Судья Старкова Т.М. Дело №
КАССАЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейникова Л.Н.
судей Анисимовой И.Л. и Шаровой Т.В.
при секретаре Ланшаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 04 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 17 февраля 2011 года, которым
в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Игринском районе УР № 9124 от 28.12.2010 года, выразившееся в отказе назначить досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 18 пункту 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и включить в специальный стаж период работы с 1 июля 2005 года по 15 октября 2007 года, возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Игринском районе УР включить период работы с 1 июля 2005 года по 15 октября 2007 года в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 28 сентября 2010 года отказано.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Анисимовой В.И., объяснения ФИО9., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики (далее по тексту Управление) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования истица мотивирует тем, что с 24 сентября 1985 года по настоящее время работает в должности диспетчера <данные изъяты> (пожарная часть № Отряда государственной противопожарной службы № Министерства по чрезвычайным обстоятельствам и гражданской обороны России по Удмуртской Республике). 28 сентября 2010 года она обратилась с заявлением в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.18 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в чем ей решением Управления от 28 декабря 2010 года за № 9124 отказано. Ответчик исключил из стажа период работы в должности диспетчера пожарной части Главного управления МЧС России по УР с 1 июля 2005 года по 15 октября 2007 года, в связи с тем, что в указанный период времени государственная противопожарная служба Главного управления МЧС России по УР была передана в подчинение Государственной противопожарной службе при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, право на досрочную трудовую пенсию по старости для работников государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено. Истица считает, что данные доводы ответчика не основаны на фактических обстоятельствах дела. Пожарная часть № всегда была противопожарной службой МЧС Российской Федерации, но не противопожарной службой субъекта Российской Федерации. Просит суд признать решение Управления № 9124 от 28 декабря 2010 года об отказе в назначении пенсии и не включении в специальный стаж указанного периода ее работы незаконным, возложить обязанность на ответчика включить в ее специальный стаж этот период работы и назначить пенсию с 28 сентября 2010 года.
В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Степанова Е.А. исковые требования не признала.
Суд вынес вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе истица просит решение суда отменить, ввиду неправильного применения норм пенсионного законодательства. Оспаривает выводы суда об отсутствии правовых оснований для включения в стаж истицы периодов работы в должности диспетчера пожарной части Главного управления МЧС России по УР.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика просит оставить решение суда без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, поскольку им всем дана оценка судом первой инстанции. Основания для их пересмотра судебная коллегия не усматривает. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Условия пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, с 24.09.1985 года проходила службу диспетчером Игринской Противопожарной Части, с 1.11.2001 года была назначена на должность диспетчера <данные изъяты> по охране <адрес> (с 01.01.2002г. - ОГПС № УГПС МЧС России по УР, с 01.01.2005г. - ОГПС № Главного Управления МЧС России по УР).
В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 4.04.2005 года № 267-р создана Государственная противопожарная служба при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, Государственное учреждение УР «Государственная противопожарная служба при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики». Государственная противопожарная служба Главного управления МЧС России по УР была передана в подчинение Государственной противопожарной службы при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики.
С 01.07.2005г. ОГСП № Главного управления МЧС России по УР был переименован в ОГПС № по охране пос. Игра Государственного учреждения Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики», согласно приказу ГУ МЧС РФ по УР и МЧС УР № 550/71 от 20.07.2005 года.
С 01.10.2007г. создано Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике», в соответствии с приказом № 450 от 28.08.2007 года ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике.
С 01.07.2005г. по 15.10.2007г. финансирование деятельности ОГПСЧ № осуществлялось из республиканского бюджета, что подтверждается справкой ГУ «2 отряд ФПС по УР»
Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу, что в период с 01.07.2005г. по 15.10.2007г. служба истицы проходила в подразделении противопожарной службы субъекта РФ.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 5 указанного выше закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Подпунктом 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года № 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Выводы суда первой инстанции о том, что досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», судебная коллегия находит основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что на всем протяжении работы с 1985г. не изменялось ни место работы, ни должностные обязанности истицы, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции. Несмотря на то, что место работы истицы не менялось, деятельность сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации отличается от деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы, данные различия закреплены законодательно в соответствии с распределенными между этими службами функциональными целями и задачами.
Так, на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы МЧС в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 16), Положением о МЧС, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года №868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Установленная законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации. Указанная правовая позиция изложена в Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 552-О-О.
С учетом изложенного, судебная коллегия не принимает во внимание ссылку кассатора на Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. №310-О, в котором указано на отсутствие оснований для дифференциации условий назначения досрочных пенсий по старости лицам, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях, но в учреждениях, находящихся в различном ведении и формах собственности.
Само по себе равное отчисление Единого социального налога (страховых взносов) на финансирование трудовых пенсий в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» по должностям федеральной службы и службы субъектов, на что указывает кассатор в жалобе, не порождают прав на досрочное назначение пенсии для работников противопожарных служб субъектов, при установленных в пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ условиях.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Иных правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 17 февраля 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: Коробейникова Л.Н.
судьи Анисимова В.И.
Шарова Т.В.