Судья Гулящих А.В. Дело 33-3990
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейниковой Л.Н.,
судей Анисимовой В.И., Глуховой И.Л.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 06 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2010 года, которым
исковые требования Петровой Л.А.к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики 5917 от 9 августа 2010 г. об отказе в досрочном назначении Петровой Л.А. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ).
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики обязано назначить и выплачивать Петровой Л.А. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с 03 августа 2010 года.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики взысканы в пользу Петровой Л.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей, расходы на оформление нотариально удостоверенной доверенности в размере 500 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики Дмитриевой М.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Петровой Л.А. по доверенности Камаловой Л.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Петрова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (Государственное учреждение) Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования истица мотивирует тем, что решением № 5917 от 09 августа 2010г. ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему медицинскую деятельность, в связи с недостаточностью стажа. Ответчик исключил из подсчета стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период работы в должности воспитателя детского сада. Кроме того, ответчик включил в стаж период нахождения в отпуске по беременности и родам календарно, тогда как, по мнению истицы, данный период подлежал включению в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев. Истица просит признать незаконным решение ответчика от 09.08.2010г., обязать ответчика досрочно назначить пенсию с момента возникновения права на ее назначение и взыскать судебные расходы.
Суд рассмотрел дело в отсутствие истицы, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Камалова Л.А. заявленные требования поддержала. Пояснила, что период работы в должности воспитателя детского сада подлежит включению в медицинский стаж на основании законодательства, действующего в спорный период. Просила при определении стажа принять во внимание заявление истца о включении в стаж периода работы в должности воспитателя детского сада с учетом данных по заработной плате за период её медицинской деятельности за 2000-2001 г.г.
Представитель Управления Дмитриева М.А. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие у истицы требуемого специального стажа на момент обращения за назначением пенсии.
Суд вынес вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске ввиду неправильного применения судом норм пенсионного законодательства. Ответчик оспаривает законность включения судом в стаж осуществления медицинской деятельности для назначения досрочной пенсии периодов работы истицы в педагогической должности. Указывает на незаконность применения судом к периодам, имевшим место до 01 октября 1993г., двух способов правового регулирования: Положения и Перечня от 17.12.1959 года № 1397 к спорному периоду работы по педагогической должности и постановления СМ РСФСР от 06.09.1991г. №463 к периодам работы по медицинской должности, исчисленным ответчиком в льготном порядке. Полагает незаконным включение судом периодов нахождения на курсах повышения квалификации и включение в льготном порядке периода отпуска по беременности и родам. Оспаривает взыскание с ответчика судебных расходов.
В возражениях на кассационную жалобу представитель истицы приводит доводы о законности и обоснованности решения суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, спорными периодами, не включенными ответчиком в медицинский стаж истицы, являются:
периоды обучения на курсах повышения квалификации с 18 ноября 1996 г. по 27 декабря 1996 г., с 28 августа 2001 г. по 24 сентября 2001 г., с 22 мая 2006 г. по 19 июня 2006 г.
Период работы истицы в должности воспитателя детского сада совхоза «Восточный» с 10 ноября 1987 г. по 27 августа 1991 г. (3 года 9 месяцев 18 дней) Управлением в оспариваемом решении не анализировался.
Кроме того, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 мая 1993 г. по 4 сентября 1994 г. включен ответчиком в календарном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части включения периодов нахождения на курсах повышения квалификацииВ соответствии со ст.112 КЗоТ РСФСР, ст.187 ТК РФ (действующими в спорные периоды) за работником в указанный период сохранялось как место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации», утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 № 781, отсутствуют.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что при включении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, работы воспитателем детского сада, а также при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии, судом допущены нарушения норм материального права.
Требования о включении периодов работы в указанных должности воспитателя детского сада в медицинский стаж основаны истицей на Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утвердившем «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» и «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Положение и Перечень от 17декабря 1959г. №1397).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, в определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, от 06 марта 2003 года № 107-О, возможно применение указанного постановления к периоду работы воспитателем детского сада до 01 октября 1993 года, т.е. до его признания недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Работа истицы в качестве воспитателя детского сада подлежала включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, на основании подраздела 4 раздела 1 Перечня от 17 декабря 1959 г. № 1397).
Возможность включения в медицинской стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов осуществления педагогической деятельности следует из пункта 4.1. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее Инструктивное письмо № 1-63-И). Так, в названной норме допускается суммирование времени работы в должностях, перечисленных как в разделе 1, так и в разделе 2 Перечня от 17.12.1959 года № 1397. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Продолжительность стажа, требуемого для назначения пенсии, определяется в зависимости от того, по какой должности взят заработок для ее исчисления.
В судебном заседании представитель истицы представила заявление, в котором истица просила включить в медицинский стаж спорный период с учетом данных по заработной плате за периоды выполнения ею медицинской работы с 2000г. по 2001г. Таким образом, принимая во внимание указанное волеизъявление истца, судебная коллегия соглашается с возможностью зачета периодов работы в педагогической должности в стаж работы по медицинским должностям.
Соглашается судебная коллегия и с возможностью исчисления периода отпуска по беременности и родам в том же порядке, что и периода работы, в течение которой отпуск был предоставлен, поскольку период нахождения в отпуске по беременности и родам является периодом временной нетрудоспособности и гарантией сохранения трудовых отношений с работником.
Вместе с тем, оценивая спорные периоды, имевшие место до 01 октября 1993г. (в период действия Постановления от 17 декабря 1959 г. №1397), суд не учел, что ответчик в решении от 09 августа 2010г. включил периоды работы истицы, также имевшие место в этот период, а именно: с 1 августа 1982 г. по 20 октября 1987 г., с 16 сентября 1991 г. по 24 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры нейрохирургического отделения стационара Медико-санитарной части № 7 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464 и исчислил их в льготном порядке - 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Таким образом, суд применил к одному периоду, протекавшему до 01 октября 1993г., одновременно два разных способов правового регулирования: Постановления от 17 декабря 1959г. № 1397 и Постановления от 06 сентября 1991г. № 464, что не соответствует пенсионному законодательству. Периоды работы, имевшие место до 01 октября 1993г., подлежали оценке либо на основании Постановления от 17 декабря 1959г. № 1397, либо на основании Постановления от 06 сентября 1991г. № 464.
При оценке периодов работы истицы до 01 октября 1993г. на основании Постановления от 17 декабря 1959г. №1397 подлежат включению периоды:
- работы в должности воспитателя детского сада с 10 ноября 1987г. по 27 августа 1991г. в календарном порядке;
- работы в должности медицинской сестры нейрохирургического отделения стационара МСЧ № 7 с 1 августа 1982 г. по 20 октября 1987 г., с 16 сентября 1991 г. по 24 декабря 1992 г. в календарном порядке, поскольку Постановление от 17 декабря 1959г. №1397 не предусматривает льготный порядок исчисления стажа медицинским работникам в отделениях хирургического профиля стационаров;
- нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 мая 1993 г. по 4 сентября 1994 г. в календарном порядке, как и периоды работы, в течение которых они предоставлены.
При подсчете исчисленного на основании Постановления от 17 декабря 1959г. №1397 стажа до 01 октября 1993г. и суммировании его с периодами нахождения на курсах повышения квалификации, а также с остальными периодами, имевшими место после 01 октября 1993г. и включенными ответчиком в решении от 09 августа 2010г., стаж истицы не достигает требуемого законом стажа 30 лет.
Если оценивать периоды работы истицы до 01 октября 1993г. на основании постановления Совета Министров РФСФР от 06 сентября 1991г. № 464, то включению в стаж подлежат периоды:
- работы в должности медицинской сестры нейрохирургического отделения стационара МСЧ № 7 с 1 августа 1982 г. по 20 октября 1987 г., с 16 сентября 1991 г. по 24 декабря 1992 г. в льготном порядке, как 1 год за 1 год 6 месяцев;
- нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 мая 1993 г. по 4 сентября 1994 г. также в льготном порядке как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Период же работы в должности воспитателя детского сада с 10 ноября 1987г. по 27 августа 1991г. включению в медицинский стаж не подлежит.
При суммировании исчисленных подобным образом периодов с периодами нахождения на курсах повышения квалификации и с иными включенными ответчиком периодами после 01 октября 1993г., требуемый 30-летний стаж истицей также не достигнут.
С учетом изложенного, право на пенсию у истицы не возникло ни на момент обращения за назначением пенсии, ни на момент вынесения решения Управлением, ни на момент вынесения решения судом. При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, но судом неверно применены нормы материального права, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Петровой Л.А.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2010 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Петровой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики №5917 от 9 августа 2010 г. об отказе в досрочном назначении Петровой Л.А. трудовой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности досрочно назначить ей трудовую пенсию отказать.
Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: