Судебные постановления, принятые по иску о предоставлении жилого помещения, оставлены без изменения.



                                                                                                    №44-г- 30

Районный суд – Долгополова Ю.В.

ГСК – Стяжкин С.Л. (предс.)

           Пономарева А.В. (докл.)

           Рябов Д.В.

                                                   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г. Ижевск                                       09 сентября 2011 года

Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего – Суханова Ю.В.

Членов Президиума – Емельянова А.В., Кулябина В.М., Баранова Н.В., Головкова Л.П.

По докладу судьи – Сундукова А.Ю.

рассмотрев надзорную жалобу Крякушина А.С. на решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 16 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску Крякушина А.С. к Администрации о предоставлении жилого помещения, переданную на рассмотрение Президиума определением судьи Верховного суда Удмуртской Республики Сундукова А.Ю. от 29 августа 2011 года

                                     у с т а н о в и л :

Крякушин А.С. обратился в суд с иском к Администрации о предоставлении ему и его малолетнему сыну вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 26,6 кв.м. в гор. Ижевске.

Требования иска мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жильем, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, в настоящий момент имеет сына К., <данные изъяты> года. Полагает, что Администрация обязана обеспечить его и сына жилым помещением исходя из нормы предоставления 13,3 кв.м., установленной в гор. Ижевске, на каждого. Правовым основанием иска указаны Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункт 2 части 2, часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.

В суде истец и его представитель на иске настаивали.

Представитель Администрации иск не признал, ссылаясь на то, что право на внеочередное предоставление жилого помещение имеет только истец, но не его сын.

Представитель третьего лица Управления с иском не согласился по тем же основаниям.

Решением Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 16 декабря 2010 года иск Крякушина А.С. к Администрации о предоставлении жилого помещения оставлен без удовлетворения.

Крякушин А.С. с судебным постановлением не согласился, обжаловал его в кассационном порядке, подав жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики.

Кассационным определением суда второй инстанции от 2 февраля 2011 года решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 16 декабря 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Крякушина А.С. – без удовлетворения.

Истец Крякушин А.С., не согласившись с судебными постановлениями суда первой и второй инстанции, оспорил их, подав жалобу в суд надзорной инстанции.

В надзорной жалобе содержится требование об отмене состоявшихся судебных актов.

Кроме того истец просить постановить по делу новое решение об удовлетворении иска.

Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы надзорной жалобы и законность принятых по делу судебных постановлений выслушав представителя Крякушина А.С. – адвоката С., действующего на основании доверенности, который настаивал на требованиях и доводах, изложенных в надзорной жалобе, представителя Администрации, действующего на основании доверенности, который просил надзорную жалобу оставить без удовлетворения, Президиум приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Однако таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.

Разрешая спор, суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений Гражданского процесса, которые повлекли, либо могли бы повлечь вынесение неправосудного решения.

Из материалов гражданского дела следует, что Крякушин А.С., <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

28 октября 2004 года Крякушин А.С. поставлен на учет в Администрации как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья.

В списке очередности детей-сирот по гор. Ижевску по состоянию на 1 ноября 2010 года истец состоит под номером 55. Жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено.

Крякушин А.С. имеет несовершеннолетнего сына К., <данные изъяты> года рождения.

Крякушин А.С. обратился в суд с иском о предоставлении ему и его сыну жилого помещения, исходя из нормы предоставления 13,3 кв.м., установленной в гор. Ижевске, на каждого.

Как следует из материалов дела, в качестве оснований заявленных требований Крякушин А.С. указал на наличие у него права на получение жилого помещения как у лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченного жильём, и настаивал на обеспечении его жильём с учетом члена его семьи – сына, исходя из нормы предоставления 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого, то есть не менее 26,6 кв.м., при этом выразил несогласие на предоставление ему жилого помещения меньшей общей площадью и не предъявляет иных требований.

Судебные инстанции, рассмотрев спор в пределах заявленных требований в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, отказали Крякушину А.С. в удовлетворении иска о предоставлении ему и сыну жилого помещения площадью 26,6 кв.м., при этом руководствовались ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства УР " №435 от 02.04.2000г. "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом УР от 06.03.2007г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Решением Городской думы г. Ижевска от 28.07.2005 N 349 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории города Ижевска" и ст.ст.50,57 ЖК РФ.

Как следует из вышеуказанных норм Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона УР от 06.03.2007г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления, в том числе муниципального образования «город Ижевск», в соответствии с п.1 ст.15, ч.1 ст.16 Закона УР от 06.03.2007г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделены государственными полномочиями по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Финансирование данных мер социальной поддержки осуществляет Министерство финансов УР.

При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются, поскольку меры социальной поддержки в силу вышеуказанных норм действующего законодательства, имеют лишь дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Ижевске установлена в размере 13,3 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Учитывая обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к законному выводу о том, что Крякушин А.С. имеет вправо претендовать на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее 13,3 кв.м., а его сын не относится к указанной льготной категории граждан и, соответственно, не учитывается при предоставлении жилого помещения.

Поскольку Крякушин А.С. заявлял требование о представлении жилого помещения ему    с сыном общей площадью не менее 26,6 кв.м., требований о предоставлении ему жилого помещения площадью 13,3 кв.м. без учета других лиц не предъявлял, то суды правомерно рассмотрели спор в пределах заявленных требований согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ и обоснованно отказали ему в удовлетворении иска.

В надзорной жалобе заявитель указывает на то, что Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2011 года последнее предложение части 2 статьи 4 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: «При расчете норм предоставления жилой площади детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются», признано недействующим.

Однако данный довод надзорной жалобы также не может служить основание к отмене состоявшихся судебных актов по следующим основаниям.

Верховный суд Российской Федерации признал вышеприведенные нормы Закона Удмуртской Республики недействующими с момента вступления в силу решения суда т.е. с 11 мая 2011 года.

Решение же по настоящему делу вступило в силу с 02 февраля 2011 года.

Следовательно, на момент рассмотрения дела и постановки решения отмененный впоследствии нормативный акт действовал и подлежал применению при    разрешении настоящего спора.

Кроме того, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ Закон Удмуртской Республики признан недействующим только в части установленных ограничений, которые вносили запрет на предоставление лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений с учетом членов их семей.

Вместе с тем, нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению данным лицам жилых помещений вне очереди с учетом членов их семей.

Следовательно, предоставление вне очереди лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений с учетом членов их семей, является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах надзорная жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ,

                                          П О С Т А Н О В И Л :

Надзорную жалобу Крякушина А.С. оставить без удовлетворения.

Решение Октябрьского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 16 декабря 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 2 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску Крякушина А.С. к Администрации о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Председательствующий:                                         Ю.В. Суханов

Копия верна:                        судья Сундуков А.Ю.