Судья - Михалев А.А. №
ГСК - Стяжкин С.Л. (председ.)
Пономарева А.В. (докл.)
Солоняк А.В.
П О С Т А Н О В Л Е Н И ЕПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Ижевск 10 декабря 2010 года
Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего - Емельянова А.В.,
членов Президиума - Кулябина В.М., Коробейниковой Л.Н., Головкова Л.П., Трусовой Г.П.-
по докладу судьи Калмыкова В.Ю.,
рассмотрев гражданское дело по иску Кутявина Анатолия Александровича к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании суммы,
по надзорной жалобе МВД России на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 29 марта 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 мая 2010 года,
переданное на рассмотрение суда надзорной инстанции определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Калмыкова В.Ю. от 29 ноября 2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
Кутявин А.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению «Управление по борьбе с организованной преступностью при МВД по Удмуртской Республике», Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании суммы 8 112 430 рублей.
Требования мотивированы тем, что 1 августа 1995 года между Кутявиным Н.А. и УОП МВД УР (Управление по организованной преступности МВД Удмуртской Республики) заключен договор, согласно которому Кутявин Н.А. обязался передать УОП МВД УР в собственность три квартиры:
-однокомнатную по адресу: <адрес>
-однокомнатную по адресу: <адрес>
-трехкомнатную по адресу: <адрес>
УОП МВД УР, в свою очередь, обязалось передать в собственность Кутявина Н.А. пятикомнатную квартиру общей площадью не менее 190 кв.м в строящемся доме <адрес>. В случае неисполнения обязательств к 1 декабря 1997 года ответчик (УОП МВД УР) обязался оплатить стоимость любой другой квартиры в г. Ижевске площадью не менее 190 кв.м и не более 200 кв.м.
Кутявин Н.А. исполнил принятые на себя обязательства. В соответствии с указанием начальника УОП МВД УР передал в собственность сотрудников данного учреждения указанные квартиры, самостоятельно оплатил стоимость этих квартир продавцам.
УОП МВД УР свои обязательства по передаче квартиры в срок до 1 декабря 1997 года не исполнило.
В 1999 году УОП МВД УР перешло в оперативное подчинение Уральскому региональному управлению по борьбе с организованной преступной деятельностью МВД РФ при ГУБОП МВД РФ. Ответчик был переименован в УБОП по УР при Уральском РУБОП МВД РФ.
5 октября 1999 года между данным учреждением и Кутявиным Н.А. было заключено дополнительное соглашение к договору от 1 августа 1995 года, которым изменен срок исполнения обязательства по передаче пятикомнатной квартиры. Срок передачи установлен - в течение 6 месяцев со дня сдачи строящегося жилого дома в эксплуатацию.
20 апреля 2005 года Кутявин Н.А. уступил истцу Кутявину А.А. право требования по указанному выше договору.
Истец обращался в суд с иском к УБОП МВД УР о понуждении к исполнению обязательства по договору. В иске решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 20 марта 2006 года было отказано ввиду того, что дом не построен, срок исполнения обязательства не наступил.
28 июня 2007 года дом по <адрес> сдан в эксплуатацию. Квартира, соответствующая условиям договора, отсутствовала.
Срок исполнения обязательства УБОП МВД УР наступил 28 декабря 2007 года. Ответчик добровольно исполнить обязательство отказался.
В связи с отказом ответчика от исполнения обязательства истец предъявил требование о возмещении убытков, размер которых определил стоимостью пятикомнатной квартиры в г. Ижевске общей площадью не менее 190 кв.м и не более 200 кв.м, указав стоимость одного квадратного метра жилья в <адрес> - 42697 рублей. В связи с этим размер убытков составил 8 112 430 рублей.
Также в иске указано, что УБОП МВД УР является государственным учреждением и при недостаточности у него денежных средств для исполнения обязательств субсидиарную ответственность должен нести собственник имущества.
В качестве соответчика истец привлек Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике, так как оно является территориальным органом Федерального казначейства РФ и представителем Министерства финансов РФ.
В ходе судебного заседания истец увеличил размер иска и просил взыскать убытки в сумме 8 550 000 рублей.
Определением суда от 12 декабря 2010 года производство по делу по иску Кутявина А.В. к ГУ «Управление по борьбе с организованной преступностью при МВД по УР» прекращено в связи с ликвидацией данного учреждения.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 29 марта 2010 года исковые требования Кутявина Анатолия Александровича к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации о взыскании суммы 8 550 000 рублей оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 мая 2010 года данное решение в части отказа в иске к Российской Федерации в лице МВД РФ отменено. По делу вынесено новое решение, которым с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ в пользу Кутявина Анатолия Александровича постановлено взыскать убытки в сумме 8 550 000 рублей.
В надзорной жалобе заявитель просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 29 марта 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 мая 2010 года по мотиву нарушения норм материального права, которые привели к неправильному разрешению дела.
Дело, истребованное 1 ноября 2010 года, поступило в Верховный Суд Удмуртской Республики 13 ноября 2010 года для проверки законности принятых судебных актов в порядке надзора.
Заслушав доклад судьи Калмыкова В.Ю., изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя МВД России Зык О.В., представителей МВД УР Шабалина М.Б. и Гаязутдинова А.А., поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя истца - Скорняковой Е.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушений судами первой и второй инстанции допущено не было.
По делу установлено, что приказом МВД УР от 29 августа 1994 года создано государственное учреждение - УОП МВД УР. Данное учреждение было зарегистрировано в установленном порядке. Позднее данное учреждение перешло в оперативное подчинение Уральскому региональному управлению по борьбе с организованной преступностью МВД РФ при ГУБОП МВД РФ, в связи с чем переименовано в УБОП по УР при Уральском РУБОП МВД РФ. Затем учреждение вновь было передано в подчинение МВД УР и переименовано в УБОП при МВД УР, а затем в УБОП при МВД по УР. При изменении названий учреждения утверждались новые положения о нем. Данное учреждение являлось государственным, финансировалось из бюджета Российской Федерации. Основная часть имущества УБОП при МВД по УР была предоставлена Удмуртской Республикой на основании договоров безвозмездного пользования. Эти договоры были расторгнуты при ликвидации учреждения, а имущество возвращено собственнику - Удмуртской Республике.
Приказом МВД по УР от 1 декабря 2008 года ГУ «Управление по борьбе с организованной преступностью при МВД по Удмуртской Республике» ликвидировано.
20 января 2010 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации данного учреждения.
29 апреля 2009 года в Вестнике государственной регистрации опубликовано сообщение о ликвидации данного учреждения, в котором содержалось объявление о том, что требования кредиторов должны быть предъявлены в течение 2 месяцев.
Постановлением №195/26 от 7 июня 1995 года Администрации г. Ижевска за УОП МВД УР был закреплен земельный участок <адрес> для строительства жилого дома. Строительство дома начато в соответствии с договором от 12 июля 1995 года с АООТ ФСК «Город», в соответствии с которым финансирование строительства в полном объеме осуществляло АООТ ФСК «Город».
Постановлением Администрации г. Ижевска от 16 марта 2004 года №91/14 указанное выше постановление о предоставлении земельного участка отменено, земельный участок предоставлен в аренду ФГУП УССТ №6 для завершения строительства дома. Данное общество осуществило строительство дома. Дом сдан в эксплуатацию 28 июня 2007 года. МВД по УР и ГУ «Управление по борьбе с организованной преступностью при МВД по Удмуртской Республике» в данном доме квартиры выделены не были.
1 августа 1995 года между УОП МВД УР и Кутявиным Н.А. был подписан договор. По условиям договора Кутявин Н.А. взял на себя обязательство передать в собственность УОП МВД УР принадлежащие ему на праве личной собственности три квартиры:
-однокомнатную по адресу: <адрес>
-однокомнатную по адресу: <адрес>
-трехкомнатную по адресу: <адрес>
УОП МВД УР взяло на себя обязательство в срок до 1 декабря 1997 года передать в собственность Кутявину Н.А. или любым другим лицам, указанным Кутявиным Н.А., 5-комнатную квартиру общей площадью не менее 190 кв. м, расположенную в <адрес> в строящемся доме.
В случае неисполнения УОП МВД УР своих обязательств к 1 декабря 1997 года в договоре предусмотрена обязанность УОП МВД УР оплатить стоимость любой другой квартиры, площадью не менее 190 кв.м, но не более 200 кв.м и передать ее в собственность Кутявина Н.А. или указанному им лицу.
6 сентября 1995 года УОП МВД УР в адрес Кутявина Н.А. направило письмо с указанием в нем фамилий сотрудников управления, в собственность которых следовало оформить квартиры.
При этом однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, предложено оформить в собственность ФИО25 однокомнатную квартиру в доме для малосемейных, расположенную по адресу: <адрес>, предложено оформить в собственность ФИО26; трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, предложено оформить в собственность ФИО27
Этим лицам квартиры были распределены решением жилищно-бытовой комиссии УОП МВД УР от 6 сентября 1995 года.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору Кутявин Н.А. оплатил приобретение квартир их собственникам - ОАО «Промжелдортранс» и ФИО28 В свою собственность указанные квартиры Кутявин не оформлял.
3 августа 1995 года между ОАО «Промжелдортранс» и ФИО29 был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>. ФИО30 оплату по договору не производила.
15 сентября 1995 года между ОАО «Промжелдортранс» и ФИО31 был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> ФИО32 оплату по договору не производил.
15 сентября 1995 года между ФИО33 и ФИО34 был заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>. ФИО35 оплату по договору не производил.
5 октября 1999 года сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 1 августа 1995 года, которым изменен договор в части срока исполнения обязательства перед Кутявиным Н.А., срок определен следующим образом: «…в течение 6 месяцев с момента сдачи дома в эксплуатацию».
Письмом от 19 марта 2003 года за подписью заместителя Министра МВД УР ФИО36 сообщено Кутявину Н.А., что выполнение обязательств по договору от 1 августа 1995 года и дополнительному соглашению от 5 октября 1999 года возможно после окончания строительства и сдачи указанного жилого дома в эксплуатацию.
Письмом от 6 сентября 2004 года за подписью заместителя Министра-начальника тыла МВД УР ФИО37 сообщено Кутявину Н.А. об отказе от исполнения обязательства по договору ввиду отсутствия доли МВД УР в построенном доме и в связи с отсутствием финансирования.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 20 марта 2005 года по делу № 2-59/06, вступившим в законную силу 28 апреля 2005 года, установлено, что УБОП по УР при Уральском РУБОП МВД РФ взяло на себя обязательство по передаче спорного жилого помещения после окончания строительства в течение 6 месяцев с момента сдачи жилого дома в эксплуатацию. В удовлетворении иска Кутявина А.А. к МВД УР и УБОП МВД УР о понуждении к исполнению обязательства передать в собственность истца квартиру было отказано ввиду того, что срок исполнения данного обязательства не наступил. Судом было установлено, что истец вправе требовать передачи ему квартиры только после сдачи жилого дома в эксплуатацию.
В соответствии с представленной представителем истца справкой стоимость квадратного метра жилья по <адрес> составляет 45 000 рублей.
Таким образом, суды, проанализировав представленные доказательства, пришли к правильному выводу, что Кутявиным Н.А. надлежащим образом исполнены обязательства по договору от 1 августа 1995 года.
Ликвидированное учреждение УБОП при МВД по УР в силу указанного договора и дополнительного соглашения к нему имело обязательство по передаче в собственность Кутявина Н.А., а после уступки права требования - в собственность истца пятикомнатной квартиры. Обязательство ликвидируемым учреждением УБОП при МВД по УР не исполнено.
Основания для прекращения обязательства УБОП при МВД по УР перед истцом отсутствуют, в связи с чем истец приобрел право в соответствии со ст.393 ГК РФ на возмещение убытков, причиненных неисполнением обязательства.
Сумма убытков, причиненных истцу, в размере 8 550 000 рублей надлежащим образом подтверждена.
Настоящий иск заявлен в пределах общего срока исковой давности.
УБОП при МВД по УР являлось государственным учреждением, финансирование которого осуществлялось из федерального бюджета. Собственником имущества данного учреждения являлась РФ.
МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере внутренних дел.
Согласно п.5 Указа Президента РФ от 19 июля 2004 года (в редакции от 18 апреля 2010 года) МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, научно-исследовательские и образовательные учреждения, медико-санитарные части, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Согласно положению ликвидированного государственного учреждения «УБОП при МВД по УР», утвержденному приказом МВД по УР от 7 мая 2007 года, данное учреждение входило в состав подразделений, подчиненных МВД по УР и обеспечивало реализацию функций по борьбе с организованной преступностью на территории УР, имело права органа внутренних дел. Финансирование Управления осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Данное учреждение входило в структуру МВД РФ, и его ликвидация происходила именно в рамках структурных изменений МВД РФ. Следовательно, ответственность за неисполнение обязательств подразделений, входящих в структуру МВД РФ, подлежит возложению на МВД РФ, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций. Принятие учреждением денежных обязательств с превышением сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам.
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком является распорядитель бюджетных средств - МВД РФ, которому было подведомственно ликвидируемое учреждение.
Кроме того, из материалов дела следует, что ликвидационной комиссией в нарушение ст.63 ГК РФ не было направлено уведомление истцу о ликвидации учреждения. О наличии обязательств перед истцом ликвидационной комиссии было известно, поскольку истцом требования о взыскании убытков были заявлены в суд в процессе ликвидации учреждения, однако при составлении промежуточного ликвидационного баланса сведения о требованиях истца не были включены в баланс.
На основании изложенного было принято обоснованное решение о взыскании с Российской Федерации в лице МВД РФ в пользу Кутявина А.А. убытков в размере 8 550 000 рублей.
Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики, руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 19 мая 2010 года оставить без изменения, надзорную жалобу МВД России - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Емельянов
Копия верна: _________судья Ю.В.Калмыков