КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,
судей Шаровой Т.В., Анисимовой В.И.,
при секретаре Батуевой А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 6 апреля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе ФБУ ИК УФСИН России по УР
на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 12 января 2011 года,
которым удовлетворено заявление И.И.Н..
Признан незаконным отказ исполняющего обязанности заместителя начальника ФБУ ИК Б.И.В., содержащийся в письме № от 1 октября 2010 года, адресованном осужденным, являющимся христианами веры евангельской, в предоставлении им помещения для проведения богослужений на территории ФБУ ИК.
На ФБУ ИК возложена обязанность по выделению И.И.Н. для совместного совершения религиозных обрядов с другими осужденными, содержащимися в ФБУ ИК, соответствующего помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Шаровой Т.В., объяснения представителя ФБУ ИК УФСИН России по УР - К.Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
И.И.Н. обратился в суд с заявление об оспаривании бездействия исполняющего обязанности начальника ФБУ ИК УФСИН России по УР Б.И.В.
Требования мотивированы тем, что И.И.Н. является христианином веры Евангельской (простестантом). 1 сентября 2010 года И.И.Н. и другие последователи веры обратились к начальнику ФБУ ИК с заявлением, в котором просили предоставить им помещение для проведения богослужений и религиозных обрядов либо разрешить осуществлять их в клубе, а также просили разрешить вход на территорию ФБУ ИК в клуб учреждения для проведения богослужений священнослужителей зарегистрированной религиозной организации «...» в г. Ижевске Х.А. и О.С., исполняющих служение в исправительных учреждениях РФ.
4 октября 2010 года заявитель получил ответ за подписью исполняющего обязанности заместителя начальника учреждения, в котором в предоставлении отдельного помещения, а также в совершении религиозных обрядов в клубе отказано, а также разъяснено, что зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям вход на территорию учреждения не запрещен.
Заявитель считает, что данный ответ ущемляет его право на свободу вероисповедания, гарантированное ст.28 Конституции РФ и ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку лишает его возможности проведения богослужений и обрядов без присутствия посторонних лиц с единоверцами.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, И.И.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением и просил суд:
- признать незаконным отказ исполняющего обязанности заместителя начальника ФБУ ИК Б.И.В., содержащийся в письме № от 1 октября 2010 года, адресованном осужденным, являющимся христианами веры евангельской, в предоставлении им помещения для проведения богослужений на территории ФБУ ИК;
- возложить на ФБУ ИК обязанность предоставить христианам веры евангельской возможность и условия в соответствии с ч.4 ст.14 УИК РФ для осуществления прав гарантированных ст.28 Конституции РФ и ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - выделить соответствующее помещение для проведения религиозных обрядов либо разрешить проведение указанных действий в клубе учреждения до времени выделения соответствующего помещения.
В судебное заседание И.И.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом. В соответствии со ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Должностное лицо, чье решение обжалуется, - начальник отдела по воспитательной работе с осужденными ФБУ ИК Б.И.В. и представитель ФБУ ИК - К.Н.В. полагали заявление не подлежащим удовлетворению.
Представитель ФБУ ИК - К.Н.В. пояснила, что в условия по обеспечению свободы вероисповедания в учреждении созданы, на обращения И.И.Н. администрацией учреждения для проведения религиозных обрядов предоставлялась комната воспитательной работы, имеющаяся в его отряде. По его просьбе председателю общего собрания религиозной организации христиан веры евангельской «...» было направлено письмо с предложением представить копии учредительных документов организации, копии паспортов священнослужителей для предоставления возможности проведения ими религиозных обрядов с осужденным И.И.Н., однако представители требуемые документы не предоставили, сами в учреждение не прибыли.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе ФБУ ИК УФСИН России по УР просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Считает, что судом не учтено, что осужденный И.И.Н. содержится в ФБУ ИК УФСИН России по УР, являющемся режимным учреждением, и осуществление права на свободу совести и вероисповедания не может нарушать правила внутреннего распорядка учреждения; заявителю разрешено использовать помещение комнаты воспитательной работы отряда в установленном порядке; представители организации «...» не уведомили о возможности заключения соглашения и проведения религиозных обрядов.
В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФБУ ИК УФСИН РФ по УР, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что И.И.Н. отбывает наказание по приговору суда в ФБУ ИК УФСИН России по УР, исповедует вероучение христиан веры евангельской.
2 сентября 2010 года И.И.Н. и другие осужденные, отбывающие наказание в ФБУ ИК, обратились с заявлением к начальнику ФБУ ИК, в котором просили для проведения богослужений и совершения религиозных обрядов предоставить им помещение либо разрешить использовать для этих целей клуб учреждения.
Также в заявлении просили разрешить вход на территорию ФБУ ИК в его клуб для проведения богослужений священнослужителей зарегистрированной религиозной организации христиан веры евангельской «...» в г. Ижевске Х.А. и О.С.
В ответ на данное заявление письмом от 1 октября 2010 года за № за подписью начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ФБУ ИК Б.И.В. осужденным, в том числе И.И.Н., дан ответ о невозможности предоставления помещения для проведения богослужения ввиду отсутствия свободных помещений на территории учреждения; в предоставлении клуба также отказано ввиду его предназначения дли других целей; разъяснено, что зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям вход на территорию учреждения ни кемне запрещен.
Данные обстоятельства сторонами дела не оспариваются.
Согласно ст.28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Удовлетворяя требования И.И.Н., суд первой инстанции исходил из того, что помещение для осуществления религиозных обрядов осужденным не выделено, предоставление И.И.Н. комнаты воспитательной работы в отряде не обеспечивает в полной мере его право на свободу вероисповедания совместно с другими лицами.
Однако судебная коллегия данный вывод считает ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 14 УИК РФ установлено, что осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
Как следует из материалов дела и подтверждается письмом ФБУ ИК УФСИН России по УР от 26 ноября 2010 года, письмом прокуратуры УР от 19 октября 2010 года №, для проведения религиозных обрядов осужденным разрешено использование помещение комнаты воспитательной работы отряда.
Представитель ФБУ ИК УФСИН России по УР также в суде первой инстанции и в суде кассационной инстанции пояснила, что на обращения И.И.Н. администрацией учреждения для проведения религиозных обрядов предоставлялась комната воспитательной работы, имеющаяся в его отряде, суд данное обстоятельство не принял во внимание.
Таким образом, установленное ст.14 УИК РФ право И.И.Н. на помещение для осуществления религиозных обрядов не нарушено.
Вывод суда относительно того, что помещение комнаты воспитательной работы не обеспечивает в полной мере его право исповедовать религию совместно с другими лицами, проживающими в разных отрядах, является ошибочным.
Осуществление осужденным права на свободу вероисповедания не должно нарушать правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания (ст.14 УИК РФ).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч.1 ст.82 УИК РФ).
Пункт 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденным запрещает осужденным выходить за пределы изолированных участков жилых и производственных зон, а также находиться в общежитиях, в которых они не проживают, либо на производственных объектах, на которых не работают. Такое перемещение возможно лишь с разрешения администрации.
Данное ограничение передвижения осужденных является режимным требованием исправительного учреждения, а потому не может рассматриваться как ограничивающее права гражданина на свободу вероисповедания.
Согласно п.3 ст.16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается по просьбам находящихся там граждан проводить религиозные обряды (в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей). Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей возможно с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением И.И.Н. администрацией УФСИН было направлено письмо на имя председателя общего собрания местной религиозной организации христиан веры Евангельской «...» в г. Ижевске А.А.Н. с предложением организации совершения религиозных обрядов с участием священнослужителей данной организации и, в случае согласия, предложено предоставить необходимые документы.
27 сентября 2010 года представителям организации «...» была предоставлена возможность проведения для осужденных, в том числе для И.И.Н., религиозных обрядов в ФБУ ИК УФСИН России по УР, однако представители организации в учреждение не прибыли.
Таким образом, необходимые условия для возможности проведения обрядов с участием религиозной организации со стороны ФБУ ИК УФСИН России по УР созданы, неявка представителей «...» не связана с бездействием ФБУ.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что право И.И.Н. на свободу вероисповедания оспариваемым письмом не нарушено, необходимое помещение для реализации им данного права предоставлено, по просьбе осужденных администрацией ФБУ ИК осуществляется работа по организации совершения религиозных обрядов с участием священнослужителей «...».
Суд первой инстанции данные обстоятельства не учел, постановил решение, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для его отмены в силу ст.362 ГПК РФ.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение, которым заявление И.И.Н. оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 12 января 2011 года отменить.
По делу принять новое решение, которым заявление И.И.Н. о признании незаконным отказа исполняющего обязанности заместителя начальника ФБУ ИК Б.И.В., содержащегося в письме № от 1 октября 2010 года, адресованном осужденным, являющимся христианами веры евангельской, в предоставлении им помещения для проведения богослужений на территории ФБУ ИК, о возложении на ФБУ ИК обязанности предоставить христианам веры евангельской возможность и условия в соответствии с ч.4 ст.14 УИК РФ для осуществления прав гарантированных ст.28 Конституции РФ и ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - выделить соответствующее помещение для проведения религиозных обрядов либо разрешить проведение указанных действий в клубе учреждения до времени выделения соответствующего помещения оставить без удовлетворения.
Кассационную жалобу ФБУ ИК УФСИН России по УР удовлетворить.
Председательствующий Л.Н. Коробейникова
Судьи Т.В. Шарова
В.И. Анисимова