Судья Черединова И.В. Дело № 33- 250-11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Стяжкина С.Л.,
судей Рябова Д.В., Пономаревой А.В.,
при секретаре Утробине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 31 января 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Л.Н.Н.- Г.Л.В.
на решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 2 декабря 2010 года, которым отказано в удовлетворении требований Л.Н.Н. в признании распоряжения Администрации Устиновского района г. Ижевска незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Пономаревой А.В., объяснения представителя Л.Н.Н. - Г.Л.В. (доверенность от 22 сентября 2010 года, сроком действия на три года), поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Н.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Устиновского района г. Ижевска № 1347 от 10 сентября 2010 года, которым ей отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета. Просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет на улучшение жилищных условий на основании ФЗ «О ветеранах».
Требования мотивированы тем, что она является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны. С 22 июня 1973 года с Л.В.С. они проживали в <адрес> В связи со смертью 18 мая 2004 года Л.В.С. она снялась с регистрационного учета в 2004 года в <адрес> и с 13 июля 2004 года встала на регистрационный учет по адресу: <адрес> где проживает ее дочь Г.Л.В.. Переезд в г. Ижевск обусловлен невозможностью самообслуживания в силу преклонного возраста, болезней. Она также зарегистрирована по месту пребывания: <адрес> на срок с 10 июля 2006 года по 10 июля 2011 года. Земельный участок и дом в <адрес> она продала фактически в 2004 году.12 августа 2010 года обратилась в Администрацию Устиновского района г. Ижевска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета. Распоряжением главы Администрации Устиновского района от 10 сентября 2010 года ей отказано в постановке на учет, по причине превышения учетной нормы для признания семьи нуждающейся в жилом помещении, а также в связи с тем, что жилой дом в <адрес> отчужден с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ей разъяснено, что она может быть поставлена на учет не ранее чем через пять лет после продажи жилого дома. Считает отказ необоснованным, поскольку намерений ухудшить жилищные условия не имела. В связи с преклонным возрастом вынуждена была приехать в г. Ижевск, поскольку здесь проживают ее родственники. Квартира, расположенная в г. Ижевске, состоит из 3 комнат, площадью 59,8 кв.м, в ней зарегистрировано 5 человек. В квартире проживает две семьи. Доля жилой площади на каждого проживающего составляет 11,9 кв.м, в то время как обеспечение жильем согласно Закону РФ «О ветеранах» производится исходя из 18 кв.м.
В судебном заседании представители Л.Н.Н..- Г.Л.В. Г.Л.В. требования поддержали. Дополнительно пояснили, что 1/2 доля квартиры по <адрес> принадлежит правнучке заявителя - Г.Л.В.., членом семьи которой заявитель не является. Г.Л.В..-дочери заявителя- принадлежит 1/2 доля квартиры. От 1/2 доли квартиры, принадлежащей Г.Л.В.., на членов ее семьи приходится по 9,9 кв.м на одного человека.
Представитель Администрации Устиновского района и Администрации г. Ижевска-Л.Н.Н. возражала против удовлетворения требований заявителя.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Л.Н.Н..- Г.Л.В. просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Основаниями для отмены указывает несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Суд пришел к верному выводу о том, что заявитель имеет право на обеспечение жильем согласно Закону РФ «О ветеранах», однако не учел, что в квартире по <адрес> проживают фактически две семьи. Заявитель является членом семьи собственника Г.Л.В.. Членом семьи Г.Л.В. является и супруг Г.Д. Общая площадь на семью составляет 29,9 кв. м, что является менее учетной нормы общей площади жилого помещения, приходящееся на каждого члена семьи Г.Л.В.. Заявитель членом семьи внучки и правнучки не является. Суд данное обстоятельство не учел и не дал этому правовую оценку. Суд пришел к неверному выводу о том, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав принадлежащий ей жилой дом и земельный участок. Однако суд не учел, что Л.Н.Н. вынуждена была уехать из <адрес> и продать свой дом, так как у нее там нет родственников и в силу преклонного возраста и заболеваний она не могла оставаться проживать одна в доме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников кассационного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Л.Н.Н.. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Л.В.С. С 2004 года Л.Н.Н. проживает в г. Ижевске, имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Общая площадь квартиры 59,8 кв.м.
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире зарегистрированы: Г.Л.В..-квартиросъемщик, муж Л.В.С..,дочь Л.Н.Н.., внучка К.Л.В..,мать Л.Н.Н.
Г.Л.В.. и несовершеннолетняя К.Л.В. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес> по 1/2 доле каждая. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Л.Н.Н.. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 10 июля 2006 года по 10 июля 2011 года. Собственником указанной квартиры и земельного участка является Л.Н.Н.
Согласно справке Мензелинского участка МРФ № 9 РГУП БТИ РТ от 1 сентября 2010 года по состоянию на 1 января 2000 года, за Л.Н.Н. на праве собственности зарегистрирован жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. По данным инвентаризации на 24 июня 2004 года физический износ дома составлял 52 процента.
Согласно уведомлению УФРС по РТ на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 28 июня 2007 года, зарегистрированного УФРС по РТ 20 июля 2007 года за № 16-16-04/008/2007-021, право собственности за Л.Н.Н. прекращено.
Согласно расписке от 29 июня 2004 года Л.Н.Н. получила от Л.Н.Н.. <данные изъяты> за проданный ей дом и земельный участок.
12 августа 2010 года Л.Н.Н. обратилась с заявлением в Администрацию Устиновского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для предоставления единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением главы Администрации Устиновского района г. Ижевска № 1347 от 10 сентября 2010 года Л.Н.Н. отказано в постановке на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, для предоставления единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что общая площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована Л.Н.Н.., превышает учетную норму для признания семьи нуждающейся в жилом помещении; Л.Н.Н.. фактически проживает в <адрес>; не истек пятилетний срок с момента продажи ею жилого дома и земельного участка в г. <адрес> в 2007 году.
Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Л.Н.Н.. имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ « О ветеранах», по обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Данный вывод судебная коллегия находит правильным, поскольку в подпункте 4 пункта 1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий после января 2005 года предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. То есть указанные лица, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилье предоставляется нуждающимся по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Городской думы г. Ижевска от 28 июля 2005 года установлена на территории г. Ижевска учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Л.Н.Н.., исходил из того, что оснований для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении не имеется, так как она обеспечена жилой площадью, обеспеченность составляет 11.9 кв.м, что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный вывод судебная коллегия находит верным.
Как следует из материалов дела, согласно поквартирной карточке, Л.Н.Н.. зарегистрирована по <адрес> 23 июля 2004 года. Отношение к нанимателю Г.Л.В. указано- «мать». Регистрация Л.Н.Н.. произведена после того, как квартира была передана в собственность квартиросъемщику Г.Л.В. и ее несовершеннолетней внучке К.Л.В.
Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.
Исходя из материалов дела, судебная коллегия приходит к выводу, что собственники жилого помещения вселили Л.Н.Н. в качестве члена своей семьи, что подтверждается ее регистрацией в указанном жилом помещении. Доказательств отсутствия согласия собственников на регистрацию К.Е.Д. материалы дела не содержат. Состав членов семьи не является закрытым и необязательно должен основываться на родственных отношениях с собственником и на ведении общего хозяйства. Достаточным является факт того, что собственник жилого помещения вселил данное лицо в качестве члена своей семьи. Материалами дела подтверждено, что вселение Л.Н.Н. в качестве члена семьи произведено с согласия собственника Г.Л.В..-дочери заявителя. В интересах несовершеннолетнего собственника К.Л.В. действовала ее мать- К.Е.Д.., которая не возражала против вселения Л.Н.Н.. в жилое помещение. Доказательств остутствия согласия представителя несовершеннолетнего собственника на вселение в жилое помещение материалы дела не содержат. Данные обстоятельства также подтверждают, что Л.Н.Н. является членом семьи обоих собственников. При таких обстоятельствах утверждения кассатора о том, что Л.Н.Н. является членом семьи только Г.Л.В.. и не является членом семьи своей правнучки К.Л.В.., несостоятельны.
Таким образом, с учетом общей площади жилого помещения 59,9 кв.м, что составляет 11.96 кв.м на одного члена семьи, основания для признания Л.Н.Н. нуждающейся в жилом помещении отсутствуют.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что распоряжение главы Администрации Устиновского района г. Ижевска № 1347 от 10 сентября 2010 года законно и обоснованно, является правильным.
Вместе с тем довод жалобы об умышленном, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях ухудшении истцом своих жилищных условий, является надуманным, поскольку таких выводов судебное решение не содержит.
Также суд верно указал, что регистрация Л.Н.Н. по месту пребывания не лишает ее права на постоянное проживание в спорном помещении и, соответственно, на обращение в Администрацию Устиновского района г. Ижевска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет при наличии иных оснований.
При таких обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 2 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Л.Н.Н.- Г.Л.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи