о восстанавлении пенсионных прав



Судья Краснов Ю.К. Дело № 33-2291

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Анисимовой В.И.,

судей Кричкер Е.В., Шаровой Т.В.,

при секретаре Афанасьевой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 21 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Петровой Н.М., кассационной жалобе Барановой Т.Д. на решение Алнашского районного суда Удмуртской Республики от 2 июня
2010 года, которым в удовлетворении исков Петровой Н.М., Барановой Т.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, отказано.

Заслушав доклад судьи Шаровой Т.В., судебная коллегия

установила:

Петрова Н.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ), в котором просит: установить тождественность выполняемых ею работ в должности медицинской сестры функций, условий и характера деятельности в детском саду, являющимся структурным подразделением МДОУ детский сад «С...», работе медсестер детской консультации и фельдшеров ФАП; признать незаконным решение комиссии УПФ от 23 марта 2010 года № 1491 об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; обязать УПФ назначить ей досрочную пенсию по старости.

Баранова Т.Д. обратилась в суд с иском к УПФ, в котором просит: установить тождественность выполняемых ею работ в должности медицинской сестры функций, условий и характера деятельности в детском саду, являющимся структурным подразделением МДОУ детский сад «Р...», работе медсестер детской консультации и фельдшеров ФАП; признать незаконным решение комиссии УПФ от 23 марта 2010 года № 1492 об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения; обязать УПФ назначить ей досрочную пенсию по старости.

Заявление истцов мотивированы тем, что они работают в должности медицинской сестры в детском саду. На сегодняшний день имеют медицинский стаж более 25 лет с учетом льготного исчисления стажа медицинской деятельности в сельской местности. 23 марта 2010 года обратились в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако решением комиссии Управления ПФ в назначении пенсии им было отказано.

Судом первой инстанции дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истец Петрова Н.М. иск поддержала, просила включить в специальный стаж период работы с 4 марта 1991 года по настоящее время в должности медицинской сестры в детском саду.

Истец Баранова Т.Д. также иск поддержала, просила включить в специальный стаж период работы с 9 ноября 1981 года по настоящее время в должности медицинской сестры в детском саду.

Представитель ответчика - УПФ Григорьев Д.Б. исковые требования не признал.

Представитель третьего лица - заведующий детским садом «Р...» - Ишматова О.В. суду пояснила, что в обязанности истцов входит проведение осмотра детей, проведение прививок.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе истец Петрова Н.М. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что суд не обоснованно не зачел периоды ее работы в детском саду в должности старшей медсестры в медицинский стаж.

В кассационной жалобе истец Баранова Т.Д. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что суд не обоснованно не зачел периоды ее работы в детском саду в должности старшей медсестры в медицинский стаж.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационных жалоб.

Проверив доводы кассационных жалоб, возражения на них, изучив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.

Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства, подтвержденные представленными и исследованными доказательствами.

Петрова Н.М. согласно записям трудовой книжки осуществляла следующие виды деятельности: с 1 апреля 1984 года по 3 марта 1991 года - акушерка в родильном отделении Алнашской райбольницы; с 4 марта 1991 года по день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде первой инстанции - старшая медицинская сестра муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «С...».

23 марта 2010 года Петрова Н.М. обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеющему медицинский стаж более 25 лет с учетом льготного исчисления стажа медицинской деятельности в сельской местности.

23 марта 2010 года решением УПФ № 1491 Петровой Н.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку УПФ было установлено, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения у нее менее 25 лет и составляет 6 лет 11 месяцев 4 дня. В стаж не был включен период работы медицинской сестрой детского сада.

Баранова Т.Д. согласно записям трудовой книжки осуществляла следующие виды деятельности: с 14 сентября 1978 года по 1 августа 1980 года - медицинская сестра МСЧ № ... г. Ижевска; с 9 ноября 1981 года по день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде первой инстанции - медицинская сестра детского сада № ..., № ....

23 марта 2010 года Баранова Т.Д. обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеющему медицинский стаж более 25 лет с учетом льготного исчисления стажа медицинской деятельности в сельской местности.

23 марта 2010 года решением УПФ № 1492 Барановой Т.Д. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку УПФ было установлено, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения у нее менее 25 лет и составляет 1 год 10 месяцев 18 дней. В стаж не был включен период работы медицинской сестрой детского сада.

Данные обстоятельства сторонами дела не оспариваются.

Оценивая доводы кассационных жалоб, возражения на них, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно исследовал доказательства представленные сторонами дела и дал им правильную оценку.

В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона
от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона
от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) (далее по тексту - Федеральный закон
№ 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее
25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа (смешанный стаж) либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года
№ 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «детский сад».

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года
№ 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953
«О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона
№ 173-ФЗ вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

Далее суд первой инстанции, анализируя положения указанных выше актов, ситуацию, сложившуюся в данном конкретном случае, а также принимая во внимание периоды работы истцов в детских садах в должности медицинских сестер (Петрова Н.М. с 4 марта 1991 года по настоящее время, Баранова Т.Д. с 9 ноября 1981 года по настоящее время) сделал правильный вывод о том, что на момент обращения истцов с заявлениями в УПФ право на пенсию за выслугу лет в период действия Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 у Петровой Н.М. и Барановой Т.Д. не возникло, так как требуемый стаж - 25 лет на 1 октября 1993 года ими не выработан и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ими требований.

Довод кассационных жалоб о том, что суд не обоснованно не зачел периоды их работы в детском саду в должности «старшей медсестры» в медицинский стаж, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права и конкретные обстоятельства дела. Оснований для иного вывода у судебной коллегии не имеется.

Каких-либо иных обстоятельств, которые бы могли в силу ст. 362 ГПК РФ явиться основанием к отмене судебного постановления, кассационные жалобы не содержат.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алнашского районного суда Удмуртской Республики от 2 июня 2010 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу Петровой Н.М. и кассационную жалобу Барановой Т.Д. оставить без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Анисимова

Судьи Е.В. Кричкер

Т.В. Шарова