Судья Фаррухшина Г.Р. Дело № 33-2167
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Смирновой Т.В., Кричкер Е.В.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 апреля 2010 года, которым постановлено:
иск Маслова А.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики об оспаривании решения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики №40 от 18 января 2009 года о привлечении Маслова А.Л. к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в органах ПФР.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Маслова А.Л. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходы на оформление нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР Романовой Е.А., действующей на основании доверенности №684/09-33 от 21 января 2010 года сроком на три года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; объяснения представителя истца Маслова А.Л. – Обуховой О.Н., действующей по доверенности от 01 марта 2010 года сроком на один год, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Маслов А.Л. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) УР (далее по тексту – УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) об оспаривании решения заместителя начальника УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР №40 от 18 января 2010 года о привлечении его к ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 рублей за нарушение срока регистрации в качестве страхователя. В обоснование иска указал, что является адвокатом. Удостоверение адвоката №Номер обезличен выдано ему 30 июля 2002 года. В качестве страхователя был застрахован в Пенсионном Фонде России (далее по тексту – ПФР) 08 декабря 2009 года. 10 декабря 2009 года УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР составило в отношении истца акт №40 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, по результатам рассмотрения которого 18 января 2010 года ответчиком было вынесено решение за №40 о привлечении Маслова А.Л. к ответственности, предусмотренной п.1 ст.27 Федерального закона от 15 декабря 2001 года за №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее по тексту – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») за нарушение срока регистрации в ПФР. Истец полагает, что при принятии данного решения ответчиком нарушен порядок рассмотрения материалов проверки, порядок привлечении его к ответственности, не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, а также пропущен установленный законом срок привлечения его к ответственности. Истец просит отменить решение№40 от 18 января 2010 года.
В ходе рассмотрения дела истец, в силу ст.39 ГПК РФ, изменил предмет иска и просил суд признать решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР №40 от 18 января 2010 года незаконным и отменить его, а также взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей и за оформление нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ по заявлению истца дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Обухова О.Н. на удовлетворении заявленных истцом требований настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила их удовлетворить.
Представитель УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР Кожевникова Е.Б. исковые требования не признала, ссылаясь на законность оспариваемого решения. При этом пояснила, что истец нарушил срок регистрации в качестве страхователя на 1 557 дней, поэтому был справедливо привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 рублей. Срок давности привлечения Маслова А.Л. к ответственности ими не пропущен, учитывая, что правонарушение является длящимся, и срок давности следует исчислять с момента обнаружения правонарушения.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное решение, которым в удовлетворении исковых требований Маслову А.Л. отказать. При этом ссылается на существенное нарушение судом норм материального права. Так, по мнению кассатора, суд неправильно применил и истолковал нормы ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», действовавшие до 01 января 2004 года. Кассатор считает, что правонарушение, совершенное истцом, является длящимся, поэтому течение трехгодичного срока следует исчислять со дня обнаружения данного правонарушения, то есть со дня регистрации истца в качестве страхователя в территориальном органе ПФР (18 декабря 2009 года). В связи с чем, на день вынесения судебного решения срок исковой давности не истек. УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР полагает, что суд незаконно исключил в решении ссылки на Налоговый кодекс РФ, т.к. и на момент регистрации истца в качестве страхователя, и на момент вынесения акта проверки, порядок привлечения к ответственности за правонарушения в области обязательного пенсионного страхования регулировался, в т.ч. нормами Налогового кодекса РФ. Обстоятельства, смягчающие ответственность истца, могут быть признаны в качестве таковых только судом или налоговым органом, то есть до 01 января 2010 года ответчик не имел таких полномочий.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Решение суда первой инстанции является законным. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что Маслов А.Л. является адвокатом Удмуртской Республики, имеющим удостоверение адвоката №596, выданным 30 июля 2003 года.
08 декабря 2009 года адвокат Маслов А.Л. зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в качестве страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа.
На основании акта №40 от 10 декабря 2009 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании решением заместителя начальника УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР Маслов А.Л. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение срока регистрации в Пенсионном фонде в качестве страхователя более чем на 90 дней (на 1 557 дней) в соответствии с п.1 ст.27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
В пункте 1 статьи 11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции от 15 декабря 2001г., действовавшей до 01 января 2004 года) была предусмотрена обязанность физических лиц, к числу которых следует отнести и адвокатов, в 30-дневный срок зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальных органах Пенсионного фонда РФ со дня их государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности).
Принимая во внимание, что законом не предусмотрена государственная регистрация и лицензирование адвокатской деятельности, с учетом положений ч.2 ст.15 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», начало срока, с которого адвокат был обязан зарегистрироваться в органах ПФР в качестве страхователя, следовало исчислять со дня внесения сведений об адвокате в региональный реестр территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
Кроме того, статьей 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года было предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным Законом. Таким образом, в силу указанной нормы ФЗ от 15 декабря 2001 года, порядок привлечения страхователя к ответственности за нарушение срока регистрации в органах ПФР должен был осуществляться аналогично порядку и условиям привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
За нарушение страхователем срока регистрации в органе ПФР, была предусмотрена ответственность, установленная статьей 11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»:
ответственность в виде штрафа в сумме 5 000 руб., а за нарушение срока регистрации более чем на 90 дней – в сумме 10 000 рублей.
Федеральным законом от 23 декабря 2003года №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в статью 11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года были внесены изменения, устанавливающие обязанность адвокатов регистрироваться в качестве страхователя в территориальных органах Пенсионного фонда РФ не позднее 30 дней со дня выдачи им удостоверения адвоката. Данный закон вступил в силу 01 января 2004 года (ст.11 ФЗ 23 декабря 2003года №185-ФЗ).
В связи с чем, вывод суда о том, что в силу ст.11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции от 23 декабря 2003 года) Маслов А.Л. обязан был зарегистрироваться в качестве страхователя в ПФР в течение 30 дней после выдачи ему удостоверения адвоката, является правильным.
При этом коллегия считает необходимым дополнить, что, в силу ст.11 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции, действовавшей до 01 января 2004 года), данная обязанность возникла у Маслова А.Л. в течение 30 дней со дня внесения сведений о нем, как об адвокате, в региональный реестр территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что нормы ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции, действовавшей до 01 января 2004 года) не обязывали Маслова А.Л. зарегистрироваться в качестве страхователя ПФР в течение 30 дней после выдачи ему удостоверения, но учитывает, что указанные правовые нормы обязывали истца зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальных органах Пенсионного фонда РФ со дня его государственной регистрации, каковой коллегия считает внесение сведений об адвокате в региональный реестр территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
Однако данное обстоятельство не влечет отмену по существу правильного решения суда.
Довод ответчика о том, что срок давности для привлечения истца к ответственности, ими не пропущен, т.к. правонарушение истца является длящимся, отклоняется коллегией по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24 июля 2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страховании РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (вступил в силу с 01 января 2010 года) были внесены изменения в статью 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в части исключения положений о том, что правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах (части 1 и 3 статьи 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Согласно абзацу 3 статьи 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции от 24 июля 2009г.), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Суд со ссылкой на то, что на момент принятия УПФР в г. Ижевске (межрайонным) УР оспариваемого решения №40 от 18 января 2010 года о привлечении адвоката Маслова А.Л. к ответственности за нарушение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ вступил в силу ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, исключающий возможность применения к спорным отношениям норм налогового законодательства, применил нормы указанного ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.
По мнению коллегии, в данной части суд не верно применил нормы материального права, хотя данное обстоятельство не влечет отмены правильного судебного решения.
Так, из материалов дела следует, что Маслов А.Л. включен в реестр адвокатов Удмуртской Республики и ему выдано удостоверение адвоката 30 июля 2003 года. Заявление о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган Пенсионного фонда РФ подано истцом 08 декабря 2009 года. Таким образом, правоотношения сторон в сфере обязательного пенсионного страхования между участниками процесса возникли до 01 января 2010 года. Правонарушение в виде нарушения срока регистрации страхователя в пенсионном органе, предусмотренное п.1 ст.27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», также совершено до 01 января 2010года. Поэтому у суда отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2010 года. В данном случае следует руководствоваться нормами ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001года в редакции, действовавшей до 01 января 2010 года.
Таким образом, учитывая положения статьи 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001года, при оценке законности оспариваемого истцом решения УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР №40 от 18 января 2010 года, подлежали применению нормы налогового законодательства, касающиеся порядка привлечения к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.
В соответствии с п.1 ст.113 Налогового Кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).
Поскольку Маслов А.Л. был внесен в реестр адвокатов и получил удостоверение 30 июля 2003 года, то он должен был зарегистрироваться в УПФР г. Ижевске (межрайонном) УР в качестве страхователя в течение 30 дней, т.е. как верно указал суд, до 29 августа 2003 года.
Решение о привлечении Маслова А.Л. к ответственности за нарушение указанного срока регистрации принято 18 января 2010 года, т.е. за пределами срока, установленного ст.113 Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, вывод кассатора о длящемся характере правонарушения противоречит положениям ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года, устанавливающего конкретный срок регистрации лица в качестве страхователя в пенсионном органе.
С учетом изложенного вывод суда о пропуске ответчиком установленного законом срока привлечения истца к ответственности по пункту 1 статьи 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» является обоснованным.
В связи с чем, ссылка ответчика на то, что до 01 января 2010 года у них не было полномочий по установлению обстоятельств, которые могут быть признаны в качестве смягчающих или отягчающих ответственность, отклоняется и не может быть принята, поскольку при вышеуказанных обстоятельствах, а именно при том, что ответчик пропустил срок привлечения истца к ответственности, данные обстоятельства являются не существенными и не могут повлечь отмену по существу правильного решения.
Таким образом, судебная коллегия признает, что оснований для отмены обжалуемого решения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 апреля 2010 года, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 13 апреля 2010 года без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Анисимова В.И.
Судьи: Смирнова Т.В.
Кричкер Е.В.
Судья Фаррухшина Г.Р. Дело № 33-2167
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Смирновой Т.В., Кричкер Е.В.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 13 апреля 2010 года, которым постановлено:
иск Маслова А.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики об оспаривании решения удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики №40 от 18 января 2009 года о привлечении Маслова А.Л. к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в органах ПФР.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Маслова А.Л. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходы на оформление нотариальной доверенности в сумме 500 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР Романовой Е.А., действующей на основании доверенности №684/09-33 от 21 января 2010 года сроком на три года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; объяснения представителя истца Маслова А.Л. – Обуховой О.Н., действующей по доверенности от 01 марта 2010 года сроком на один год, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 13 апреля 2010 года без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Анисимова В.И.
Судьи: Смирнова Т.В.
Кричкер Е.В.