом срок дополнительного следствия был продлен и.о. руководителем следственного управления до 18 июня 2010 года. Судья убедился в том, что при соблюдении всех требований закона и конституционных прав, 18 июня 2010 года Б.С.В. был задержан в статусе подозреваемого и по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.1ст.105 УК РФ, при соблюдении статьи 51 Конституции РФ дал показания.

В отношении Б.С.В. постановлением судьи Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 20 июня 2010 года избрана мера пресечения - заключение под стражу.

23 июня 2010 года Б.С.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п.п. «ж,з» ч.2ст.105 УК РФ и предоставлено право для дачи показаний с соблюдением его прав на защиту и положения ст.51 Конституции Российской Фед5ерации.

Суд исследовал и в хронологическом порядке изложил в постановлении основания продления срока предварительного следствия, а также продление срока содержания под стражей Б.С.В.

Доводы об отсутствии оснований для продления срока содержания обвиняемого Б.С.В., изложенные в кассационной жалобе адвоката, судебная коллегия признает несостоятельными как противоречащие требованию уголовно-процессуального закона, в том числе его положениям, изложенных в Конституционном Суде Российской Федерации №4-П от 22 марта 2005 года и в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №22 от 29 октября 2009 года « О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Суд не входил и не имел права входить в обсуждение вопроса о доказанности вины Б.С.В. по предъявленному ему обвинению.

Суд проверил и убедился в соблюдении требований закона при избрании в отношении Б.С.В. меры пресечения - заключение под стражу.

Мотивы, приведенные судом в постановлении в обоснование вывода о необходимости продления срока содержания Б.С.В. под стражей, соответствуют требованию закона.

Вместе с тем, судом при разрешении ходатайства следователя не учтено то обстоятельство, что срок предварительного следствия по настоящему уголовному делу продлен заместителем руководителя Следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по Удмуртской Республики до 17 января 2011 года. Сведения, которые бы свидетельствовали о продлении срока предварительного следствия до 18 февраля 2011 года, в ходатайстве не приведены и в материалах дела отсутствуют.

При таких данных судебная коллегия считает необходимым признать срок продления содержания Б.С.В. под стражей по 18 января 2011 года включительно.

Иных процессуальных нарушений при разрешении ходатайства следователя, в том числе нарушения его права на защиту, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.377,378,388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Постановление Балезинского районного суда Удмуртской Республики от 15 декабря 2010 года в отношении Б.С.В. изменить: считать продленным срок содержания его под стражей на 1 месяц включительно по 18 января 2011 год, а всего до 7 месяцев. В остальной части постановление суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: