В иске о предоставлении другого жилого помещения отказано необоснованно, поскольку дом признан аварийным в ранее действовавшем порядке, наймодатель не исполнил обязанность по предоставлению гражданам другого жилого помещения взамен непригодного.



Судья Нургалиев Э.В.                                                 Дело № 33-427/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Стяжкина С.Л.,

судей Солоняк А.В., Рябова Д.В.,

при секретаре Елхове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 14 февраля 2011 года дело по кассационной жалобе Е.А.Е., Е.Г.В., Е.Е.А. на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 14 декабря 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Е.А.Е., Е.Г.В., Е.Е.А. к администрации МО «Камбарский район» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, о выплате денежные средства на приобретение квартиры, отказано в полном объеме;

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Е.А.Е., Е.Г.В. и Е.Е.А. обратились в суд с исками к ответчику Администрации МО «Камбарский район» с требованиями о предоставлении благоустроенного жилого помещения (квартиры) в г.Камбарка до 20 сентября 2010 года; о выплате денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 28500 рублей за 1 квадратный метр в срок до 20 сентября 2010 года, в случае отсутствия другого жилого помещения у администрации Камбарского района.

Определением суда от 15.11.2010 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истцы уточнили требования и просили предоставить на всю семью жилое помещение исходя из 11 кв.м. общей площади на 1-го человека. Исковые требования мотивированы тем, что они занимают квартиру в муниципальном жилом фонде по адресу: <адрес>. Дом находится в оперативном управлении муниципального учреждения «ЕСМЗ Камбарского района». Указанное жилое помещение предоставлено отделом ЖКХ Администрации Камбарского района нанимателю Е.А.Е. для проживания с членами семьи на основании договора найма жилого помещения от 14 мая 1998 года. <адрес> является аварийным, жилое помещение - непригодным для проживания, что установлено комиссиями. Проживание в доме невозможно, потолок обвалился, протекает крыша, сгнили половые перекрытия и т.д.

Правовым основанием иска истцы указывают положения ст.ст.2, 57, 85, 86, 87 ЖК РФ, ст.40 Конституции РФ и ст.12 ГК РФ.

Истцы Е.А.Е., Е.Г.В. и Е.Е.А. в судебном заседании на иске настаивали.

Представитель ответчика Администрации МО «Камбарский район» Л.М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что дом аварийным и непригодным для проживания в установленном законом порядке не признан.

Суд постановил вышеуказанное решение об отказе в иске.

В кассационной жалобе истцы Е.А.Е., Е.Г.В. и Е.Е.А. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что выводы суда 1 инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истца, являются неверными. Суд неправильно применил нормы материального права, дал неправильную оценку обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части, в которой отказано в удовлетворении требований истцов о предоставлении им ответчиком другого жилого помещения в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в соответствии с договором найма жилого помещения от 14 мая 1998 года отдел ЖКХ Администрации Камбарского района предоставил Е.А.Е. и членам его семьи в бессрочное пользование изолированное жилое помещение (в тексте именуется спорным жилым помещением), которое состоит из 2-х комнат в отдельной квартире общей площадью 32,4 кв.м. по адресу: <адрес> (том 3, л.д.9).

Согласно поквартирной карточке № 8042 от 11.11.2010 г. по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства: наниматель Е.А.Е. с 10.06.1976 года, жена нанимателя Е.Г.В. с 20.06.1984 года, сын нанимателя Е.Е.А. с 06.08.1999 года (том 1, л.д.6).

Распоряжением Администрации Камбарского района № 69 от 25 июня 2002 года создана постоянно действующая комиссия в целях оценки степени износа жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, определения и признания их ветхого или аварийного состояния (том 3, л.д.45).

Актом обследования технического состояния от 11.07.2002 года комиссия признала дом по адресу: <адрес>, аварийным, требующим срочного комплексного капитального ремонта (том 3,л.д.10).

Постановлением Администрации Камбарского района № 633 от 29.11.2006 года образована районная межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (том 3, л.д. 28).

Спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности МО «Камбарский район».

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении МНУ ЕСМЗ Камбарского района.

Другого жилого помещения в собственности либо в пользовании по договору социальному найму у Е.А.Е., Е.Г.В. и Е.Е.А. не имеется, Е.Г.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.

На момент рассмотрения спора истцы в жилом помещении фактически не проживают.

Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются письменными доказательствами и по существу сторонами не оспариваются.

При разрешении спора суд руководствовался положениями Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п.1.ч.2 ст.57 ЖК РФ, гражданам жилые помещения которых признаны в установленного порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам с социального найма.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: п.3 жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст.87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Суд пришёл к выводу, что в установленном законом порядке, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" спорное жилое помещение непригодным для проживания не признано; в Постановлении Администрации Камбарского района от 31.12.2008 года № 771 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» дом по адресу: <адрес>, не указан в перечне признанных аварийными и подлежащими сносу домов.

Давая оценку акту обследования технического состояния жилого дома от 11 июля 2002 года, суд установил и указал, что акт составлен межведомственной комиссией, состав которой был утвержден распоряжением Администрации Камбарского района УР от 25.06.2002 года № 69, однако, межведомственная комиссия не признала жилой дом непригодным и не подлежащим ремонту, а указанный акт комиссии не утверждён решением исполкома Совета народных депутатов в соответствии с пунктом 3.4. и приложением №4 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529, и, следовательно, указанный акт не порождает у ответчика обязанности по предоставлению истцам другого жилого помещения.

С оценкой доказательств суда 1 инстанции судебная коллегия согласиться не может и считает её неверной по следующим причинам.

Как правильно установил суд 1 инстанции, <адрес>, в котором находится занимаемое истцами по договору социального жилое помещение, признан аварийным согласно акту от 11 июля 2002 года постоянно действующей комиссии, возглавляемой заместителем Главы администрации Камбарского района. Состав указанной комиссии соответствует составу межведомственной комиссии, предусмотренному п.3.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529).

Согласно акту от 11.07.2002 года спорный дом деревянный, одноэтажный, двухквартирный, 1957 года постройки. Капитальный ремонт не производился. Фундамент дома раскрошился и осел в средней части дома, нижние три ряда сруба сгнили, балки пола и потолка потеряли несущую способность, пол и потолок прогнулись, печи требуют перекладки, электроснабжение и проводка требуют замены, кровля протекает, железо на кровле проржавело.

Вышеописанное в акте состояние дома позволило межведомственной комиссии признать его аварийным.

По смыслу положений пп. «д» п.2.3 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529) аварийные дома, то есть дома, в которых существует угроза аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания, являются непригодными для проживания.

То есть акт комиссии от 11.07.2002 года следовало расценивать как акт, которым <адрес> признан непригодным для проживания. В силу п.2.4 указанного Положения жилые помещения в таком доме также являются непригодными для проживания.

Согласно вышеуказанному «Положению по оценке непригодности жилых домов…», действующему на тот период, рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (п.1.2), решение вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений, либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, должно приниматься в установленном законодательством порядке на основании соответствующих нормативных документов и не регламентируется указанным Положением. (п.1.3).

Согласно п.3.5. решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке. В случае необходимости немедленного расселения граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо оформлять в день получения акта комиссии или протокола обследования строительных конструкций.

Как следует из материалов дела, несмотря на то, что межведомственная комиссия вынесла акт об аварийности дома (непригодности его для проживания), администрация Камбарского района в нарушение п.1.3,3.5 указанного Положения не приняла какого-либо распоряжения (постановления) об утверждении акта комиссии и не разрешила вопрос ни о проведении капитального ремонта, ни о сносе, ни о расселении жильцов дома, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации Камбарского района.

Из материалов дела следует, что истцы в связи с непригодностью жилого помещения для проживания были вынуждены выехать из занимаемого жилого помещения в 2002 году, проживать в иных местах; до настоящего времени другого жилого помещения для постоянного проживания не имеют.

Как следует из актов жилищно-эксплуатационной организации от 26.02.2004 года (том 3,л.д.8), от 10.09.2010 года (том3, л.д.20), дом и жилые помещения в нём в состояние, пригодное для проживания, не приведены; капитальный или иной ремонт дома и жилого помещения истцов после 2002 года также не производился. Согласно акту МНУ «ЕСМЗ Камбарского района» от 10.09.2010 года на момент разрешения спора потолок в квартире истцов провалился, печь разобрана, электропроводка снята, рамы и стекла разбиты, постройки ветхом состоянии.

Указанные доказательства свидетельствует о невозможности использовать жилое помещение для проживания до настоящего времени.

Жилое помещение находится в собственности муниципального образования «Камбарский район», Администрция Камбарского района является наймодателем жилого помещения, занимаемого истцами. Жилой дом пришёл в аварийное состояние еще до введения в действие ЖК РФ, в связи с чем у суда имелись основания для применения положений Жилищного Кодекса РСФСР.

В соответствии с ранее действовавшим ЖК РСФСР помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям. (ст.40) Ремонт и эксплуатация жилого фонда должна осуществляться с обязательным соблюдением единых правил по эксплуатации и ремонту жилого фонда жилищно-эксплуатационными организациями (ст.144 ЖК РСФСР).

В силу ст.140 ЖК РСФСР государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны заботиться о сохранности жилищного фонда и повышения его благоустройства.

Согласно ст.141 ЖК РСФСР наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Администрация Камбарского района, не осуществляя надлежащее содержание дома, не предпринимая мер к приведению жилья в пригодное состояние, не производя капитальный ремонт дома и не решая вопросов о сносе дома и расселении жильцов, в результате своего бездействия фактически лишила истцов жилья, нарушив их жилищные права.

В силу ст.93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу вышеуказанных норм обязанность по предоставлению другого жилого помещения возникла у наймодателя администрации Камбарского района до введения в действие ЖК РФ и не была им исполнена до настоящего времени.

Отношения сторон вытекает из действующего договора социального найма, заключенного между сторонами, не прекращены, и, соответственно, обязанность по предоставлению другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, также не прекращена. Принятие Жилищного Кодекса РФ не освобождает ответчика от исполнения этой обязанности.

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований истцов о предоставлении им другого благоустроенного жилого помещения у суда 1 инстанции не имелось, принятое решение в этой части подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены с достаточной полнотой, судебная коллегия считает возможным принять в этой части по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Поскольку вопрос по предоставлению другого жилого помещения разрешается в период действия ЖК РФ, то жилое помещение, которое подлежит предоставлению истцам, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.89 ЖК РФ: другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям города Камбарки, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, имевшему общую площадью 32,4 кв.м., отвечать установленным требованиям и находиться в границах населенного пункта г.Камбарка.

Выводы суда о том, что срок исковой давности для защиты истцами нарушенного права не истёк, являются правильными.

Отношения по договору социального найма спорного жилого помещения носят бессрочный и длящийся характер, данные отношения не прекращены и не расторгнуты. Отношения по предоставлению другого жилого помещения нанимателю и членам его семьи вытекают из отношений по действующему договору социального найма жилого помещения в <адрес>. Из обстоятельств дела и представленных доказательств следует, что до обращения истцов в суд ответчик не заявлял истцам о непризнании их права на предоставление другого жилого помещения, не заявлял об отказе в предоставлении им другого жилого помещения, что также подтверждается письмами администрации Камбарского района от 16.12.2009 года в адрес граждан, в которых ряду лиц, в том числе Е.Г.В. предлагается другое жилое помещение. Обращение истца в суд обусловлено не отказом ответчика предоставить другое жилое, а длительным неисполнением ответчиком обязанности по предоставлению истцам другого жилого помещения.

При указанных обстоятельствах оснований считать истекшим срок исковой давности по смыслу п.1 ст.200 ГК РФ не имелось.

Требование о выплате денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 28500 рублей за 1 квадратный метр в срок до 20 сентября 2010 года в случае отсутствия жилого помещения у администрации Камбарского района судом 1 инстанции правомерно оставлено без удовлетворения, как не основанное на законе.

Таким образом, решение суда в той части, в которой требования истцов о предоставлении им другого благоустроенного жилого помещения оставлены без удовлетворения, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в этой части.

Кассационная жалоба содержит обоснованные доводы и подлежит удовлетворению.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 14 декабря 2010 года отменить в части, в которой исковые требования Е.А.Е., Е.Г.В., Е.Е.А. к администрации муниципального образования «Камбарский район» о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения оставлены без удовлетворения.

В этой части вынести по делу новое решение, которым исковые требования Е.А.Е., Е.Г.В., Е.Е.А. к администрации муниципального образования «Камбарский район» о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Камбарский район» предоставить Е.А.Е., Е.Г.В., Е.Е.А. по договору социального найма другое жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Камбарки, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью 32,4 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, в границах населенного пункта г.Камбарка.

В остальной части решение Камбарского районного суда УР от 14 декабря 2010 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу Е.А.Е., Е.Г.В. и Е.Е.А. удовлетворить.

Председательствующий     С.Л.Стяжкин

Судьи                                                                          Д.В.Рябов

        А.В.Солоняк