пенсия штурману первого класса может быть увеличена только в случае ухода на пенсию по выслуге лет с этой должности



Судья Некрасов Д.А. Дело <данные изъяты>

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Коробейниковой Л.Н.,

судей Анисимовой В.И. и Глуховой И.Л.,

при секретаре Елхове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 24 января 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 в лице его представителя по доверенности ФИО2 на решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 29 октября 2010 года, которым

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет ранее назначенной пенсии в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 года путем увеличения на 30% с 29 мая 2000 года, а также в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ №288 от 12 июля 2007 года, путем увеличения на 45% с 01 января 2006 года отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., представителя истца Халитовой Е.А. по доверенности от 25.02.2010г. сроком на три года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Лекомцев В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Октябрьского района г. Ижевска о перерасчет ранее назначенной пенсии. В обоснование иска указано, что является военным пенсионером с 1990 года, до выхода на пенсию проходил военную службу в ВС СССР с 20 августа 1970 года по 22 мая 1990 года, в том числе с августа 1970 года по июль 1984 года в качестве штурмана первого класса. Полагает, что имеет право на увеличение пенсии в связи с увеличением денежного довольствия по указанной должности в размере 30% с 29 мая 2000 года, согласно пункту 2 Приказа Министерства обороны РФ №394 от 27.07.2000г. На его заявление от 14 ноября 2000 года о таком перерасчете пенсии ответчик не ответил отказом, однако и перерасчет пенсии не произвел. Истец считает, что Военным комиссариатом УР нарушено его право на перерасчет пенсии с учетом его классификации, согласно Приказу Министерства обороны РФ №394. Кроме того, истец полагает, что согласно пункту 1 Приказа Министерства обороны РФ №288 от 12.07.2007г. он имеет право на увеличение пенсии в размере 45% с 1 января 2006 года. На основании изложенного истец просил обязать Военный комиссариат Октябрьского района г. Ижевска произвести перерасчет ранее назначенной пенсии в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 года, путем увеличения на 30% с 29 мая 2000 года, а также в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ №288 от 12 июля 2007 года - путем увеличения на 45% с 01 июня 2006 года.

Определением суда от 21 июня 2010 года по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Военного комиссариата Октябрьского района г. Ижевска, надлежащим - Военным комиссариатом УР.

В судебном заседании истец, его представитель по доверенности Халитова Е.А. на заявленных исковых требованиях настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Протопопов П.А. исковые требования не признал.

Суд вынес вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, как основанное на неправильном применении и толковании положений абз. 2 пп. «а» п. 9 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993г. №941, п. 2 Приказа Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 г., п. 1 Приказа Министерства обороны РФ №288 от 12 июля 2007 г. Не согласен с выводами суда о том, что действие вышеуказанных приказов Министерства обороны РФ на него не распространяется.

Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.

Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка.

Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела, а также из материалов пенсионного дела истца, представленного в суд кассационной инстанции, истец уволен с военной службы 01 июня 1990 года по сокращению штатов с должности ведущего инженера военного представительства Министерства обороны РФ.

Со 2 июня 1990 года ему назначена пенсия, как военному пенсионеру Министерства обороны РФ, в размере 71%, исходя из выслуги в 27 лет, должностного оклада по последней занимаемой штатной должности «ведущий инженер» и воинского звания «майор».

Приказом Министра обороны СССР от 27 мая 1979г. истцу присвоена квалификация «военный штурман первого класса».

Приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами №0593 от 09 июня 1984 года старший лейтенант Лекомцев В.А., штурман корабля-инструктор 43 Центра боевого применения и переучивания лётного состава, 1953 г. рождения, в ВС с 1970г., ВЛК признан негодным к летной работе, годным к военной службе, откомандирован по согласованию с командованием ГРАУ для последующего назначения в г. Ижевск по семейным обстоятельствам (л.д. 69).

В соответствии с приказом начальника ГРАУ МО №0100 от 10.07.1984г. истец назначен на должность младшего военного представителя 1672 военного представительства МО, затем с 26.01.1988г. - ведущего инженера указанного представительства.

Истец полагал, что назначенная ему, как военнослужащему Министерства обороны РФ, пенсия подлежит перерасчету на основании Приказов Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 года, №288 от 12 июля 2007 года, как военнослужащему, занимавшему должность штурмана первого класса и переведенному с данной должности по состоянию здоровья. Суд признал данные доводы истца не состоятельными. Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается в связи со следующим.

В соответствии со ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон №4468-1) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно положениям ст. 49 Закона №4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Во исполнение Закона РФ № 4468-1 Правительством РФ 22.09.1993г. принято постановление № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее постановление №941).

Пунктом 8 указанного постановления №941 установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Подпунктом «а» пункта 9 постановления №941 предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 постановления, уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

При этом абзацем вторым подпункта «а» пункта 9 постановления №941 установлены дополнительные гарантии социального обеспечения отдельных категорий офицеров, которые несли службу в особо экстремальных условиях. Так, данным подпунктом предусматривается, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

Из анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что при назначении пенсии ее исчисление производится из оклада по последней штатной должности и подлежит увеличению при увеличении того денежного довольствия, которое было учтено при исчислении пенсий соответствующих категорий военнослужащих.

При совокупности определенных условий, а именно: - перевод военнослужащего по состоянию здоровья или по возрасту с летной работы, - установление меньшего оклада, - наличия на день перевода выслуги для назначения пенсии, исчисление пенсии возможно по «лётной» должности до перевода.

Приказами Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 г., №288 от 12 июля 2007 г. предусмотрено повышение окладов по воинской должности летчикам (штурманам) первого класса и летчикам (штурманам) - инструкторам первого класса соответственно на 30% и на 45%.

Указанными приказами установлено также, что перерасчеты ранее назначенных пенсий осуществляются в заявительном порядке гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее воинские (штатные) должности лётного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям.

То есть, другими словами, перерасчет ранее назначенной пенсии в соответствии с этими приказами возможен, если пенсия начислена и выплачивается, исходя из оклада по штатным должностям лётного состава, непосредственно перечисленным в приказах.

Однако, пенсия истцу исчислена по последней занимаемой им штатной должности «ведущий инженер», не являющейся должностью лётного состава, из воинского звания «майор», с учетом выслуги в 27 лет. Таким образом, как правильно указал суд, приказы Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 г., №288 от 12 июля 2007 г. об увеличении окладов по штатной должности лётчик (штурман) первого класса, лётчик (штурман) - инструктор первого класса, основанием для увеличения пенсии истца не являются.

Следует указать, что все составляющие денежного довольствия определяются при назначении пенсии по выслуге лет. В том числе при назначении пенсии должно быть определено, из какого оклада (по последней занимаемой должности либо по лётной должности на момент перевода) исчисляется пенсия, при этом учитывается волеизъявление самого пенсионера. Пенсия по выслуге лет истцу назначена, исчислена пенсионным органом из оклада по последней занимаемой должности, с назначением такой пенсии истец был согласен. Действия пенсионного органа по исчислению пенсии, исходя из оклада по указанной должности, истцом не обжаловались, не признаны незаконными, не оспаривались данные действия и в настоящих исковых требованиях. При таких обстоятельствах, оснований для увеличения пенсии истца, путем применения приказов Министерства обороны РФ №394 от 27 июля 2000 г., №288 от 12 июля 2007 г. не имеется.

С учетом изложенного кассационная жалоба истца не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 29 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: Коробейникова Л.Н.

Судьи: Анисимова В.И.

Глухова И.Л.