Судья Дементьев Д.Е. Дело №22-2249
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ижевск 21 августа 2012 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Рябова А.М.,
судей Малютиной В.И., Муллануровой Э.З.,
с участием прокурора Носкова А.С.,
осужденной Ивановой Л.А.,
защитника- адвоката Прозорова В.В.,
при секретаре Карамовой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы осужденной и защитника на постановление Устиновского районного суда г. Ижевска УР от 06 июня 2012 года, которым удовлетворено представление ФБУ «Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция №» УФСИН РФ по УР об отмене отсрочки отбывания наказания и направлении осужденной Ивановой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для отбывания наказания по приговору Первомайского районного суда г. Ижевска УР от 16 марта 2010 года, которым(с учетом изменений, внесенных постановлением Устиновского районного суда г. Ижевска УР) осуждена за 6 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ(в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года №26- ФЗ), а также преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ(в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года №26- ФЗ), с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима,
заслушав доклад судьи Малютиной В.И., выступления осужденной и защитника, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора, полагавшего необходимым постановление суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
по вышеуказанному приговору в отношении Ивановой Л.А. с учетом наличия у нее беременности сроком 3- 4 недели судом была применена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14- летнего возраста.
Контролирующий орган обратился в суд с представлением об отмене отсрочки отбывания наказания в отношении Ивановой Л.А., мотивируя тем, что беременной не является, исполнение наказания в виде отсрочки возможным не представляется ввиду отсутствия факта рождения ребенка, беременность прервана естественным образом путем самопроизвольного выкидыша 20 марта 2010 года.
Судом данное представление удовлетворено.
По заключению комиссионной судебно- медицинской экспертизы, указанному в постановлении суда, 11 марта 2010 года у Ивановой Л.А. была установлена беременность на сроке 3- 4 недели, время прерывания беременности установить невозможно, причиной прерывания беременности явилось наличие в полости ее матки ВМК(спирали), которая предотвращает имплантацию.
Решение суда об отмене отсрочки отбывания наказания мотивировано тем, что Иванова Л.А. умышленно проигнорировала указания врача о необходимости принятия мер по пролонгации беременности, в течение разумного срока в медицинский стационар для сохранения беременности, в том числе принятия врачами решения об удалении либо оставлении внутриматочного контрацептива в условиях стационара не обратилась, при этом, заведомо осознавала, что ее умышленное бездействие повлечет прерывание беременности, не смотря на предупреждение врача об угрозе выкидыша, при начале кровотечения, не обладая специальными познаниями в области гинекологии, в домашних условиях самостоятельно «диагностировала» факт прерывания беременности, в скорую медицинскую помощь не обратилась, мер к сохранению беременности не приняла, в дальнейшем данный факт от инспекции скрыла.
Осужденная и защитник в своих кассационных жалобах указывают, что отмена отсрочки по представлению контролирующего органа регламентирована ч. 2 и 4 ст. 82 УК РФ, ситуация с выкидышем у Ивановой Л.А. ни под одно из оснований, предусмотренных ст. 82 УК РФ, не подпадает, согласно ч. 4 ст. 178 УИК РФ в случае смерти ребенка, у Ивановой Л.А. – вследствие самопроизвольного выкидыша, инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в любом случае, при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 82 УК РФ, инспекция обращаться в суд с представлением, ухудшающим положение осужденной, не могла, суд, в свою очередь, указывая на допущенное Ивановой Л.А. нарушение порядка обращения за медицинской помощью, вышел за рамки представления, ухудшил положение осужденной, «какую конкретно норму права нарушила Иванова Л.А.», не указал, вывод суда о необходимости отмены отсрочки отбывания наказания является необоснованным, постановление суда – незаконным, подлежащим отмене ввиду не соответствия требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ.
Осужденная, кроме того, указывает, что после обследования 11 марта 2010 года хотела лечь в стационар, однако до провозглашения приговора судья делать это ей запретила, после провозглашения приговора 16 марта 2010 года обращалась в женскую консультацию на ул. Родниковая г. Ижевска, где ее не приняли ввиду отсутствия медицинского полиса, пока его делала, произошел выкидыш, ее вины в этом нет, рождение ребенка- это «таинство, промысел бога», в последующем, при постановке на учет, 01 сентября 2010 года, вновь была беременна, 5 октября 2010 года сделан аборт по медицинским показаниям ввиду смерти плода, «замерзшей беременности».
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает необходимым постановление суда отменить по следующим основаниям.
Вопрос об отмене отсрочки отбывания наказания, отнесенный к числу вопросов, связанных с исполнением приговора(п. 17 ст. 397 УПК РФ), рассматривается по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание, в порядке, предусмотренном ст. 399 УПК РФ.
По смыслу ч. 7 ст. 399 УПК РФ, участие в судебном заседании представителя учреждения или органа, подавшего представление, является обязательным.
Как указано в данной норме уголовно- процессуального закона, «судебное заседание начинается с доклада представителя учреждения или органа, подавшего представление».
В отношении Ивановой Л.А. представление об отмене отсрочки отбывания наказания рассмотрено с участием инспектора ФКУ УИИ УФСИН России по УР Перевозчиковой Н.А., тогда как, имеющаяся в материалах дела доверенность на ее имя(л.д. 167) полномочий на право представления интересов указанного контролирующего органа в судебных органах Устиновского района г. Ижевска по вопросу отмены отсрочки отбывания наказания не содержит.
При отсутствии таковых полномочий, участие данного лица по вопросу об отмене отсрочки отбывания наказания в отношении Ивановой Л.А. является незаконным.
Кроме того, как следует из протокола судебного заседания(л.д. 222), стороной защиты было заявлено ходатайство «опросить» в судебном заседании «в качестве специалистов» врача- гинеколога ФИО15, судом данное ходатайство удовлетворено, а именно: постановлено указанных лиц «допросить в качестве специалистов».
Однако данные лица допрошены в качестве свидетелей, при этом, ни права и обязанности специалиста, ни права и обязанности свидетеля, предусмотренные ст. 57 УПК РФ и ст. 56 УПК РФ, соответственно, им не разъяснялись, между тем, их показания использовались судом для доказывания обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса об отмене отсрочки отбывания наказания.
По смыслу уголовно- процессуального закона(ст. 75 УПК РФ), показания свидетелей, полученные с нарушением требований УПК РФ, использоваться для доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не могут.
Помимо этого, судом в основу решения положено заключение комиссионной судебно- медицинской экспертизы, назначенной судом для решения, в том числе вопросов о времени и причинах прерывания беременности Ивановой Л.А., имеющих значение для правильного рассмотрения представления об отмене отсрочки отбывания наказания.
Тогда как, данное заключение, в нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК РФ, а также ст. 25 Федерального закона «О государственной судебно- экспертной деятельности», не содержит в себе указания на примененные методики, а также оценки результатов исследований и обоснование выводов по поставленным вопросам.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 21 апреля 2009 года №8 «О судебной практике условно- досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»(п. 26), отсрочка отбывания наказания может быть отменена судом, если «осужденная женщина умышленно без медицинских на то показаний прервала беременность».
Выводы суда, изложенные выше, в том числе об умышленном бездействии Ивановой Л.А., повлекшем прерывание беременности, преждевременны, сделаны без надлежащей оценки показаний акушера – гинеколога ФИО8, гинеколога ФИО9, заведующей кафедрой акушерства и гинекологии ФИО10
Исходя из показаний ФИО9, 11 марта 2010 года принимала ФИО1, выявила у нее беременность 3- 4 недели, при этом установила наличие у последней внутриматочной спирали, рекомендовала обратиться в стационар для удаления спирали, срок, в течение которого должна лечь в стационар, не называла, бывают случаи, когда женщины вынашивают и рожают ребенка со спиралью.
Как следует из показаний ФИО8, осужденная ФИО1 обращалась в женскую консультацию, хотела встать на учет по беременности.
Согласно показаниям ФИО10 при удалении спирали также имеется большая вероятность, что беременность прервется, на момент обращения в больницу у ФИО1 была угроза прерывания беременности, оснований для экстренной госпитализации не было, здоровью женщины ничего не угрожало.
При таких данных судебная коллегия считает необходимым постановление суда отменить, представление контролирующего органа направить на новое судебное рассмотрение в ином составе суда, в соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 379, п. 2 ст. 380, ч. 1 ст. 381 УПК РФ, ввиду нарушения уголовно- процессуального закона, в том числе процедуры судопроизводства, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Меру пресечения в виде заключения под стражу, избранную судом в отношении ФИО1, судебная коллегия считает необходимым также отменить, из- под стражи осужденную освободить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
постановление Устиновского районного суда г. Ижевска УР от 06 июня 2012 года об отмене отсрочки отбывания наказания в отношении ФИО1 по приговору Первомайского районного суда г. Ижевска от 16 марта 2010 года отменить.
Представление контролирующего органа направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Меру пресечения в отношении Ивановой Л.А. отменить, из – под стражи освободить.
Председательствующий:
Судьи: