Судья Карпова О.П. Дело 33-2352
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Шаровой Т.В. и Кричкер Е.В.,
секретаря Афанасьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 21 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Шкляевой Г.И. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 07 мая 2010 года, которым исковое заявление Шкляевой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав и взыскании судебных расходов оставлено без удовлетворения.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Анисимовой В.И., объяснения Шкляевой Г.И., представителей истца Сусловой Т.С. и Камаловой З.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Романовой Е.А., возражавшей против удовлетворения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А :
Шкляева Г.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФР в г. Ижевске) о восстановлении пенсионных прав.
Исковые требования мотивировала тем, что решением от 9 июля 2009 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, более 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с недостаточностью стажа. Ответчик исключил из подсчета сроков осуществления лечебной деятельности периоды работы в должности заведующей здравпунктом корпуса № ... Муниципального учреждения здравоохранения М... с 13 марта 1987 года по 16 ноября 1994 года, с 11 августа 1999 года по 01 декабря 2005 года в должности фельдшера фельдшерского здравпункта транспортного цеха ОАО «И...». Кроме того, период, когда она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 21 октября 1981 года по 17 октября 1982 года, ответчиком включен в календарном исчислении.
Истец просила признать незаконным решение УПФР № Номер обезличен от 09 июля 2009 года об отказе ей в назначении трудовой пенсии, обязать ответчика включить спорные периоды в стаж и назначить досрочную трудовую пенсию как лицу, не менее 30 лет проработавшему в учреждениях здравоохранения в городах, с момента возникновения права на такую пенсию бессрочно, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса за оформление доверенности в сумме 500 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 100 рублей и на оплату услуг представителя в сумме 4000 рублей.
Суд, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца Суслова Т.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Шкляевой Г.И. поддержала в полном объеме,
Представитель ответчика Романова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Шкляевой Г.И. не признала.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Шкляева Г.И. просит решение суда отменить, как основанное на неправильной оценке обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства. Истец полагает, что в суде нашло подтверждение наличие всех условий для назначения досрочной трудовой пенсии.
Судебная коллегия, заслушав объяснения сторон, дав оценку материалам дела, доводам кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с неправильным применением норм пенсионного законодательства и основанное на неправильной оценке обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением ответчика №323/01-15 от 09 июля 2009 года истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, в связи с тем, что стаж лечебной деятельности составляет 15 лет 10 месяцев 04 дня, при подтверждении сведениями персонифицированного учета по периоду работы с 11.08.1999 г. по 01.12.2005 г. стаж ее работы составит 22 года 1 месяц 24 дня.
В стаж в календарном исчислении включен период с 21 октября 1981 года по 17 октября 1982 года, когда истец работала в должности медицинской сестры в Д..., и находилась в отпуске по беременности и родам, а впоследствии в отпуске по уходу за ребенком.
В стаж не включены периоды:
с 13 марта 1987 года по 16 ноября 1994 года, когда истец работала в должности заведующего здравпунктом МУЗ М..., поскольку должность не соответствует поименованным должностям Списка от 29.10.2002 года № 781;
с 11 августа 1999 года по 01 декабря 2005 года, когда истец работала в должности фельдшера фельдшерского здравпункта ГП «И...», не был включен УПФР в г. Ижевске, поскольку работодателем данный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета как льготный.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе.
Период с 21 октября 1981 года по 17 октября 1982 года, когда истец работала в должности медицинской сестры в Д... и находилась в отпуске по беременности и родам, а впоследствии в отпуске по уходу за ребенком, судом включен в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца на основании Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №156/10-30 от 06 июля 1982 года «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС №677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», и п. 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №23/24-11 от 29 ноября 1989 года «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», в соответствии с которыми время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением правительства РФ от 29.10.2009 года № 781, и аналогичной нормы закрепленной в п. 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы за 1 год 3 месяца.
Учитывая, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до года истец работала в должности медицинской сестры в ... сельской больнице, то есть в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в сельской местности, то указанный период судом обоснованно включен в медицинский стаж истца в льготном исчислении и дополнительно судом включены в стаж 2 месяца 28 дней (11 месяцев 28 дней (1/3). С этими выводами суда судебная коллегия соглашается в полном объеме.
Период работы истца в должности заведующего здравпунктом МУЗ М... с 13 марта 1987 года по 16 ноября 1994 года, судом оценен на предмет соответствия наименования должности поименованным:
в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лег в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066,
в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, в которых поименованы должности среднего медицинского персонала в должностях: заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);
в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Однако, в спорный период с действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Советом Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, который подлежит применению в рассматриваемом случае, в силу п. 3 Постановления от 22.09.1999 г № 1066, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25
"О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" и в силу правовой позиции изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
При этом суду следовало применить названный акт и в силу того, что предыдущий период с 21 октября 1981 года по 17 октября 1982 года судом оценен с применением Постановления от 06.09.1991 г № 464, в целях устранения одновременного применения Списка от 6.09.1991 г. № 464 и Перечня от 17.12.1959 г. № 1397, означавшее о нарушении принципа правовой определенности и применения двух способов правового регулирования к одним и тем же периодам.
В соответствии со Списком от 06.09.1991 года № 464 право на пенсию по выслуге лет было предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Ответчик наименование учреждения - здравпункт, как относящийся к лечебно-профилактическому учреждению не оспаривает, а относилась ли занимаемая истцом должность к врачебной либо среднему медицинскому персоналу принципиального для разрешения вопроса о возникновении у истца права на включение спорного периода в стаж, значения не имеет, поскольку Список от 06.09.1991 г. № 464 наделяет правом на пенсию по выслуге лет - как врачей, так и средний медицинский персонал.
Независимо от отнесения должности заведующего здравпунктом к врачебной должности либо среднему медицинскому персоналу право на включение этого периода в стаж у истца возникает.
Тем не менее, то обстоятельство, что должность заведующей здравпунктом относится к среднему медицинскому персоналу, у судебной коллегии не вызывает никаких сомнений в силу того, что истец не имеет соответствующего образования для занятия врачебной должности, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 04 мая 1970 года № 280, данная должность не отнесена к врачебным должностям.
В соответствии с п. 45 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей здравпунктом-фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу.
В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося Приложением N 1 к Приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 г. N 1104 фельдшера - заведующие здравпункты отнесены к средним медицинским работникам.
Отсутствие у истицы в наименовании должности указание «фельдшер» свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу, поскольку Список от 06.09.1991 г. № 464 в отличие от Списков от 22.09.1999 г № 1066 и от 29.10.2002 г. № 781 не предъявляет жестких требований к наименованию должностей. При таких обстоятельствах, период работы с 13 марта 1987 года по 16 ноября 1994 года (7 лет 8 месяцев 4 дня) подлежит включению в подсчет сроков осуществления истцом лечебной деятельности.
Возможность включения период работы с 11 августа 1999 года по 01 декабря 2005 года (6 лет 4 месяца 21 день), когда истец работала в должности фельдшера фельдшерского здравпункта ГП «И...» признается ответчиком при условии представления работодателем уточняющих сведений персонифицированного учета как льготного. Ответчик не оспаривает характер деятельности истицы в спорный период, как относящийся к лечебной.
Должность фельдшера, как и фельдшерский здравпункт поименованы в Списке от 29.10.2002 года № 781, что позволяет включить спорный период в сроки осуществления истцом лечебной деятельности. Уточняющие сведения персонифицированного учета с обозначением кода льготы спорного периода не представлены работодателем в силу имеющегося заблуждения с его стороны относительно природы выполняемых истицей функций, как относящейся к лечебной деятельности. Это обстоятельство усматривается из объяснений представителя ОАО И... Закировой Л.А., что не должно ущемлять право работника на социальное обеспечение.
Таким образом, подлежащий включению стаж складывается из признаваемого ответчиком стажа 22 года 1 месяц 24 дня по решению от 9.07.2009 года (в этот срок ответчиком включен и период с работы с 11 августа 1999 года по 01 декабря 2005 года -л.д. 5-6 т. 1) + 2 месяца 28 дней + 7 лет 8 месяцев 4 дня, признаваемых данным судебным постановлением, что составляет на 25.03.2009 г. 30 лет 27 дней и предоставляет истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную ил иную по охране здоровья населения деятельность в учреждениях здравоохранения в городе, в силу ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, т.е. с 25 марта 2009 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит удовлетворению иск в части взыскания судебных расходов.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, принимая во внимание характер спора и степень участия представителя в рассмотрении дела, судебная коллегия взыскивает расходы за участие представителя с учетом принципа разумности в размере 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 07 мая 2010 года отменить, по делу принять новое решение, которым исковые требования Шкляевой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики 323\01-15 от 09 июля 2009 года об отказе Шкляевой Г.И. в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики включить в сроки осуществления лечебной деятельности Шкляевой Г.И.:
период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 21 октября 1981 года по 17 октября 1982 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца;
периоды работы в должности заведующей здравпунктом Муниципального учреждения здравоохранения М... корпуса № ... с 13 марта 1987 года по 16 ноября 1994 года;
в должности фельдшера фельдшерского здравпункта транспортного цеха ОАО «И...» с 11 августа 1999 года по 01 декабря 2005 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить Шкляевой Г.И. досрочную трудовую пенсию, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах с 25 марта 2009 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Шкляевой Г.И. судебные расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса за оформление доверенности в сумме 500 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 100 рублей и на оплату услуг представителя в сумме 2000 рублей.
Председательствующий: Анисимова В.И.
Судьи: Кричкер Е.В.
Шарова Т.В.