Судья Нургалиев Э.В. дело № 33-3238
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Булатовой О.Б.,
судей Матушкиной Н.В., Рябова Д.В.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 06 октября 2010 года гражданское дело по иску прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Камбарский район», Администрации муниципального образования «Камбарское» о ликвидации несанкционированного захоронения (скотомогильника),
по кассационному представлению и.о.прокурора Камбарского района на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Камбарский район», Администрации муниципального образования «Камбарское» о ликвидации несанкционированного захоронения (скотомогильника) расположенного в районе существующей городской свалки, на расстоянии <адрес> до 2012 года, путем плотного закрытия крышкой люка железнодорожной цистерны с применением сварочной обработки периметра люка, а также последующим засыпанием землей площади несанкционированного захоронения в радиусе 5 метров от люка и высотой не менее 0,4 метра, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., объяснения прокурора Торсуновой Л.Г., поддержавшей доводы кассационного представления, объяснения представителя Администрации муниципального образования «Камбарское» Щекотурова Н.Н.(доверенность №216 от 17 мая 2010 года, сроком до 31 декабря 2010 года), полагавшего доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор Камбарского района Удмуртской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Камбарский район», Администрации муниципального образования «Камбарское» о возложении обязанности ликвидировать самовольную постройку - несанкционированное захоронение (скотомогильник), расположенное в районе существующей городской свалки, на <адрес>, путем плотного закрытия крышкой люка железнодорожной цистерны с применением сварочной обработки периметра, а также с последующим бетонированием площади несанкционированного захоронения в радиусе 8 метров от люка и высотой не менее 0,4 метра.
В ходе рассмотрения дела в судебных заседаниях 29 июня 2010 года и 21 июля 2010 года прокурор изменял и дополнял исковые требования, просил возложить на ответчиков обязанность ликвидировать несанкционированное захоронение (скотомогильник), расположенное в районе существующей городской свалки, <адрес> до 2012 года, путем плотного закрытия крышкой люка железнодорожной цистерны с применением сварочной обработки периметра люка, а также последующим засыпанием землей площади несанкционированного захоронения в радиусе 5 метров от люка и высотой не менее 0,4 метра.
Заявленные исковые требования мотивировал следующим.
В ходе проверок, проведенных Прокуратурой Камбарского района УР совместно со специалистами <адрес> установлено, что на территории муниципального образования «Камбарское» в районе существующей городской свалки, <адрес> расположено несанкционированное захоронение (скотомогильник), которое представляет собой железнодорожную цистерну, врытую в землю, в которую происходит захоронение биологических отходов.
Согласно информации <адрес> <адрес>» данное сооружение в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено и фактически никто за его состоянием не следит, в связи с чем, существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона - к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию вышеуказанными нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.
Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере установлены также Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно статьи 1 данного Закона, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» - к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
С учетом того, что со стороны Администрации муниципального образования «Камбарский район» и Администрации муниципального образования «Камбарское» мер по предотвращению риска возникновения чрезвычайных ситуаций не принимается, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также право на защиту жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленное в статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ.
Определением от 05 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Роспотребнадзора по УР.
Суд вынес вышеуказанное решение.
В судебном заседании помощник прокурора Камбарского района Смагин Н.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель Администрации муниципального образования «Камбарский район» Лагунова М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. При этом пояснила, что скотомогильник не является недвижимым имуществом, что установлено решением Камбарского районного суда от 10 декабря 2009 года. Благоустройство скотомогильника не относится к мероприятиям по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а относится к мероприятиям по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, что является компетенцией субъекта Российской Федерации. Проведение мероприятий, указанных в требованиях истца, не относится к вопросам местного значения муниципального района. Указала, что истцом неверно определен ответчик.
Представитель Администрации муниципального образования «Камбарское» Щекотуров Н.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР от 15 марта 2010 года, в удовлетворении исковых требований прокурора Камбарского района УР было отказано, в связи с тем, что вопросы оборудования и содержания скотомогильников не могут быть отнесены к вопросам местного значения муниципального органа в рамках участия в предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, и являются расходными обязательствами субъектов РФ, осуществляются за счет средств его бюджета и могут находиться в собственности субъекта РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Роспотребнадзора по УР, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствие с положениями статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
В кассационном представлении и.о.прокурора Камбарского района просит решение суда отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, проверив законность решения в пределах доводов кассационного представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Решение является законным. Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, верно распределено бремя их доказывания, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права. Судом не допущено нарушение норм процессуального права.
Судом первой инстанции обосновано установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Спорный скотомогильник находится на территории муниципального образования «Камбарское», в районе существующей городской свалки <адрес>. Указанный скотомогильник не состоит на учете в реестре муниципального имущества, в реестре государственного имущества Удмуртской Республики, в реестре государственного имущества, не состоит на инвентарном учете в <адрес>
Скотомогильник представляет собой железнодорожную цистерну, врытую в землю, в которую происходит захоронение биологических отходов. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда от 10 декабря 2009 года и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в силу Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ликвидация скотомогильника способом, изложенным в требованиях прокурора, не относится к мероприятиям по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района либо поселения, и не относится к мероприятиям межпоселенческого характера по охране окружающей среды, но относится к мероприятиям по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, что в свою очередь является прерогативой субъекта Российской Федерации, а не Администраций муниципальных образований. Таким образом, довод кассатора о том, что существование спорного скотомогильника свидетельствует об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, не может быть принят во внимание.
Судебная коллегия отмечает, что в силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 20 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
В связи с указанным, отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированного захоронения (скотомогильника) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
С доводом в кассационном представлении о том, что спорное захоронение животных не является скотомогильником ( биотермической ямой), а является несанкционированным захоронением биологических отходов, судебная коллегия согласиться не может, так как во-первых, любое захоронение биологических отходов будет являться скотомогильником, пусть и несанкционированным захоронением, а во-вторых, ранее вынесенном решение суда и определении судебной коллегии Верховного Суда УР, указано, что спорное захоронение животных является скотомогильником.
Доводы в кассационном представлении о том, что несанкционированное захоронение находится в зоне затопления речки «<адрес> и что в близи захоронения располагается городская свалка твердых отходов, на которой обитают лица без определенного места жительства, для разрешения настоящего спора правового значения не имеют, так как судебной коллегией не могут быть признаны в качестве чрезвычайный обстоятельств.
Доводы в кассационном представлении о том, что суд не дал оценку обстоятельствам того, что созданием указанного захоронения занималась Администрация Камбарского района УР в 90-х годах, правового значения для разрешенного спора не имеет, так как из данного решения следует, что спорный скотомогильник является бесхозным, на балансе Администраций не состоит.
Другие доводы кассационного представления направлены на переоценку выводов суда, установленных в ходе разрешения спора и им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 17 августа 2010 г. оставить без изменения.
Кассационное представление и.о.прокурора Камбарского района - оставить без удовлетворения.
Председательствующий Булатова О.Б.
Судьи Матушкина Н.В.
Рябов Д.В.