Судья Бекмансурова З.М. Дело № 33-553
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Стяжкина С.Л.,
судей Пономаревой А.В., Рябова Д.В.,
при секретаре Бочкаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 21 февраля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе М.
на решение Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 3 декабря 2010 года,
которым в удовлетворении требований М. к Администрации г. Глазова, Управлению социальной защиты населения г. Глазова о признании членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на обеспечение за счет федерального бюджета жильем в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в Удмуртской Республике, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения представителя М.О..(по доверенности от 4 мая 21010 года, сроком на 3 года), поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Администрации г. Глазова о признании ее членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
Требования мотивировала тем, что в период с 1966 года по 15 июля 1990 года проживала совместно с участником Великой Отечественной войны О.П.. по адресу: <адрес>. В период совместного проживания с О.П.. вели с ним совместное хозяйство, имели общий бюджет. 15 июля 1990 года О.П. умер. Признание членом семьи участника Великой Отечественной войны необходимо ей для постановки на учет в Администрации г. Глазова в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, для получения мер социальной поддержки, установленной ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст.39 ГПК РФ неоднократно уточняла требования, окончательно просила признать ее членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны О.П.., признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать право на обеспечение за счет федерального бюджета жильем в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в УР.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения г. Глазова.
В судебное заседание истец М. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ее представитель О.. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Администрации г. Глазова в судебное заседание не явился, направил в суд письменные возражения, в которых указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения г. Глазова в судебное заседание не явился, ранее участвуя в судебном заседании, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что права и льготы предоставляются членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, указанным в ст.21 Федерального закона «О ветеранах» на основании удостоверения о праве на льготы. С вопросом об оформлении указанного удостоверения М. в Управление не обращалась.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе истец М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает, что суд необоснованно применил положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»; полагает доказанным факт ее нахождения на иждивении О.П.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец с 1966 года по 1990 год проживала с О.П.. по адресу: <адрес>. Вела с ним общее хозяйство. Брак между сторонами заключен не был.
О.П. являлся участником Великой Отечественной войны.
Согласно свидетельству о смерти О.П. умер 15 июля 1990 года.
Согласно справке Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе М.., <данные изъяты>, впервые 1 сентября 1976 года была установлена 2-ая группа инвалидности. Пенсия назначена в размере 110 рублей 74 коп.
Из трудовой книжки М. следует, что с 2 сентября 1976 года она уволена <данные изъяты> в связи с выходом на пенсию.
По справке, выданной Министерством социального обеспечения Кировской области, по заключению ВТЭК О.П..,<данные изъяты>, установлена 2-я группа инвалидности по общему заболеванию. По данным Управления Пенсионного фонда по Кировской области сведений о размере пенсии и дате ее установления гражданину О.П.. не имеется.
11 октября 2010 года М.. обратилась в Управление муниципального жилья Администрации г. Глазова с просьбой о постановке ее на учет как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны О.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Письмом от 20 октября 2010 года № 01-41/01464 Управления муниципального жилья Администрации г. Глазова М. отказано в предоставлении меры социальной поддержки, предусмотренной ст.21 Федерального закона «О ветеранах», ввиду отсутствия удостоверения, подтверждающего право на льготы.
Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляется, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Пунктом 1 ст.23.2 названного Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст. 14-19, 21 Закона «О ветеранах», то есть, в том числе и членов семей погибших участников Великой Отечественной войны.
Во исполнение ст. 23.2 указанного Закона Правительство РФ постановлением от 15 октября 2005 года № 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства УР от 1 марта 2010 года №55 утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в Удмуртской Республике.
В соответствии с данным постановлением мера социальной поддержки граждан по обеспечению жильем, установленная Федеральным законом «О ветеранах», предоставляется в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в Удмуртской Республике.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждении того, что она находилась на иждивении О.П.., тогда как наличие данного условия для применения в отношении нее меры социальной поддержки, установленной пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», является обязательным. Как верно указал суд первой инстанции, признание истца членом семьи и факт нетрудоспособности не являются достаточными для получения мер социальной поддержки, предусмотренной ст.21 Закона РФ «О ветеранах» При решении вопроса о нахождении истца на иждивении О.П. суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который устанавливает признаки нахождения члена семьи кормильца на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
Недоказанность факта нахождения истца на иждивении участника Великой Отечественной войны как необходимое условия для получения права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в Удмуртской Республике является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Основания и мотивы по которым суд пришел к выводам, изложенным в решении, подробно приведены в мотивировочной части решения и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции,и, по существу направлены на иное толкование норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Глазовского городского суда Удмуртской Республики от 3 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи