определение о назначении стационарной психиатрической экспертизы отменено, как постановленное с нарушением норм материального права



Судья Мелентьев Н.Н. Дело № 33-107

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,

судей Анисимовой В.И., Шаровой Т.В.,

при секретаре Батуевой А.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 31 января 2011 года гражданское дело по частной жалобе П.М.Г.

на определение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 6 октября 2010 года,

которым ходатайство представителя истца П.И.А. - С.Н.Я. о назначении стационарной судебно-психиатрической экспертизы удовлетворено.

Назначена по гражданскому делу по иску П.И.А. к П.А.А. о применении последствий ничтожной сделки стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, производство которой поручено врачам-экспертам Республиканской клинической психиатрической больницы, расположенной по адресу: <адрес>.

Экспертам разъяснены их права и обязанности в соответствии со ст.ст.85-86 ГПК РФ, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 Уголовного кодекса РФ.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

  1. Страдает ли П.М.Г. психическими заболеваниями или иным расстройством психического здоровья?
  2. Имелись ли у П.М.Г. какие-либо болезни или расстройство душевной деятельности в июле 2009 года (на момент совершения сделки дарения квартиры)?
  3. Могла ли понимать П.М.Г. значение своих действий и руководить ими, с учетом состояния ее здоровья 2 июля 2009 года?

Расходы по производству экспертизы возложены на истца П.И.А..

В распоряжение экспертов предоставлены гражданское дело № 2-1153/10 и индивидуальная карта амбулаторного больного П.М.Г.

Производство по делу приостановлено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Шаровой Т.В., судебная коллегия

установила:

П.И.А. обратился в суд с исковым заявлением к П.А.А. о признании недействительным договора дарения квартиры <адрес>, заключенного в августе 2009 года между П.М.Г. и П.А.А.

Требования мотивировал тем, что П.М.Г., являющаяся его матерью, в момент совершения сделки не могла понимать значение своих действий и руководить ими.

Свою заинтересованность в оспаривании сделки истец обосновывает тем, что является наследником П.М.Г.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена П.М.Г.

В судебном заседании представитель истца П.И.А. - С.Н.Я., действующая на основании доверенности, заявила ходатайство о назначении стационарной судебно-психиатрической экспертизы в отношении П.М.Г.

Истец П.И.А. поддержал заявленное ходатайство.

Ответчик П.М.Г. в судебное заседание не явилась.

Ответчик П.А.А., представитель ответчика П.М.Г. - К.Т.А., действующая на основании доверенности, с требованиями ходатайства не согласились.

Суд вынес вышеуказанное определение.

В частной жалобе П.М.Г. просит определение суда отменить и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие оснований для назначения экспертизы в стационарных условиях.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.29 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы.

Из смысла вышеуказанной нормы следует, что при назначении стационарной судебно - психиатрической экспертизы для суда значимым обстоятельством является вопрос о необходимости помещения лица, которому назначена экспертиза, в стационар.

Иначе говоря, основаниями для помещения в медицинский стационар является невозможность производства полноценной судебной экспертизы в иных условиях, например, когда при проведении амбулаторного исследования не могут быть получены объективные ответы на поставленные вопросы.

Необходимость стационарного обследования должна быть мотивирована судом в определении, которое и является процессуальным основанием для назначения такой экспертизы.

Кроме того, исходя из положений ст.28 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», поскольку без указания на принудительный порядок производства экспертизы в соответствующем процессуальном законодательстве экспертиза производится только в добровольном порядке, подлежит выяснению вопрос о том, согласен ли гражданин на проведение в отношении него экспертных исследований, о чем следует отобрать у него соответствующее письменное заявление.

Между тем суд первой инстанции вышеуказанные обстоятельства не учел, разрешил вопрос о назначении стационарной экспертизы в отсутствие согласия П.М.Г., а также не исследовал вопрос о необходимости проведения экспертизы именно в стационарных условиях.

При таких обстоятельствах определение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом разрешении ходатайства о назначении экспертизы суду надлежит исследовать вопрос о необходимости проведения экспертизы в стационарных условиях, а также выяснить согласие П.М.Г. на проведение экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 6 октября 2010 года отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение.

Частную жалобу П.М.Г. удовлетворить.

Председательствующий Л.Н. Коробейникова

Судьи В.И. Анисимова

Т.В. Шарова