Иск работников о предоставлении социальных гарантий как лицам, занятых на работах с химическим оружием, признан судом не обоснованным.



Судья Нургалиев Э.В. Дело № 33-1113

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего Копотева И.Л.,

Судей Булатовой О.Б., Мельниковой Г.Ю.

При секретаре Масленникове А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 30.03.2011 г.

Дело по кассационной жалобе Балакина Д.П., Ситдикова Р.М., Глухова С.В., Вострецова Е.С., Аликина И. А.., Перминова С.В., Изибаева Ю.К., Шабаева А.А., Потеряевой Н.А., Третьякова И.Н., Щербакова Ю.Б., Стуковой В.Н., Таушканова А.В., Буторина С.С., Шляхова Д.А., Буганова И.Г.,

На решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 28.01.2011 г., которым:

В удовлетворении исковых требований Балакина Д.П., Балакина П.И., Ситдикова Р.М., Глухова С.В., Вострецова Е.С., Аликина И.А., Перминова С.В., Изибаева Ю.К., Шабаева А.А., Потеряевой Н.А., Третьякова И.Н., Щербакова Ю.Б., Стуковой В.Н., Таушканова А.В., Буторина С.С., Шляхова Д.А., Буганова И.Г. к Войсковой части № 35776 Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Федеральному Управлению по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, Федеральному бюджетному учреждению «Восковая часть 70855» о взыскании за период работы в должности контролера КПП: надбавки к месячному заработку за непрерывный стаж работы с химическим оружием; компенсации увеличения должностного оклада, компенсации за неиспользованный отпуск; компенсации морального вреда, возложении обязанности установить заработную плату в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, ФЗ № 136-ФЗ от 07.11.2000 года, Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года - отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И.Л., представителя ответчиков - войсковой части № 35776, Министерства обороны РФ, войсковой части № 70855, Новикова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

Истцы Балакин Д.П., Балакин П.И., Ситдиков Р.М., Глухов С.В., Вострецов Е.С., Аликин И. А.., Перминов С.В., Изибаев Ю.К., Шабаев А.А., Потеряева Н.А., Третьяков И.Н., Щербаков Ю.Б., Стукова В.Н., Таушканов А.В., Буторин С.С., Шляхов Д.А., Буганов И.Г., Даутов В.Р. обратились в Камбарский районный суд УР с самостоятельными исками к Войсковой части № 35776 Министерства обороны РФ о взыскании надбавки к месячному заработку за непрерывный стаж работы с химическим оружием, компенсации увеличения должностного оклада на 1,5 коэффициента, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в 2009г. за 21 день, компенсации морального вреда в сумме по 10000 руб., возложении обязанности установить заработную плату в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, ФЗ № 136-ФЗ от 07.11.2000 года, Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года.

Определением суда от 18.10.2010 года, указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Определением суда от 06.12.2010 года, гражданское дело по иску Даутова В.Р. к Войсковой части № 35776 Министерства обороны РФ выделено в отдельное производство, поскольку по ходатайству остальных истцов к участию в деле привлечены соответчики и третьи лица, а Даутов В.Р. о привлечении этих лиц не ходатайствовал.

Определением суда от 06.12.10 г., по ходатайству истцов к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, Федеральное Управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, в качестве третьих лиц привлечены Министерство промышленности и торговли РФ, и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Определением суда от 30.12.10 г., по ходатайству некоторых истцов, а в отношении остальных истцов по инициативе суда, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Войсковая часть 70855».

Требования истцов сведены к следующему:

Все истцы просят взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме по 10000 руб. и возложить обязанность установить заработную плату в соответствии Трудовым Кодексом РФ, ФЗ № 136-ФЗ от 07.11.2000 года, Постановления Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года.

Требования истцов сводились к взысканию надбавок к месячному заработку за непрерывный стаж работы с химическим оружием, компенсации увеличения должностного оклада на 1, 5 коэффициента, компенсации за неиспользованный отпуск в 2009 г. за 21 день.

Иски мотивированы одинаковыми доводами и сводятся к следующему:

Истцы Шляхов Д.А., Стукова В.Н., Третьяков И.Н., Потеряева Н.А., Шабаев А.А., Перминов С.В., Балакин Д.П., Балакин П.И., Ситдиков Р.М., Глухов С.В., Вострецов Е.С.,Аликин И. А. с апреля 2009 года, Изибаев Ю.К. с мая 2009 г., Щербаков Ю.Б. с июня 2009 г., Таушканов А.В. с августа 2009 г., Буторин С.С. с ноября 2009 г., Буганов И.Г. с мая 2009 г. и по настоящее время работают в Войсковой части 35776 в должности контролера контрольно - пропускного пункта 779 отряда военизированной охраны.

Истцами был заключен трудовой договор с войсковой частью 35776, согласно которому их заработная плата состоит из оклада, районного коэффициента 15%, премии за добросовестное выполнение своей работы 25 %, доплаты за работу в ночное время 35%, доплаты за работу в праздничные дни 100%, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

Считают, что установленный размер заработной платы нарушает их трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства по следующим обстоятельствам.

Истцы полагают, что в нарушение Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и постановления Правительство Российской Федерации Постановлением РФ от 29 марта 2002 года № 187, ответчиками не предоставляются меры социальной защиты.

Непредставление льгот и надбавок приводит к тому, что размер начисляемой и выплачиваемой заработной платы ниже установленного вышеуказанными нормативными актами и положенными истцам за выполнение функциональных обязанностей по охране объекта.

Истцы имеют право на предоставление льгот и компенсаций, в силу того, что Войсковая часть 35776, где они работают указана в вышеуказанном списке как «Объект по хранению и уничтожению химического оружия в г. Камбарка Удмуртская Республика, объект 1203.

Кроме того истцы указывают, что им причинен моральный вред, в связи с невыплатой в полном объеме заработной платы, который каждый оценивает в 10000 рублей.

В судебном заседании истцы Ситдиков Р.М., Глухов С.В. Буторин С.С., Стукова В.Н. и их представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истцов, в отношении всех истцов поддержала ходатайство истцов от 10.11.2010г. о восстановлении пропущенного срока.

Представитель ответчиков Войсковой части № 35776 Министерства обороны РФ и Федерального бюджетного учреждения «Войсковая часть 70855» Новиков А.Н., возражал против исковых требований.

Ответчики Министерство обороны РФ и Федеральное Управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Дело рассмотрено в отсутствие указанных ответчиков.

Третье лицо Министерство Здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе истцы просят решение суда отменить полностью, указывая на то, что не согласны с выводом суда о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, вывод суда о том, что закончено уничтожение химического оружия, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, истцы доказали, что имеют право на получение социальных гарантий в соответствии с законом РФ « О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

При рассмотрении дела судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда неподлежащим отмене.

Суд первой инстанции, правильно установил значимые по делу обстоятельства, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену судебного решения.

Из материалов дела усматривается следующее.

Истцы работают в Войсковой части 35776 в отряде 779 военизированной охраны в должности контролера контрольно-пропускного пункта: Буганов И.Г. с 12.05.09 г., Шляхов Д.А. с 01.04.09 г., Буторин С.С. с 21.11.09 г., Таушканов А.В. с 19.08.09 г., Стукова В.Н. с 01.04.09 г., Щербаков Ю.Б. с 29.06.09 г., Третьяков И.Н. с 22.04.09 г., Потеряева Н.А. с 02.04.09 г., Шабаев А.А. с 04.04.09 г., Изибаев Ю.К. с 12.05.09 г., Перминов С.В. с 03.04.09 г., Аликин И.А. с 03.04.09 г., Вострецов Е.С. с 04.04.09 г., Глухов С.В. с 03.04.09 г., Ситдиков Р.М. с 03.04.09 г., Балакин П.И. с 03.04.09 г., Балакин Д.П. с 04.04.09г.

Меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», истцам не предоставлялись с момента принятия на работу, и трудовым договором с истцами, не предусмотрены.

Истцам предоставлялся основной отпуск в количестве 28 календарных дней.

Надлежащим ответчиком по делу является «Войсковая часть 70855», к которой перешли права и обязанности реорганизованной войсковой части 35776.

Одним из оснований для отказа в иске о взыскании мер социальной поддержки, как указал суд первой инстанции, является пропуск срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Суд первой инстанции, руководствовался ч. 1 ст. 392 ТК РФ, применяя трехмесячный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и исходил из следующих обстоятельств.

Истцами заявлены требования о взыскании компенсаций и льгот, которые входят в состав заработной платы, в силу положений ст.135 Трудового кодекса РФ.

Требуемые выплаты истцам, не начислялись работодателем.

О нарушении права на получение заработной платы, которая работодателем не начислялась, за каждый отработанный месяц работник узнает (должен узнавать) в день выплаты заработной платы, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.

Судом установлено, что работодатель в лице филиала в/ч 35776, действовал добросовестно, ознакомил истцов с режимом рабочего времени, условиями оплаты труда, что нашло отражение в трудовых договорах, осуществлял выдачу истцам расчетных листков.

Трудовыми договорами истцов предусмотрена выплата заработной платы за первую половину месяца - в срок с 20 по 25 число текущего месяца; за вторую половину месяца - в срок с 7 по 10 число следующего месяца.

Эти сроки выплаты заработной платы, суд применил при разрешении спора.

Суд правильно указал, что течение срока на обращение в суд начинается со дня, следующего за днем выдачи заработной платы, то есть с 11 числа следующего месяца, когда истцам выплачивалась вторая половина заработной платы.

Судом установлено, что заработная плата истцам выдавалась в установленные трудовым договором, сроки.

Уважительных причин пропуска срока обращения в суд за разрешением спора, истцы не представили.

Судебная коллегия находит выводы суда о пропуске истцами срока обращения в суд за разрешением спора, правильными основанными на установленных судом первой инстанции, фактических обстоятельствах дела.

Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что истцы не пропустили срок обращения в суд за разрешением спора, так как они не знали ранее, что имеют право на получение мер социальной поддержки.

Между тем, данные доводы нельзя признать обоснованными.

Работники достоверно знали составляющие получаемой ими заработной платы, и могли своевременно обратиться в суд с иском о защите нарушенных прав.

Работники должны были знать, что работодателем нарушаются их права, и положения закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», от 07.11.2000 г., № 136-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в связи с пропуском срока обращения в суд истцов, исковые требования подлежат рассмотрению только с мая 2010 года.

Отказывая в иске истцам, суд первой инстанции пришел так же к выводу о том, что работники не доказали, что имеют право на получение мер социальной поддержки на основании ФЗ РФ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Суд установил следующие обстоятельства в этой части.

Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ, установлены правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.

Ко второй группе работ с химическим оружием относятся, в том числе, работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия.

Согласно ст.4, вышеуказанного закона, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ, гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 187 гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством РФ, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к постановлению Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 187 по второй группе работ с химическим оружием предусмотрены размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов - 1,5; надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием от 15 до 30 %; ежегодное вознаграждение за выслугу лет (кратно тарифной ставке, должностному окладу) от 1 до 2.

Войсковая часть 35776, числится в «Списке производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации» как «Объект по хранению и уничтожению химического оружия, г. Камбарка, Удмуртская Республика (объект 1203)».

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки», предусмотрено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки», предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

«Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки», утвержденный Постановлением Правительства РФ №188 от 29.03.2002 года содержит должность «начальник группы», «контролер (всех категорий и наименований)».

Должности «стрелок», данный список не содержит, между тем содержит должность «рабочий (всех категорий и наименований)».

Наличие должности в Списке профессий и должностей не дает само по себе право на предоставление мер социальной поддержки работнику.

Таким основанием для предоставления гражданам, занятым на работах с химическим оружием мер социальной поддержки, как обоснованно указал суд первой инстанции, является Совместное Решение соответствующих руководителей, согласованное с соответствующими органами, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором определяется конкретный перечень должностей индивидуально для каждого производства.

Вместе с тем, с 1 июля 2009 года в перечне должностей и профессий, должности «рабочих всех категорий и наименований», контролер», в штате войсковой части не имеется.

Аттестация рабочих мест и Совместное Решение соответствующих руководителей, согласованное с соответствующими органами, являются достаточными и достоверными доказательствами, подтверждающими права работников на получение мер социальной поддержки.

Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда, по должностям, занимаемым работниками и отсутствие соответствующего решения, исключает обязанность работодателя предоставлять меры социальной зашиты для истцов, как гражданам, занятым на работах с химическим оружием.

При таких обстоятельствах, ссылки в кассационной жалобе о том, что работники имеют право на получение мер социальной защиты, как граждане, занятые на работах с химическим оружием, основаны, на не правильном толковании норм материального права, и не подтвержденными материалами дела.

Выводы суда о том, что химическое оружие на объекте 1203 на момент принятия истцов на работу и на момент создания 799 отряда ВОХР было уничтожено, подтверждены материалами дела.

Оснований для переоценки таких выводов суда, судебная коллегия не находит.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» химическое оружие - в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств; уничтожение химического оружия - процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, не пригодное для использования в качестве химического оружия;

Из справки в/ч 35776 № 2912 от 30.08.2010 года, письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Департамент реализации конвенционных обязательств от 27.03.2009 года просят уведомить у установленном порядке Технический секретариат ОЗХО о завершении уничтожения химического оружия на ОУХО в г.Камбарка 27 марта 2009 года.

В Постановлении Правительства РФ от 09.12.2010 N 1005 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» указано, что за период реализации Программы до 2010 года: на объекте по уничтожению химического оружия "Камбарка" (г. Камбарка, Удмуртская Республика) ликвидированы все запасы отравляющих веществ, хранившиеся на этом объекте.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 N 305 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» указано, что люизит, хранившийся на объекте в г.Камбарка, по состоянию на 1 января 2010 года, уничтожен полностью.

В Законе УР от 18.12.2009 N 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы», указывается, что в марте 2009 года завершены работы по уничтожению всего объема боевых отравляющих веществ (люизита) в городе Камбарке. В настоящее время ведется переработка полученных в ходе уничтожения люизита реакционных масс и отправка их в поселок Горный Саратовской области.

Факт уничтожения химического оружия на территории г. Камбарка 30 марта 2009 года, подтверждается и письменными пояснениями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

При таких обстоятельствах и в пределах доводов кассационной жалобы, решение суда не подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 28 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Копотев И.Л.

Судьи Булатова О.Б.

Мельникова Г.Ю.