Судья Кожевникова Ю.А. дело №33-791/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Стяжкина С.Л.,
судей Пономаревой А.В., Рябова Д.В.,
при секретаре Елхове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 9 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Волкова И.Ю. на решение Можгинского городского суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2010 года, которым исковые требования Волкова И.Ю. к ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Стяжкина С.Л., объяснения представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волков И.Ю. обратился в суд с иском к федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее по тексту - ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Удмуртской Республике (далее по тексту - УФСИН России по УР) о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий и признании права на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Исковое заявление мотивировано тем, что с 1993 по 2002 год Волков И.Ю. проходил службу в должности старшего следователя СО при Можгинском ГОВД.
В октябре 2002 г. в связи с состоянием здоровья он перевелся в ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР. По прежнему месту службы был снят с очереди на улучшение жилищных условий.
В октябре 2002 г. Волков И.Ю. подал рапорт на имя начальника ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР о постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Юрист учреждения Быстрых Е.В. ему сообщила, что сотрудников в очередь на улучшение жилищных условий не ставят, так как жилье в пос. Люга Можгинского района не строится. Несмотря на такие заявления юриста, рапорт Волков И.Ю. положил в папку начальнику «на подпись» в присутствии майора внутренней службы Дьяконова А.И.
По прошествии нескольких месяцев Волков И.Ю. также обратился в жилищный отдел администрации г. Можги, где 23 августа 2003 г. он был поставлен в общую очередь.
В период службы Волков И.Ю. неоднократно обращался в юридическую службу и жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по УР по вопросу получения жилищного сертификата при увольнении со службы, где ему разъяснили, что он имеет право на получение жилищного сертификата независимо от места постановки на учет.
25 июня 2009 г. он получил ответ из администрации г. Можги, в котором было указано, что жилищный сертификат должен быть выделен по месту работы в соответствии с постановлениями Правительства РФ №1054 от 6 сентября 1998 г., № 675 от 17 сентября 2001 г.
После этого Волков И.Ю. обратился с соответствующими заявлениями к руководству ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР и УФСИН России по УР, откуда в декабре 2009 года пришли ответы об отсутствии у него рапорта о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и отсутствии в списках таких лиц.
В результате бездействия сотрудников ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР, которое выразилось в непринятии рапорта, Волков И.Ю. не был поставлен на учет и не внесен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признание факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий на имя начальника ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР дает Волкову И.Ю. право на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
В ходе рассмотрения дела, в порядке ст.39 ГПК РФ, Волков И.Ю. отказался от исковых требований к УФСИН России по УР о признания права на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153. Отказ от иска в указанной части принят судом, производство по делу прекращено.
В судебном заседании Волков И.Ю. на исковых требованиях о признании факта обращения с рапортом об улучшении жилищных условий настаивал.
Представитель ответчика - ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР - Быстрых Е.В. исковые требования не признала.
Представитель ответчика - УФСИН России по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Кроме того, по мнению представителя ответчика, истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица Кузнецова А.Г. суду пояснила, что постановлением администрации г. Можги от 27 августа 2003 г. № 785 Волков И.Ю. был признан и принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченностью жилой площадью на 1 члена семьи менее 9 квадратных метров. В настоящее время он состоит в общем списке, номер очереди на 2010 год - 43 8.
Суд постановил по делу вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, неправильным определением юридически значимых обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права, правильным определением юридически значимых обстоятельств дела.
Так суд при постановлении решения правильно указал о том, что в период с 10 января 1993 г. по 11 октября 2002 г. (9 лет 9 месяцев 1 день) Волков И.Ю. проходил службу в органах внутренних дел, с 11 октября 2002 г. по 8 февраля 2010 г. (7 лет 3 месяца 27 дней) - в уголовно-исполнительной системе (л.д. 5).
Приказом начальника УФСИН России по УР от 8 февраля 2010 г. Волков И.Ю. уволен на основании п. «ж» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни) (л.д. 6).
Истец просит признать факт обращения с рапортом об улучшении жилищных условий на имя начальника ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР в октябре 2002 года, что дает ему право на получение жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в указанный истцом период, предусматривала основания признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При этом учет таких граждан мог осуществляться как по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, так и по месту работы (ст.30 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В развитие данных норм было принято постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», а также постановление Совета Министров Удмуртской АССР, Удмуртского облсовпрофа от 30 августа 1984 г. № 231 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР» (далее по тексту Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту работы, а также по месту жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и в необходимых случаях справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (пункт 11 Правил).
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации (пункт 12 Правил).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (пункт 13 Правил).
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности по установленной форме (пункт 15 Правил).
Факт обращения Волкова И.Ю. с рапортом на улучшение жилищных условий на имя начальника ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР достоверными и допустимыми доказательствами не подтвержден. Показания свидетелей Жукова С.В., Дьяконова А.И. не являются достаточными доказательствами, подтверждающими такой факт. Исходя из изложенных положений закона, данное обстоятельство должно подтверждаться письменными доказательствами.
В журнале учета и движения рапортов и заявлений сотрудников ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР и в журнале учета заявлений, жалоб граждан рапорт Волкова И.Ю. на улучшение жилищных условий не зарегистрирован.
В книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР Волков И.Ю. не значится.
Вместе с тем, постановлением главы администрации г. Можга от 27 августа 2003 г. Волков И.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как имеющий обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи менее 9 квадратных метров.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Администрацией МО «Город Можга» подтверждается, что Волков И.Ю. продолжает состоять в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Далее суд правильно указал, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, который не влечет его восстановление, так как материально-правовые требования, вытекающие из нарушенного или оспоренного права, не заявлены. В период действия ЖК РСФСР истец имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как по месту работы, так и по месту жительства. В настоящее время он продолжает сохранять совё право состоять на учете по месту жительства.
Истец указал, что установление факта обращения с рапортом на имя начальника ФБУ ИК-6 УФСИН России по УР даёт ему право на получение жилищного сертификата. Однако предъявленным требованием Волков И.Ю. не сможет устранить нарушение своего права и удовлетворение заявленного иска не повлечет обязанность ответчика выдать сертификат для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Одним из обязательных условий получения государственного жилищного сертификата является, помимо признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, подача заявления (рапорта) об участи в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 с приложением соответствующих документов. Волков И.Ю. пояснил, что такой рапорт в УФСИН России по УР не подавал.
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Кроме того, ответчиком заявлено о применении к требованиям истца срока исковой давности.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст. 200 ГК РФ).
Как следует из положений ст. 31 ЖК РСФСР, действующей в указанный истцом период, заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Волков И.Ю. указал, что подал рапорт в октябре 2002 г., следовательно, он должен был узнать о нарушении своего права 1 декабря 2002 г., по истечении одного месяца со дня подачи рапорта, не получив письменного решения о его рассмотрении.
Исковое заявление истцом подано в суд 3 ноября 2010 г., т.е. с пропуском срока, установленного ст.196 ГК РФ.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске в соответствии с ч.1 ст.199 ГК РФ.
Доводы жалобы судом исследовались, им дана правильная юридическая оценка, они не являются основанием к отмене решения суда. В жалобе указывается на то, что суд проигнорировал аудиозапись разговора с юристом, из которой следует, что он действительно обращался с заявлением о постановке в очередь. Вместе с тем, суд правильно указал в решении о том, что существует предусмотренная законом процедура постановки на учет, доказательств того, что она была соблюдена, не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Можгинского городского суда Удмуртской Республики от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: