Судья Долгополова Ю.В. Дело № 33-3380
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Головкова Л.П.,
судей Смирновой Т.В., Шаровой Т.В.,
при секретаре Афанасьевой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 октября 2010 года частную жалобу представителя Министерства финансов РФ Х.С.М.
на определение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 сентября 2010 года,
которым оставлено без удовлетворения заявление Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.В., объяснения представителя Управления Федерального казначейства по УР Х.С.М., поддержавшего доводы частной жалобы, объяснения представителей: Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР - И.О.Н. и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - И.Л.Х., полагавших частную жалобу подлежащей удовлетворению, представителя С.А.Ф. - Р.А.В., полагавшего определение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее по тексту - Минфин РФ в лице УФК по УР) обратилось в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда от 24 марта 2005 года по иску С.А.Ф. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям УР (далее по тексту - МЧС УР), Казне РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) о взыскании суммы.
Требования мотивированы тем, что указанным решением с МЧС России в пользу С.А.Ф. взыскана сумма в размере <...> руб. для приобретения в собственность жилого помещения в виде отдельной квартиры с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В 2004 году обеспечение жильем граждан во исполнение норм Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» осуществлялось в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Начиная с 2006 года обеспечение жильем граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате аварий и приравненных к ним лиц, осуществляется по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» путем выдачи сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Исполнение решения в том виде, в котором указано в решении суда, затрудняет исполнение судебного акта в указанном в нем порядке и нарушает права взыскателя на судебную защиту, в связи с чем Минфин РФ в лице УФК по УР просит изменить способ и порядок его исполнения следующим образом.
Обязать Минстрой УР заключить с С.А.Ф. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Минстроя УР денежные средства в размере <...> руб. для осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья С.А.Ф.
Перечисление взысканных с Минфина России за счет средств казны РФ денежных средств для осуществления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для С.А.Ф. производить на счет, открытый Минстрою УР в учреждении Банка России или кредитной организации на балансовом счете «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений».
Минстрою УР при предъявлении С.А.Ф. договора купли-продажи на приобретение жилья или договора на участие в долевом строительстве, произвести социальную выплату С.А.Ф. за счет средств федерального бюджета в размере <...> руб., полученных из Минфина России, путем перечисления средств продавцу жилья или застройщику. После предоставления средств истцу Минстрой УР обязан направить в Минфин России копию платежного поручения на перечисление средств по исполнительному листу, заверенному надлежащим образом.
В судебном заседании представитель УФК по УР Х.С.М. требования поддержал.
Представители: Минстроя УР -И.О.Н. и МЧС УР - И.Л.Х. полагали заявление подлежащим удовлетворению.
Истец С.А.Ф. в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения суда без его участия.
Представитель истца С.А.Ф. - Р.А.В. полагал заявление Минфина РФ в лице УФК по УР не подлежащим удовлетворению.
Суд вынес вышеуказанное определение.
В частной жалобе представитель Министерства финансов РФ просит определение отменить, заявление удовлетворить, считает, что определение принято с существенным нарушением норм материального права. Вывод суда о том, что заявление Минфина России направлено на изменение существа обязательства, не соответствует действительности, так как в конечном итоге истец получил бы выплату за счет средств бюджета в объеме, определенном решением суда от 24 марта 2005 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что определение необходимо оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 24 марта 2005 года удовлетворены исковые требования С.А.Ф. к МЧС УР, казне РФ, МЧС России о взыскании суммы.
С МЧС УР из средств, поступающих из МЧС России, казны РФ на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, в пользу С.А.Ф. взыскана сумма <...> руб. для приобретения в собственность жилого помещения в виде отдельной квартиры в г. Ижевске.
При отсутствии или недостаточности у МЧС УР указанных средств обязанность по их выплате возложена в субсидиарном порядке на МЧС России, а при отсутствии или недостаточности указанных средств у МЧС России - в субсидиарном порядке на казну РФ.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе изменить способ и порядок его исполнения.
Отказывая Минфину РФ в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно указал, что решением суда установлен порядок его исполнения, в соответствии с которым обязанность по выплате С.А.Ф. денежных средств на приобретение жилья, была возложена на МЧС УР и в субсидиарном порядке на МЧС России и казну РФ.
Минстрой УР не являлся лицом, участвующим в деле, решением суда обязанность на Минстрой УР по выплате С.А.Ф. денежных средств на приобретение жилья, не возлагалась.
Удовлетворение заявления Минфина РФ и возложение обязанности по выплате указанных средств С.А.Ф. на Минстрой УР, по сути, приведет к изменению существа и содержания принятого по делу судебного решения, что в соответствии с ч.1 ст.200 ГПК РФ недопустимо.
При таких обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным.
Доводы частной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им в определении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 9 сентября 2010 года оставить без изменения.
Частную жалобу представителя Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Головков
Судьи Т.В. Смирнова
Т.В. Шарова