Судья Ёлкина В.А. Дело №33-3023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Пономаревой А.В.,
Шалагиной Л.А.,
при секретаре Утробине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 15 сентября 2010 года дело по кассационной жалобе Батуевой З.Н. на решение Увинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 12 августа 2010 года, которым:
оставлено без удовлетворения заявление Батуевой З.Н. об оспаривании действий органа местного самоуправления и возложении на Администрацию Муниципального образования «Увинский район» обязанности восстановить допущенное нарушение права, связанное с постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как ветерана Великой Отечественной войны и вдовы ветерана Великой Отечественной войны.
Заслушав доклад судьи Шалагиной Л.А., объяснения Батуевой З.Н., поддержавшей доводы жалобы, просившей решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении ее требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батуева З.Н. (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением оспаривании действий органа местного самоуправления - Администрации Муниципального образования «Увинский район» (далее по тексту - администрация), о возложении на администрацию обязанности устранить в нарушение прав заявителя, мотивируя свои требования тем, что 24 июня 2010 года в ответ на ее заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма от 14 апреля 2010 года поступило письмо за №2986/01-33, подписанное главой администрации МО «Увинский район» о том, что ей как ветерану Великой Отечественной войны и как вдове ветерана в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» отказано в постановке на учет и в предоставлении жилья, со ссылкой на то, что ею была осуществлена гражданско-правовая сделка, связанная с продажей принадлежащего ей на праве собственности жилого дома с земельным участком, расположенного по адресу: ...
Заявитель обратилась в суд с данным заявлением, полагая отказ администрации незаконным, поскольку он дан с нарушением установленных законом сроков; продажа жилья для нее была вынужденной, так как в силу своего возраста она уже не могла самостоятельно вести свое хозяйство; дом был неблагоустроен, его износ дома на 2008 год составлял 53%; обеспечение участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется один раз и независимо от их имущественного положения; в Федеральном законе «О ветеранах» не имеется указания на то, что в случае постановки на учет принадлежащее на праве собственности ветерану Великой Отечественной войны жилое помещение должно передаваться органам исполнительной власти и в дальнейшем служить основанием для получения жилья по договору социального найма.
В судебном заседании:
Заявитель Батуева З.Н. и ее представитель Шумилов С.Е. поддержали требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Администрации МО «Увинский район» Соколова О.В., действующая на основании доверенности, с требованиями Батуевой З.Н. не согласилась, полагала решение законным и обоснованным.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Батуева З.Н. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, поскольку государственному органу было известно об основании постановки на учет, несмотря на то, что это не было сделано в письменной форме, а при приеме документов, должностное лицо обязано не только проверить перечень необходимых документов, но и принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. К рассмотрению ее заявления подошли формально, действующее законодательство ей своевременно не разъяснили, что повлекло принятие незаконного решения, при этом продажа жилья послужила лишь поводом для формального отказа. Кассатор полагала необоснованной ссылку суда на статьи 52 и 53 ЖК РФ, поскольку законодательство не содержит указания на то, что в случае постановки на учет ветерана Великой Отечественной войны жилье у него изымается, в связи с чем, по мнению кассатора, ветеран имеет право распоряжаться своим жильем, вплоть до его отчуждения, а также что в силу закона ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и независимо от материального положения.
В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ - суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Батуева З.Н., 03 апреля 1932 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны - Б.И.И., умершего ... года.
До 18 мая 2010 года в собственности Батуевой З.Н. находился жилой дом с пристройками и постройками по адресу: ..., 1949 года постройки, общей площадью 23,10 кв.м., в том числе жилой - 14,10 кв.м., износ которого по состоянию на 20 августа 2008 года составлял 53%, а также земельный участок площадью 1000 кв.м., на котором был расположен данный жилой дом.
14 апреля 2010 года Батуева З.Н. обратилась в Администрацию МО «Увинский район» с просьбой принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, приложив к заявлению технический паспорт на жилой дом, составленный Увинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация» по состоянию на 20 августа 2008 года, справку из Увинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» о принадлежности ей жилого дома, справку из Администрации МО «Увинское» о регистрации ее (заявителя) со 02 октября 1986 года по адресу: УР, Увинский район, п.Ува, ул.Орджоникидзе, д.17, а также документы, подтверждающие право на льготы по ФЗ «О ветеранах» (копию свидетельства о браке с Б.И.И. копию свидетельства о смерти Б.И.И. копию удостоверения ветерана Великой Отечественной войны на имя Б.И.И..).
17 мая 2010 года Батуева З.Н. (Продавец) заключила договор купли-продажи с П.В.В. и П.О.Н. (Покупатели), по условиям которого Продавец передал, а Покупатели приняли в общую долевую собственность по 1/2 доле в праве собственности каждого и оплатили земельный участок площадью 1000 кв.м. и расположенный на нем одноэтажный бревенчатый жилой дом 1949 года постройки, с пристройками и служебными постройками: сени, баня, предбанник, навес, стайка, уборная, находящиеся по адресу: ...
