Судья Чернов А.В. Дело №33-3617
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Головкова Л.П.,
судей Смирновой Т.В., Кричкер Е.В.,
при секретаре Афанасьевой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске УР 01 ноября 2010 года гражданское дело по иску Шипицына И.В. к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе представителя Министерства финансов России - Дудыревой Л.И. на решение Первомайского районного суда г. Ижевска УР от 01 июля 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Шипицына И.В. к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Шипицына И.В. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В.; объяснения представителя Минфина России - Дудыревой Л.И, действующей на основании доверенности от 20 января 2010 года сроком по 31 декабря 2010 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; объяснения представителя Шипицына И.В. - Афанасьева Д.В., действующего на основании доверенности от 12 октября 2009 года сроком на три года, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шипицын И.В. (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ (далее по тексту - Минфин РФ), Федеральному Казначейству РФ в лице территориального органа - Управления федерального казначейства (далее по тексту - УФК) Минфина РФ по УР о компенсации морального вреда.
Иск мотивировал тем, что 01 апреля 2008 года по заявлению Жириновского В.В. и Маркина А.Л. начальником ОД ОВД по Первомайскому району г. Ижевска в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.330 УК РФ (самоуправство). Предварительное расследование продолжалось до 01 октября 2008 года, в ходе которого истец допрашивался в качестве подозреваемого. Шипицын И.В. полагает, что в отношении него была применена мера пресечения - обязательство о явке. 01 октября 2008 года постановлением следователя отдела Следственной части Следственного управления при МВД по УР уголовное преследование в отношении истца было прекращено, в связи с непричастностью к совершению преступления. Истец утверждает, что в ходе производства по уголовному делу, процессуальными действиями органов дознания и предварительного следствия, в т.ч. возбуждением уголовного дела, допросами, производством обыска и прочее, ему были причинены нравственные страдания в виде волнений, переживаний, в результате чего он пребывал в угнетенном состоянии. Причем нахождение в должности руководителя регионального отделения ЛДПР и осознание того, что факт привлечения его к уголовной ответственности обсуждают рядовые члены партии, усиливало его переживания. Нервное напряжение истца негативно сказывалось на его близких, знакомых, деловых партнерах и клиентах и вызывало у них отрицательную оценку его поведения, поставило под сомнение его деловые качества. В результате сократилось количество организаций, обращающихся к нему за оказанием услуг. Обосновывая причинение морального вреда вышеуказанными действиями органов следствия и дознания, истец оценил его в 100 000 рублей, которые просил взыскать с Минфина РФ за счет Казны РФ.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Следственная часть Следственного управления при МВД по УР, Отдел милиции №3 ГУ «Управление внутренних дел по г. Ижевску», начальника Отдела дознания ОВД по Первомайскому району г. Ижевска Титова Н.В., следователь отдела СЧ СУ при МВД по УР Байдин А.А., прокуратура УР.
Определениями суда от 26 мая 2010 года и от 01 июля 2010 были приняты отказы истца от исковых требований к ответчикам Федеральному Казначейству РФ в лице УФК по УР и Министерству финансов УР.
Истец уточнил заявленные требования и просил суд взыскать с Казны РФ в лице Минфина РФ компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.
Истец Шипицын И.В. был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель истца Афанасьев Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Казны РФ в лице Минфина РФ в судебном заседании исковые требования не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц МВД по УР, прокуратуры УР, Отдела милиции №3 ГУ «Управление внутренних дел по г. Ижевску» в судебном заседании поддержали доводы ответчика, полагая заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица - начальник Отдела дознания ОВД по Первомайскому району г. Ижевска Титова Н.В., следователь отдела СЧ СУ при МВД по УР Байдин А.А. и представитель Следственной части Следственного управления при МВД по УР были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания, но в суд не явились. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение Первомайского районного суда г. Ижевска УР от 01 июля 2010 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на то, что суд не верно применил нормы материального права, поскольку при определении размера компенсации морального вреда не учел принцип разумности и справедливости; не принял во внимание фактически установленные по делу обстоятельства, а именно то, что истец не привлекался к уголовной ответственности, ему не предъявлялось обвинение, не избиралась мера пресечения. Истец не представил суду доказательств того, что в связи с привлечением к уголовной ответственности у него ухудшилось состояние здоровья. Учитывая, что уголовное дело было возбуждено органом дознания, который финансируется из республиканского бюджета, то, по мнению кассатора, вред должен возмещаться за счет Казны УР.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
При принятии решения судом правильно применен как материальный, так и процессуальный закон.
Как следует из материалов дела 01 апреля 2008 года постановление начальника ОД ОВД по Первомайскому району г. Ижевска Титовой Н.В. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.330 УК РФ (самоуправство) в отношении Шипицына И.В.
Поводом для возбуждения уголовного дела послужило заявление Жириновского В.В. и Маркина А.Л. о самоуправстве истца, отстраненного от должности руководителя (координатора) Удмуртского регионального отделения ЛДПР решением Высшего совета ЛДПР (г. Москва), который, не смотря на данное обстоятельство, не передал партийную документацию, имущество, печать и ключи от штаб-квартиры, продолжал исполнять обязанности и, в нарушение установленного порядка, допустил признание иска к УРО ЛДПР в Арбитражном суде УР на сумму более 4 000 000 руб., что повлекло причинение вреда законным интересам политической партии ЛДПР.
Согласно постановлению от 01 октября 2008 года уголовное преследование в отношении Шипицына И.В. за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.27 УПК РФ, то есть в связи с непричастностью подозреваемого к совершению преступления.
На основании ч.1 ст.133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины органа дознания, следователя, прокурора и суда.
Согласно ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается за счет Казны РФ в полном объеме независимо от формы вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Казна РФ входит в структуру Минфина РФ, поэтому удовлетворяя требования Шипицына И.В., суд правомерно взыскал сумму компенсации морального вреда с Казны РФ в лице Минфина РФ, то есть ссылка кассатора на то, что вред должен быть взыскан с Казны субъекта РФ, является необоснованной.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Коллегия не может согласиться с доводом кассатора о том, что истец не привлекался к уголовной ответственности, т.к. ему не было предъявлено обвинение, и в отношении него не была избрана мера пресечения, по следующим основаниям.
Исходя из системного толкования правовых норм уголовного процессуального законодательства, привлечение к уголовной ответственности неразрывно связано с правом лица на защиту, которое обеспечивается, в т.ч. подозреваемому в совершении преступления (ст.16 УПК РФ), каковым являлся истец.
Согласно п.1 ч.1 ст.46 УПК РФ подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным главой 20 настоящего Кодекса, что имело место в рассматриваемом случае (л.д.4).
Подозреваемый осуществляет свою защиту самостоятельно, путем использования имеющихся у него прав (ч.3 ст.49 УПК РФ).
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда суд должен учитываться степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, требования разумности и справедливости (ст.ст.151, 1101 ГК РФ).
Установив факт незаконного привлечения Шипицына И.В. к уголовной ответственности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии причинной связи между действиями органов следствия (дознания) и перенесенными истцом нравственными страданиями. Суд принял во внимание, что Шипицын В.И. в течение длительного времени находился в психотравмирующей ситуации из-за незаконного привлечения к уголовной ответственности; учел, что в отношении истца была применена мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке (ч.1, 2 ст.111 УПК РФ), проводилось расследование по возбужденному в отношении истца уголовному делу, он допрашивался в качестве подозреваемого. По истечении шести месяцев с момента возбуждения уголовного дела, оно было прекращено по реабилитирующему основанию.
Вместе с тем, коллегия считает правильным вывод суда о том, что истец не представил доказательства, подтверждающие наличие причинной связи между ухудшением его состояния здоровья и незаконным привлечением к уголовной ответственности.
На основании вышеизложенного, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, отсутствие наступивших для истца тяжких последствий, не изменяя решение суда по существу, судебная коллегия полагает необходимым снизить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Казны РФ в лице Минфина РФ в пользу истца с 10 000 руб. до 3 000 руб.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 01 июля 2010 года по существу оставить без изменения, снизив размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Шипицына И.В. с 10 000 рублей до 3 000 рублей.
Кассационную жалобу представителя Казны РФ в лице Министерства финансов РФ оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья Головков Л.П.
Судьи Смирнова Т.В.
Кричкер Е.В.
Судья Чернов А.В. Дело №33-3617
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Головкова Л.П.,
судей Смирновой Т.В., Кричкер Е.В.,
при секретаре Афанасьевой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске УР 01 ноября 2010 года гражданское дело по иску Шипицына И.В. к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе представителя Министерства финансов России - Дудыревой Л.И. на решение Первомайского районного суда г. Ижевска УР от 01 июля 2010 года, которым постановлено:
«Исковые требования Шипицына И.В. к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Шипицына И.В. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 10 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В.; объяснения представителя Минфина России - Дудыревой Л.И, действующей на основании доверенности от 20 января 2010 года сроком по 31 декабря 2010 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; объяснения представителя Шипицына И.В. - Афанасьева Д.В., действующего на основании доверенности от 12 октября 2009 года сроком на три года, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 01 июля 2010 года по существу оставить без изменения, снизив размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Шипицына И.В. с 10 000 рублей до 3 000 рублей.
Кассационную жалобу представителя Казны РФ в лице Министерства финансов РФ оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья Головков Л.П.
Судьи Смирнова Т.В.
Кричкер Е.В.