оставлено без изменения решение суда об отказе в удовлетворении требования о признании решения администрации района незаконным



Судья: Замилова Г.Р. Дело № 33-2865

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Шаровой Т.В., Рябова Д.В.,

при секретаре Масленникове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 06 сентября 2010 года гражданское дело

по заявлению Трефиловой Я.Ю. о признании решения комиссии муниципального образования «Кезский район» Удмуртской Республики от 5 июля 2010 года об отказе в постановке в очередь по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным и понуждении в постановке на учет в очередь для приобретения жилья,

по кассационной жалобе заявителя Трефиловой Я.Ю. на решение Кезского районного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2010 года, которым

в удовлетворении заявления Трефиловой Я.Ю. о признании решения комиссии муниципального образования «Кезский район» Удмуртской Республики от 5 июля 2010 года об отказе в постановке в очередь по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным и понуждении в постановке на учет в очередь для приобретения жилья было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Рябова Д.В., объяснения представителя заявителя Гуляева В.В. ( дов. от 30.10.2010г.), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Трефилова Я.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании решения комиссии муниципального образования «Кезский район» Удмуртской Республики от 5 июля 2010 года об отказе в постановке в очередь по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным. Свои требования мотивировала тем, что решением Кезского районного суда Удмуртской Республики от 14.09.2005 года ее мать -ФИО13. лишена родительских прав. С сентября 1999 года она находилась на воспитании в <данные изъяты>, в августе 2006 года поступила в лицей № <адрес> и жила в общежитии. Выйдя замуж, с мая 2008 года, ее семья снимали жилье. После того, как 1 апреля 2009 года она обратилась с заявлением к Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике, Администрация МО «Кезский район» ответила ей, что не может поставить ее в очередь на приобретение жилья для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку за ней закреплено жилое помещение по адресу Удмуртская Республика, <адрес> «а» <адрес> пригодное для проживания. После чего она на заемные средства приобрела в собственность двухкомнатную квартиру по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. 13.05.2010 года она вновь обратилась с заявлением в Администрацию МО «Кезский район» с просьбой создать комиссию и обследовать закрепленное за ней жилье - дом по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> «а» <адрес>.

11.06.2010 года она получила ответ из Администрации МО «Кезский район», согласно которому обследованное жилье признано непригодным для дальнейшей эксплуатации. Она собрала документы, чтобы ее поставили на учет как нуждающуюся в жилом помещении.

05.07.2010 года Администрация МО «Кезский район» известила ее о том, что решено в очередь на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее не ставить, объяснив тем, что у нее в собственности есть двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: уртская Республика, <адрес>. В результате отказа в постановке ее в очередь по приобретению жилья нарушены ее конституционные права, предусмотренные статьями 6,7,18,19,35,40 Конституции РФ.

В судебном заседании заявитель Трефилова Я.Ю. заявленные требования уточнила, просила обязать Администрацию МО «Кезский район» поставить ее на учет по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», признать решение комиссии МО «Кезский район»- протокол № от 05.07.2010 года незаконным, а также взыскать с Администрации МО «Кезский район» расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.

Представитель заявителя - Гуляев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель органа, чье решение обжалуется - Администрации МО «Кезский район» -Гаврилов А.Ю., действующий на основании доверенности №14-10 от 14.06.2010 года в судебном заседании пояснил, что требования Трефиловой Я.Ю. не подлежат удовлетворению, поскольку за Трефиловой Я.Ю. было закреплено жилое помещение пригодное для проживания, а с 2009 года Трефилова Я.Ю. имеет в собственности другое жилое помещение, пригодное для проживания.

Представитель отдела по делам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Кезский район» Лялина О.И., действующая на основании доверенности №04-10 от 14 января 2010 года, считает заявление Трефиловой Я.Ю. не подлежащим удовлетворению.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, как необоснованное, судом неправильно был истолкован Закон УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Решение является законным. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, верно распределено бремя их доказывания.

Судом 1 инстанции обоснованно со ссылкой на подп. 24, 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» было установлено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительствуотнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 15 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в том числе, полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, воспитывающихся в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Республиканский детский дом" и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Согласно статьям 16, 17 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципального образования "Кезский район» наделены отдельными государственными полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона на неограниченныйсрок.

Таким образом, суд 1 инстанции пришел к правильному выводу, что комиссия, созданная в целях упорядочения работ по порядку предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состав которой утвержден Постановлением главы Администрации МО «Кезский район» №199 от 24 марта 2008 года (л.д.29-30), имела полномочия на принятие оспариваемого решения.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом 1 инстанции правомерно установлено, что Трефилова Я.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу пункта 1 статьи 148, пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона УР от 06.03.2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Аналогичные требования закреплены в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд правомерно пришел к выводу, что предоставление вне очереди жилого помещения лицам, указанной льготной категории, возможно только при наличии такого условия как отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Судом 1 инстанции было установлено, что 19.10.2005 года за Трефиловой Я.Ю. было закреплено за жилое помещение по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> «а» <адрес>, что является основанием для отказа в предоставлении ей жилого помещения в указанном выше порядке.

Последующее признание данного помещения не пригодным для проживания, с учетом приобретения заявителем другого жилья в собственность ( долевую собственность), является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда 1 инстанции о том, что в силу части 2 статьи 5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления лицом, имеющим право на внеочередное получение жилой площади. Частью 3 статьи 5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен исчерпывающий перечень документов, предоставление которых для разрешения вопроса о принятии на учет является обязательным. Указанной нормой на заявителя возлагается обязанность подтвердить отсутствие жилых помещений (жилой площади) на праве собственности на территории Удмуртской Республики, путем предоставления справки из уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С учетом вышеизложенного, правомерно судом 1 инстанции был сделан вывод о том, что из содержания приведенных норм следует, что одним из обязательных условий дая принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является отсутствие жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности.

Как следует из материалов гражданского дела, с 7 августа 2009 года Трефилова Я.Ю. является собственником1\2 доли в праве собственности надвухкомнатнуюквартиру общей жилой площадью № кв.м по адресу: Удмуртская Республика <адрес>, <адрес>.

Правомерно судом 1 инстанции был сделан вывод, что наличие у Трефиловой Я.Ю.в собственности жилого помещения, исключает возможность предоставления ейжилой площади.

Довод кассационной жалобы о том, что Закон УР от 06.03.2007г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержит запрета на отказ в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наличие у последних жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности, суд полагает необоснованным, так как постановка в очередь в качестве нуждающегося, предусматривает обязанность органа местного самоуправления предоставить жилое помещение во внеочередном порядке ( ст. 57 ЖК РФ).

Судебная коллегия отмечает, что обстоятельства дела, представленные доказательства сторонами, исследованы судом первой инстанции в достаточном объеме, этим доказательствам, в силу ст.67 ГПК РФ, дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют материалам дела, судом правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, при разрешении спора суд не допустил нарушений процессуальных норм.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, установленных в ходе разрешения спора и которым дана надлежащая правовая оценка судом 1 инстанции.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кезского районного суда Удмуртской Республики от 30 июля 2010 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья: Копотев И.Л.

Судьи: Шарова Т.В.

Рябов Д.В.