пенсионный орган правомерно отказал в досрочном назначении пенсии педагогическому работнику ввиду отсутствия у истца требуемого специального стажа



Судья Дергачева Н.В. Дело 33-2973

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Берша С.И.,

судей Кричкер Е.В., Глуховой И.Л.,

при секретаре Афанасьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 13 сентября 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики на решение Первомайского районного суда г.Ижевска от 09 апреля 2010 года, которым

исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворены частично.

Признано незаконными решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе № 18/3105 от 08.02.2010 года, решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике № 14-09/Г304 от 09.03.2010 года об отказе ФИО1 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Включены в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:

- период службы в армии с 15.11.1984 г. по 04.12.1986 г.;

- период работы в должности концертмейстера в Чайковском музыкальном училище с 21.09.1982 г. по 14.07.1983 г.;

- период работы в должности преподавателя по классу кларнета в Детской музыкальной школе № 2 города Сарапула с 01.01.2001 г. по 27.01.2010 г.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе досрочно назначить ФИО1 трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста с момента обращения за ее назначением, то есть 27 января 2010 года.

С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики и с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике взысканы в равных долях в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 3600 рублей, в том числе:

- оплата услуг представителя 3000 рублей;

- расходы по оплате государственной пошлины 100 рублей;

- оплата услуг нотариуса по оформлению доверенности в сумме 500 рублей;

В оставшейся части исковые требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Горшенина А.А. по доверенности Кузнецовой У.Ю., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Горшенин А.А. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике (далее - Отделение), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что 05.08.2009 года обратился в Управление за досрочным назначением трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления от 01.09.2009 года №135/14128 в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого 25-летнего педагогического стажа. Данное решение оставлено без изменения решением Отделения 16.10.2009 года №14-09-Г/809. При этом ответчики не включили в педагогический стаж следующие периоды: с 15.11.1984 г. по 04.12.1986 г. - служба в рядах Советской Армии; с 21.09.1982 г. по 14.07.1983 г. - работа в должности концертмейстера в Чайковском музыкальном училище. С учетом указанных периодов, его стаж на 01.01.2001г. составит более 16 лет 8 месяцев, что позволяет досрочно назначить ему пенсию как педагогическому работнику. Просит признать вышеуказанные решения Управления и Отделения незаконными, обязать Управление досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права бессрочно, взыскать с Управления судебные расходы.

В ходе рассмотрения дела, в связи с повторным обращением истца 27.01.2010г. в Управление с заявлением о назначении пенсии и вынесением решения Управления от 08.02.2010г. № 18/3105, решения Отделения от 09.03.2010г. № 14-09/Г304 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, истец изменил предмет исковых требований. Просил признать незаконными решение Управления от 01.09.2009 года №135/14128, решение Отделения от 16.10.2009 года №14-09-Г/809, решение Управления от 08.02.2010г. № 18/3105, решение Отделения от 09.03.2010г. № 14-09/Г304, обязать Управление досрочно назначить пенсию с момента возникновения права, взыскать с Управления судебные расходы.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца Суслова Т.С. уточнила исковые требования, просила признать решения ответчиков об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконными, обязать истцу назначить досрочную пенсию с момента первоначального обращения за ее назначением - с 05.08.2009г., включить в специальный стаж истца периоды: службы в армии с 15.11.1984 г. по 04.12.1986 г.; - работы в должности концертмейстера в Чайковском музыкальном училище с 21.09.1982 г. по 14.07.1983 г.; - работы в должности преподавателя по классу кларнета в Детской музыкальной школе № 2 г.Сарапула с 01.01.2001 г. по 27.01.2010г.

Представитель Управления Петрова И.А. не признала исковые требования, указывая на отсутствие у истца требуемого стажа для назначения досрочной пенсии.

Представитель Отделения Закирова Г.В. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для зачета спорных периодов в льготный стаж.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Оспаривает возможность включения в специальный стаж периодов работы в должности концертмейстера, службы в рядах Советской Армии. Указывает на недопустимость применения при разрешении настоящего спора постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397. В связи с отсутствием оснований для включения вышеуказанных периодов полагает, что условия п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 не выполнены, что не дает оснований для включения периодов работы после 01.01.2001г. Оспаривает законность взыскания судебных расходов.

Судебная коллегия, дав оценку материалам дела и доводам кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене как вынесенное с неправильным применением норм пенсионного законодательства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец обращалась к ответчику с заявлениями о назначении пенсии 05.08.2009г. и 27.01.2010г. Решениями Управления от 01.09.2009 года №135/14128, от 08.02.2010г. № 18/3105 истцу в досрочном назначении пенсии отказано, указанные решения оставлены Отделением без изменения. При этом в педагогический стаж не включены периоды с 15.11.1984 г. по 04.12.1986 г. службы в Советской Армии, а также с 21.09.1982 г. по 14.07.1983 г. работы в должности концертмейстера в Чайковском музыкальном училище. Кроме того, из специального стажа исключен период с 01.01.2001 г. по 27.01.2010 г. работы в должности преподавателя по классу кларнета в Детской музыкальной школе № 2 города Сарапула, в связи с невыполнением условий п.12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Стаж на 01.01.2001г., зачтенный ответчиками составил 14 лет 04 месяца 09 дней.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 (ранее подпункт 10 пункта 1 статьи 28) Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство РФ Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781).

В спорные периоды деятельности истца (до 01.10.1993г.) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее - Перечень и Положение от 17.12.1959г. № 1397). Оценивая возможность включения периодов работы в должности концертмейстера в Чайковском музыкальном училище, службы в армии в стаж, суд руководствовался указанными Перечнем и Положением от 17.12.1959г., подп. «г» п.1 и п.2 которого предусматривали возможность включения в специальный педагогический стаж службы в рядах Вооруженных Сил СССР и работу по специальности в училищах.

Не оспаривая возможность применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 к периодам, имевшим место до 01.10.1993г. (до момента признания его недействующим), судебная коллегия отмечает, что включение в специальный стаж периодов работы, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 Положения от 17.12.1959г. №1397, возможно только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения.

Так, в силу п.4 Положения от 17.12.1959г. №1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Совокупный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что пункт 1 и 2 Положения подразделял работу в учреждениях, организациях и должностях, которая предоставляла право на пенсию по выслуге лет и была включена в Перечень и иную, приравниваемую работу, которую можно было включить только при определенных условиях, к примеру, при соблюдении требований п.4 Положения. Таким образом, работа истца концертмейстером в музыкальном училищ, служба в армии являлась «приравниваемой» работой по специальности во внешкольном учреждении, не была предусмотрена Перечнем и тем самым не могла быть отнесена к работе в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в смысле п.4 Положения от 17.12.1959г. №1397.

Свой вывод о выполнении п.4 Положения от 17.12.1959г. №1397 суд обосновал тем, что продолжительность периодов работы концертмейстером и службы в армии в совокупности составила 2 года 20 дней, что менее 1/3 от требуемого стажа 25 лет (8лет 04 месяцев). Вместе с тем, для включения спорных периодов, суду следовало установить наличие у истца стажа в размере, превышающем 2/3 от требуемого стажа 25 лет (16 лет 08 месяцев). Однако это условие в данном случае не выполняется. Так, стаж истца на 01.01.2001г. зачтен ответчиком в размере 14 лет 04 месяца 09 дней. При подсчете 2/3 стажа периоды работы после 01.01.2001г. не суммируются, поскольку такой порядок подсчета противоречит п.12 Правил от.29.10.2002г. №781, в соответствии с которым сама возможность зачета периодов работы истца после 01.01.2001г. преподавателем в учреждении дополнительного образования детей обусловлена наличием на указанную дату (на 01.01.2001г.) стажа работы продолжительностью 16 лет 08 месяцев.

Следовательно, для зачета в стаж спорных периодов в соответствии с п.2 Положения от 17.12.1959г. №1397, истец должен был на 01.01.2001г. иметь не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев) работ, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959г. или Списком от 29.10.2002г. №781. В данном случае это условие не выполнено. Поэтому ввиду несоблюдения условий п.4 Положения от 17.12.1959г. №1397 нет оснований для зачета в стаж спорных периодов работы истца концертмейстером, службы в армии в соответствии с данным Положением. Выводы суда в этой части нельзя признать правильными.

Суд, удовлетворяя исковые требования истца, признал выполненными условия пункта 12 Правил от 29.10.2002 года № 781, в котором определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений».

При этом при проверке первого условия п.12 Правил от 29.10.2002 г. №781 суд в подсчет педагогического стажа продолжительностью 16 лет 8 месяцев включил период работы концертмейстером, службы в армии, что противоречит положениям этого пункта п.12 Правил от 29.10.2002 г. № 781, предъявляющим требование о наличии у преподавателя учреждений дополнительного образования детей стажа работы в должностях и учреждениях раздела 2 Списка от 29.10.2002 № 781, к каковым указанные виды деятельности ни по названному Списку, ни по Перечню от 17.12.1959 г. № 1397 не относятся.

В пункте 12 Правил от 29.10.2002г. №781 определены условия, при которых работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены основные требования, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет, которые впервые были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067». Этим Постановлением впервые установлены условия для включения в стаж работы в должности, в том числе и преподавателя в учреждениях дополнительного образования для детей, тем самым введены гарантии для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Работа истца концертмейстером в училище, как не предусмотренная Перечнем от 17.12.1959г. № 1397 и Списком от 29.10.2002г. №781, не может быть включена в стаж работы на условиях, оговоренных в п. 12 Правил от 29.10.2002 г. № 781.

Таким образом, на 01.01.2001г. педагогический стаж истца составляет 14 лет 04 месяца 09 дней, что в силу требований п.12 Правил от 29.10.2002г. № 781, не предоставляет ему право на включение в стаж периодов работы преподавателем в Детской музыкальной школе с 01.01.2001г. Таким образом, истцом не выполнены требования подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» о наличии педагогического стажа в количестве 25 лет.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, но судом неверно применены нормы материального права, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Горшенина А.А.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Первомайского районного суда г.Ижевска от 09 апреля 2010 года в той части, в которой исковые требования Горшенина А.А. удовлетворены, отменить. По делу в этой части вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав, о признании незаконными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе № 18/3105 от 08.02.2010 года, решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республике № 14-09/Г304 от 09.03.2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о включении в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов с 15.11.1984г. по 04.12.1986г. службы в армии; с 21.09.1982г. по 14.07.1983г. работы в должности концертмейстера в Чайковском музыкальном училище; с 01.01.2001г. по 27.01.2010г. работы в должности преподавателя по классу кларнета в Детской музыкальной школе № 2 города Сарапула, о возложении обязанности досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права на пенсию, взыскании судебных расходов отказать. В остальной части оставить решение суда без изменения.

Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: