право на досрочное назначение пенсии санитара психоневрологического диспансера зависит от подтверждения факта занятости по непосредственному обслуживанию больных



Судья Карпова О.П. Дело 33-3714

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Коробейниковой Л.Н.,

судей Анисимовой В.И. и Глуховой И.Л.,

при секретаре Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 15 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2010г., которым исковые требования ФИО13 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения истца Юрина А.М., поддержавшего кассационную жалобу, представителя ответчика Сазоновой Е.Г., доверенность от 21.01.2010 г. сроком на 3 года, возражавшей против удовлетворения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А :

Юрин А.М. в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФР в г. Ижевске) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивировал тем, что 08 октября 2009 года по достижении 57 лет обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицо, имеющее не менее 07 лет 06 месяцев стажа работы с тяжелыми условиями труда и не менее 25 лет страхового стажа. Однако решением ответчика №607/01-15 от 10 декабря 2009 года ему отказано в назначении пенсии. Истец просит признать незаконным решение УПФР в г. Ижевске №607/01-15 от 10 декабря 2009 года об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости бессрочно с момента возникновения права на ее назначение, включить период с 06 декабря 2000 года по 08 октября 2009 года, когда он работал санитаром Государственного учреждения здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз <данные изъяты>», как работу с тяжелыми условиями труда.

В судебном заседании истец, его представитель Белянкин А.А., поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель Созонова Е.Г., действующая на основании доверенности №686/09-33 от 21 января 2010 года сроком на три года, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения и судебно- психиатрических экспертиз « <данные изъяты> Михалева Е.С. просила вынести решение на усмотрение суда.

Суд вынес вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и находит доказанным факт его работы с тяжелыми условиями труда в качестве санитара, связанного с непосредственным обслуживанием больных в течение рабочего дня.

Судебная коллегия, заслушав объяснения сторон, дав оценку доводам кассационной жалобы и материалам дела, находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста, в т.ч. мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста,

предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

В соответствии с разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, введенного в действие с 01 января 1992 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 работа в качестве младшего медицинского персонала, непосредственно обслуживающего больных в психоневрологических учреждениях, отделениях, кабинетах, предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Таким образом, подлежащими доказыванию обстоятельством являлся факт работы истца санитаром по непосредственному обслуживанию больных в объеме не менее 80% рабочего времени.

Это обстоятельство в судебном заседании не нашло своего подтверждения.

Оценивая доказанность факта работы по непосредственному обслуживанию больных, суд совершенно обоснованно, принял во внимание указание Министерства социальной защиты населения РФ от 26 апреля 1993 года №1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка №2 (принятого уполномоченным органом в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года №517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет»), в котором раскрыто понятие «непосредственное обслуживание больных», под которым понимается выполнение обязанности санитара в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требующие непосредственного контакта персонала и пациентов.

В соответствии с актом документальной проверки от 10 ноября 2009 года № 347, проведенной специалистом-экспертом отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в г.Ижевске, первичные документы не подтверждают работу истца по непосредственному обслуживанию психически больных в течение полного рабочего дня.

Суд, на основе анализа и сопоставления должностных обязанностей санитарки и выполняемых истцом функций, обоснованно пришел к выводу о том, что режим и распорядок рабочего времени истца не позволяют судить об обслуживании им психически больных. Рабочий день диспансера составляет с 8 часов до 17 часов вечера, а рабочее время истца начинается с 17 часов 30 минут и заканчивается в 7 часов 30 минут утра, т.е. в основном ночное время, в выходные и праздничные дни, в период, когда диспансер не работает и это время не связано с приемом и обслуживанием больных.

Это обстоятельство подтверждается и хронометражом рабочего времени санитара детского диспансерного отделения ( л.д.15, том 2 ).

Судом дана полная и подробная оценка всем доказательствам. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Судебная коллегия не усматривает основания для пересмотра выводов суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: Коробейникова Л.Н.

судьи Глухова И.Л.

Анисимова В.И.