Истец не представила в суд доказательств, нахождения на иждивении, умершего супруга, что послужило основанием для отказа в иске о взыскании ежемесячных денежных компенсаций по потере кормильца, и в возмещение вреда здоровью.



Судья Андриянов А.В. Дело № 33- 1162

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего Копотева И.Л.,

Судей Булатовой О.Б., Мельниковой Г.Ю.

При секретаре Масленникове А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 06.04.2011 г.

Дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики

На решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 26.11.2010 г., которым:

Исковое заявление Лусниковой Г.Г. к Управлению социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска о признании решений незаконными, обязании производить Лусниковой Г.Г. начисление и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, обязании производить Лусниковой Г.Г. начисление и индексацию ежемесячной компенсации по потере кормильца, взыскании недополученной суммы по невыплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученной суммы по невыплате ежемесячной компенсации по потере кормильца за счет средств федерального бюджета, взыскании судебных расходов удовлетворено.

Признано решение Управления социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска от 05.04.2010 г. № 1, об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации Лусниковой Г.Г. - незаконным.

Признано решение Управления социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска от 05.04.2010г. № 2, об отказе в назначении ежемесячной компенсации по потере кормильца Лусниковой Г.Г. - незаконным.

Возложена обязанность на Управление социальной зашиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска произвести Лусниковой Г.Г. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 01.09.2010 г. в размере 1238 рублей 38 копеек, в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Возложена обязанность на Управление социальной зашиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска производить Лусниковой Г.Г. начисление ежемесячной компенсации по потере кормильца, предусмотренной статьей 41 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 01.09.2010 г. в размере 149 рублей 82 копеек, в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С Управления социальной зашиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Лусниковой Г.Г., взысканы недополученные суммы по невыплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с 1 апреля 2010 года по 31 августа 2010 года в размере 6191 рублей 90 копеек.

С Управления социальной зашиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Лусниковой Г.Г. взысканы недополученные суммы по невыплате ежемесячной компенсации по потере кормильца за период с 1 апреля 2010 года по 31 августа 2010 года в размере 749 рублей 10 копеек.

С Управления социальной зашиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска в пользу Лусниковой Г.Г. взысканы судебные расходы на оплату доверенности в размере 500 рублей.

С Управления социальной зашиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска в пользу Лусниковой Г.Г. взысканы расходы на оплату услуг представителя, в сумме 4000 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И.Л., объяснения представителя Лусниковой Г.Г. - Россихина А.В., представителя МСЗН УР - Зариповой А.Ф., представителя Управления социальной защиты населения УР - Коваль С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованиями о признании решений незаконными, возложении обязанности производить начисление и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, возложении обязанности производить начисление и индексацию ежемесячной компенсации по потере кормильца, взыскании недополученной суммы по невыплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученной суммы по невыплате ежемесячной компенсации по потере кормильца за счет средств федерального бюджета, взыскании судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что 24 апреля 2006 года, умер ее муж- Лусников Г.С., инвалид 3 группы в связи с заболеванием, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В мае 2006 года ей назначена пенсия по случаю потери кормильца.

С 8 января 2010 года, истец является получателем трудовой пенсии по старости в связи с достижением 55-летнего возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Согласно ч. 3 данной статьи страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно.

На основании указанных норм, с 22 января 2010 года Управлением социальной защиты населения в г. Глазове, истцу назначены и выплачивались ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, предусмотренная ч. 2 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 1238 рублей, и ежемесячная компенсация по потере кормильца, предусмотренная ст. 41 данного Закона, в размере 149 рублей 82 копеек.

После ее переезда в г. Ижевск на постоянное место жительство Управлением социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска 5 апреля 2010 года, приняты решения об отказе в назначении указанных выплат, и их выплата была прекращена.

Истец полагает, что действия ответчика в части отказа в назначении и прекращении выплат данных компенсаций являются незаконными, поскольку данные решения приняты в нарушение действующих в настоящее время норм законов и иных нормативно-правовых актов.

Ответчик мог принять решения только о прекращении указанных выплат, а не отказать в их назначении, поскольку решения об их назначении были приняты УСЗН в г. Глазове, и они не отменялись.

На момент смерти своего мужа истец находилась на его иждивении, поскольку его ежемесячный доход значительно превышал ее.

В связи с тем, что муж являлся инвалидом-чернобыльцем, истец оплачивала коммунальные услуги в размере 50 %.

Муж истца неоднократно обращался в суд с исковыми заявлениями о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с тем, что ему не в полном размере выплачивали ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, в его пользу взыскивались большие денежные суммы, за их счет, а также за счет доходов мужа они приобретали истцу одежду, обувь, бытовую технику, мебель.

После смерти мужа в порядке наследования истец получила денежные средства в размере 523 000 рублей по решению Глазовского городского суда от 27.12.2005 г., которые муж не успел получить при жизни.

Указанные денежные средства истец вложила в покупку квартиры в г. Ижевске, где и проживает в настоящее время.

В результате незаконных действий ответчика истец недополучила ЕДК в возмещение вреда в размере 6191 рублей 90 копеек, ежемесячную компенсацию по потере кормильца в размере 749 рублей 10 копеек.

С 01.09.2010 г., управление социальной зашиты населения обязано производить истцу начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 1238 рублей 38 копеек, ежемесячной компенсации по потере кормильца в размере 149 рублей 82 копейки, а в дальнейшем производить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивал.

В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска, иск не признала.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения УР, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая, что по делу не нашел подтверждения факт нахождения истца на иждивении умершего, и факт нетрудоспособности истца, судом неправильно, определены судебные расходы.

При рассмотрении дела судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.

Суд установил следующие обстоятельства.

Лусников Г.С. с Дьяконовой Г.Г. состояли в браке со 02.10 1976 года.

Лусников Г.С. умер 24.04.2006 г.

Лусников Г.С. постоянно по день смерти проживал по адресу: г.Глазов, ул.№.

Лусников Г.С., получал компенсацию возмещения вреда, инвалид I степени утраты трудоспособности ЧАЭС.

Заработная плата Лусниковой Г.Г., с апреля 2005 года по март 2006 года на предприятии составила 130 336 рублей 62 копейки, средняя заработная плата 10 861 рублей 39 копеек.

Лусникова Г.Г. получает пенсию по старости.

С 22 января 2010 года, Управлением социальной защиты населения в г. Глазове, истцу назначены и выплачивались ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, предусмотренная ч. 2 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 1238 руб. и ежемесячная компенсация по потере кормильца, предусмотренная ст. 41 данного Закона, в размере 149 рублей 82 копеек.

В марте 2010 ода истец переехала на постоянное место жительство из города Глазова в г. Ижевск.

Решениями УСЗН в Индустриальном районе г. Ижевска от 05.04.2010 года, Лусниковой Г.Г. отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации, ежемесячной компенсации по потери за кормильца.

Основанием для отказа в назначении компенсации по потери кормильца и ежемесячной денежной компенсации, явилось не подтверждение факт нахождения на иждивении.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что оспариваемые решения ответчика были приняты после того, как истец получала компенсационные выплаты, и ранее принятые решения не были отменены.

Вместе с тем, суд посчитал, что истец, несмотря на то, что была трудоспособной и работала, находилась на иждивении умершего, так как ее доходы были значительно ниже доходов умершего мужа.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, послужившими основанием для удовлетворения требований.

В соответствии с частью 2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, в случае смерти гражданина, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 вышеуказанного закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан, порядок выплаты которой, утвержден, постановлением Правительства РФ от 12.08.2001 г. № 607.

Из данной нормы закона следует, что значимым обстоятельством при назначении и выплате нетрудоспособным членам семьи, находящихся на иждивении, ежемесячной денежной компенсации, являются факт нетрудоспособности и факт состояния на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Члены семьи умершего кормильца, признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая для них была постоянной и основным источником средств к существованию / п. 3 ст. 9 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 г. № 172-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»/.

Исходя из изложенного, следует, что содержание должно быть постоянным источником средств к существованию, выплаты на содержание должны носить постоянный характер.

Между тем, таких доказательств, истец в суд первой инстанции не представила.

Так, по делу установлено, что умерший супруг истицы, получал компенсацию возмещения вреда как инвалид 1 степени утраты трудоспособности ЧАЭС в размере 13 364 рубля 75 копеек.

Лусникову Г.С. выплачивалась ежемесячно в размере 399 рублей 27 копеек, компенсация на приобретение продовольственных товаров.

Лусников Г.С. с апреля 2005 года по апрель 2006 года получал пенсию, в последнее время в размере 2 975 рублей 50 копеек.

Лусников Г.С. ежемесячно получал денежную выплату по инвалидности в размере до 1 431 рубля.

В тоже время, его супруга, работала на ОАО «Чепецкий механический завод», в должности машиниста насосных установок по 5 разряду участка топливоподачи цеха № 16, с апреля 2005 года по март 2006 года, получала заработную плату, средний размер которой составлял 10 861 рубль 39 копеек, была трудоспособной.

Таким образом, не подтверждается, что ко дню смерти Лусникова Г.С., пережившая супруга получала выплаты на свое содержание, носящие постоянный характер.

Также не подтверждается и то, что ко дню смерти супруга, Лусникова Г.Г., имела право на получение от умершего супруга содержания, в случаях, предусмотренных ст. 89 СК РФ.

Такие обстоятельства, что истец при жизни супруга оплачивала коммунальные услуги в размере 50 %, в связи с тем, что супруг был инвалидом Чернобыльцем, и после смерти мужа она получила в порядке наследования денежные средства в размере 523 000 рублей, присужденных умершему супругу по решению суда, не имеют юридического значения для разрешения спора, так как не относятся к признакам иждивения, установленных законом.

Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 марта 2011 г. «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», предусмотрено, что право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.

Как установлено в суде первой инстанции, переживший супруг был трудоспособным, и оказываемая помощь умершего супруга не была основным источником средств к существованию для истца.

При указанных обстоятельствах, не имеется законных оснований для признания, незаконными решений Управления социальной защиты населения в Индустриальной районе г. Ижевска от 05.04.2010 г., № 1, 2, об отказе истцу в назначении ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца.

Что касается, суждений суда первой инстанции, о том, что решения о назначении ежемесячных выплат, принятые Глазовским УСЗН, в отношении истца, не отменены, основаны на неправильном применении норм материального права.

Исходя из положений Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», закона РФ «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607 «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», не следует, что при перемене места жительства, лица, имеющего права, на получение социальных выплат, ранее принятые решение органами социальной защиты о выплате компенсации этим лицам, сохраняют свое действие, и применимы для выплаты этих компенсации по новому месту жительства, заинтересованного лица.

Иное бы означало, что в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим социальное обеспечение, при установлении и (или) выплате соответствующих компенсаций, установление которых возложено на эти органы, указанные органы лишены возможности устранить обнаруженные ошибки, что прямо противоречит задачам и целям, которые установлены вышеуказанными законами.

Кроме того, вышеуказанные выплаты носят заявительный характер.

Тем самым, при перемене места жительства, лица, которому ранее были назначены выплаты органами социального страхования, данные органы обязаны проверить наличие законных оснований для возобновления социальных выплат на основании заявлений заинтересованных лиц.

С учетом изложенного, решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, иск не подлежит удовлетворению.

Отказ в удовлетворении иска влечет за собой отказ во взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 26 ноября 2010 года - отменить.

По делу принять новое решение.

Отказать Лусниковой Г.Г. в иске к Управлению социальной защиты населения о признании незаконными решений, возложении обязанности производить Лусниковой Г.Г. начисление и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, возложении обязанности производить Лусниковой Г.Г. начисление и индексацию ежемесячной компенсации по потере кормильца, взыскании недополученной суммы по невыплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недополученной суммы по невыплате ежемесячной компенсации по потере кормильца за счет средств федерального бюджета, взыскании судебных расходов.

Кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики - удовлетворить.

Председательствующий Копотев И.Л.

Судьи Булатова О.Б.

Мельникова Г.Ю.