18 мая 2010 года Увинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР в ЕГРП внесены записи о государственной регистрации перехода прав на земельный участок и жилой дом с постройками и пристройками от Батуевой З.Н. к П.В.В. и П.О.Н., за последними зарегистрировано право общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
23 июня 2010 года на жилищно-бытовой комиссией Администрации МО «Увинский район» принято решение отказать Батуевой З.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, основанием для принятия данного решения послужили действия заявителя по продаже жилого дома и утрата вследствие этого права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий на срок не менее пяти лет с момента совершения сделки.
24 июня 2010 года Администрацией МО «Увинский район» на заявление Батуевой З.Н. дан ответ за №2986/01-33 об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с совершением сделки по продаже жилого дома с земельным участком.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 49, 51-54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), пунктом 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Отказывая в удовлетворении заявления Батуевой З.Н. суд первой инстанции пришел выводу о том, что решение, принятое жилищно-бытовой комиссией Администрации МО «Увинский район» и ответ Администрации МО «Увинский район» на заявление Батуевой З.Н., данный на основании этого решения соответствуют действующему жилищному законодательству, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Батуевой З.Н.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает верными, так как он основан на правильном применении судом норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции по правилам статей 56, 67 ГПК РФ.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ - жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу подпункта пункта 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту - Закон «О ветеранах») - ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из смысла пункта 3 пункта 1 статьи 15 Закона «О ветеранах» следует, что на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют только те лица, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в жилых помещениях, что подтверждается и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в пункте 1 которого указано - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Поскольку специальных оснований для признания ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в жилых помещениях Закон «О ветеранах» не содержит, разрешение вопроса об их нуждаемости в жилых помещениях осуществляется в соответствии с положениями ЖК РФ.
В соответствии со статьей 51 ЖК РФ - гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку на момент обращения Батуевой З.Н. с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в собственности Батуевой З.Н. имелся жилой дом общей площадью 23,10 кв.м., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что единственным основанием для постановки Батуевой З.Н. на учет могло бы служить проживание ее в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту - Положение).
На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ обязанность представления документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях лежит на самом гражданине, обратившемся в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет.
Из представленного Батуевой З.Н. технического паспорта следовало, что по состоянию на 20 августа 2008 года бревенчатый жилой дом 1949 года постройки общей площадью 23,10 кв.м, в том числе жилой - 14,10 кв.м, имел центральный водопровод, печное отопление и энергоснабжение, процент износа жилого дома составлял 53%.
Поскольку в межведомственную комиссию для признания жилого помещения непригодным для проживания Батуева З.Н. с самостоятельным заявлением не обращалась, как не обращалась с заявлениями и в органы, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора, обследований этими органами в отношении ее жилья не проводилось и соответствующих заключений не составлялось, то есть жилой дом, принадлежавший Батуевой З.Н. на праве собственности, в установленном законом порядке не был признан непригодным для проживания, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для принятия решения о постановке Батуевой З.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении у Администрации МО «Увинский район» на момент подачи соответствующего заявления не имелось.
Согласно части 5 статьи 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных заявителем документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При проверке документов Батуевой З.Н. было установлено, что 17 мая 2010 года она заключила гражданско-правовую сделку по отчуждению земельного участка и расположенного на нем жилого дома, чем Батуева З.Н. сознательно ухудшила свои жилищные условия, оставшись без какого-либо жилья, тем самым приобрела основание для постановки на учет, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 51 ЖКРФ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 ЖК РФ - жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 53 ЖК РФ - граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из смысла данной нормы следует, что указанная статья предусматривает меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно.
Поскольку в результате отчуждения имевшегося у Батуевой З.Н. домовладения она приобрела право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как осталась без жилья, ее действия подпадают под действие статьи 53 ЖК РФ, в связи с чем, судебная коллегия полагает правомерным применение в рассматриваемом случае указанной нормы жилищного законодательства как органом местного самоуправления, так и судом первой инстанции.
В таких случаях в силу подпункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть отказано, если ее истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок, что и было сделано органом местного самоуправления при вынесении решения по заявлению Батуевой З.Н.
Судебная коллегия соглашается также с выводом суда первой инстанции о том, что при установленных по делу обстоятельствах сам по себе факт нарушения Администрацией МО «Увинский район» сроков рассмотрения заявления Батуевой З.Н. не может служить безусловным основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении и для удовлетворения ее заявления об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Все доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 56, 67 ГПК РФ и потому основанием для отмены судебного решения не являются.
Новых доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, обстоятельства, установленные судом первой инстанции, доказаны, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела, судом верно применены нормы материального права.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным.
Кассационная жалоба Батуевой З.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Батуевой З.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Солоняк А.В.
Судьи Пономарева А.В.
Шалагина Л.А.