Судья Концевая Н.А. Дело № 22-2245/2012
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ижевск 16 августа 2012 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Яремуса А.Б.,
судей Ившиной О.Г. и Дубовцева А.С.,
с участием прокурора Широбокова А.С.
защитника – адвоката Наумова С.П.,
при секретаре Зелениной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам представителей потерпевших ЗАО <данные изъяты>, корпорации <данные изъяты> и кассационному представлению государственного обвинителя Широбокова А.С.
на приговор Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 4 июня 2012 года, которым
Воронцов Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, ранее не судимый,
оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 146, ч. 1 ст. 273 УК РФ ввиду отсутствия в его действиях состава преступления,
за Воронцовым Е.П. признано право на реабилитацию;
гражданский иск Корпорации <данные изъяты> о взыскании ущерба оставлен без рассмотрения;
заслушав доклад судьи Ившиной О.Г., выслушав защитника – адвоката Наумова С.П., полагавшего приговор суда оставить без изменения, и мнение прокурора Широбокова А.С., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воронцов Е.П. органами предварительного расследования обвинялся в нарушении авторских и смежных прав, то есть в незаконном использовании объектов авторского права, а равно приобретении и хранении двух контрафактных экземпляров произведений программного продукта в целях сбыта, совершенном в особо крупном размере на сумму 702 118 руб.; и в создании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ, имевших место в июне 2011, при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении, то есть в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 146, ч. 1 ст. 273 УК РФ.
Приговором Воткинского районного суда от 4 июня 2012 года Воронцов Е.П. оправдан по обвинению в совершении указанных преступлений в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
В кассационной жалобе представитель потерпевшего ЗАО <данные изъяты> Б.О.А. выражает несогласие с приговором суда, считает его незаконным и необоснованным. В подтверждение этого указывает, что факт совершения Воронцовым Е.П. обоих преступлений был подтвержден в ходе судебного заседания и самим Воронцовым Е.П. не опровергался. По ее мнению, действия сотрудников полиции были законными. Воронцов Е.П. действовал по собственному усмотрению. Просит приговор суда отменить, направить дело на новое судебное рассмотрение.
В кассационной жалобе представитель потерпевшего – корпорации <данные изъяты> - адвокат Камалетдинов А.Р. также выражает несогласие с приговором суда. Считает его вынесенным с нарушением процессуального и материального права. Отмечает, что судом при вынесении приговора не учтены положения статьи 1270 ГК РФ, части второй статьи 146 УК РФ и указания, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 года №14, согласно которым нарушение авторских прав является состоявшимся с момента любого действия по использованию программного обеспечения без согласия автора. Просит приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В кассационном представлении государственный обвинитель Широбоков А.С. указывает, что приговор суда является незаконными и необоснованными ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения уголовно-процессуального закона. По его мнению, вывод суда о том, что Воронцов Е.П. совершил противоправные деяния по просьбе сотрудников полиции, является несостоятельным, поскольку опровергается показаниями свидетелей и самого Воронцова Е.П. В судебном заседании, по мнению прокурора, установлено, что Воронцов Е.П. занимался незаконной деятельностью по распространению контрафактной продукции и до проведения оперативно-розыскного мероприятия, а умысел на незаконный сбыт программного обеспечения возник у него до вмешательства оперативных работников. Полагает, что оперативно-розыскные мероприятия проведены без нарушения действующего законодательства.
Кроме того, отмечает, что судом неправильно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Суд указывает, что отсутствуют доказательства, указывающие на совершение аналогичных действий со стороны Воронцова Е.П., однако в судебном заседании сам Воронцов Е.П. сообщил о таких действиях, но на безвозмездной основе.
По мнению государственного обвинителя, при оправдании Воронцова Е.П. по ч. 1 ст. 273 УК РФ, суд не мотивировал свое решение. Считает, что провокации в совершении указанного преступления не было, так как Воронцов Е.П. использовал вредоносные программы по собственной инициативе. Обращает также внимание на то, что судом нарушена тайна совещательной комнаты. А приговор в указанное в протоколе судебного заседания время не оглашался, а был изготовлен гораздо позже.
Просит приговор суда отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
В своих возражениях на кассационное представление оправданный Воронцов Е.П. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ при удалении судьи в совещательную комнату было указано время провозглашения приговора (14.30 час.). В указанное время он прибыл в здание суда. Однако провозглашение приговора было перенесено на 17.30 часов, о чем ему было сообщено секретарем судебного заседания. В назначенное время он прибыл в здание суда. И приговор был провозглашен.
В возражениях на кассационное представление адвокат Наумов С.П. указывает, что приговор является законным, обоснованным и справедливым и просит оставить его без изменения, а кассационное представление – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия оснований для отмены или изменения приговора не усматривает.
Судом правильно установлены все обстоятельства дела, и действиям Воронцова Е.П. дана правильная оценка.
Оценив доказательства в совокупности, суд пришел к правильному выводу о невиновности Воронцова Е.П. в инкриминируемых ему деяниях.
Анализ доказательств подробно приведен в приговоре. Выводы суда мотивированы.
Доводы кассационного представления, в том числе, относительно обстоятельств дела и доказанности вины Воронцова Е.П. не могут быть приняты во внимание, поскольку все они были предметом тщательного исследования суда первой инстанции и обоснованно опровергнуты исследованными судом доказательствами.
Суд обоснованно указал, что умысел на совершение незаконных действий, в которых обвинялся Воронцов Е.П., возник у него после разговора с оперативным работником К.А.В., действовавшим в рамках оперативного эксперимента.
Воронцов Е.П. совершил незаконные действия по нарушению авторских прав и использованию вредоносных программ после обращения к нему и по просьбе сотрудников МРО по г. Воткинску и ПР ОРЧ № 1 КМ (по линии БЭП) МВД по УР, действовавших в рамках оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент».
Вопреки задачам оперативно-розыскной деятельности сотрудники милиции дважды предложили Воронцову Е.П. установить контрафактные программы на системные блоки за вознаграждение. И тем самым спровоцировали его на совершение противоправных действий по незаконному использованию авторских прав и незаконному использованию вредоносных программ.
Судом обоснованно доказательства, полученные в результате оперативно-розыскного мероприятия, признаны недопустимыми доказательствами. Данные доказательства не могли быть положены в основу приговора.
Согласно ч. 1 ст. 88 УПК РФ каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.
Частичное признание подсудимым своей вины в совершении преступления в соответствии с ч. 2 ст. 77 УПК РФ может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств.
Свидетели Ч. и Г. ни в ходе предварительного расследования, ни в судебном заседании конкретных фактов совершения Воронцовым Е.П. противоправных действий не представили.
Доказательств, подтверждающих возникновение умысла у Воронцова Е.П. на совершение незаконных действий, сформировавшегося независимо от деятельности оперативных работников, а также доказательств, подтверждающих совершение им подготовительных действий, необходимых для совершения преступления, сторона обвинения суду не представила.
Кроме того, в обвинительном заключении имеется прямое указание на Возникновение у Воронцова Е.П. умыла на совершение указанных незаконных действий во время разговора с оперуполномоченным К.А.В., действовавшим в рамках оперативного мероприятия.
В рассекреченных материалах оперативно-розыскной деятельности отсутствуют сведения о незаконном распространении Воронцовым Е.П. контрафактного программного обеспечения с использованием вредоносных программ или подготовке к таким действиям.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, судом не допущено.
По фактам нарушения уголовно-процессуального закона при постановлении приговора, изложенным гос. обвинителем в кассационном представлении, была проведена служебная проверка, в ходе которой данные факты своего подтверждения не нашли.
Все доводы жалоб и представления являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Постановленный судом приговор является законным, обоснованным и справедливым.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
оправдательный приговор Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 4 июня 2012 года в отношении Воронцова Е.П. оставить без изменения, а кассационные жалобы представителей потерпевших и кассационное представление государственного обвинителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: