В стаж лечебной работы не может быть включен период работы в здравпункте педагогического училища



Судья Шабалин В.С. Дело №

КАССЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики

в составе председательствующего Анисимовой В.И.,

судей Полушкина А.В. и Глуховой И.Л.,

секретаря Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 27 апреля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ярского районного суда Удмуртской Республики от 04 февраля 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав отказано.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика по доверенности Суворова В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Ярском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав

Свои требования истец мотивирует тем, что решением ответчика от 28 мая 2009 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность, ввиду недостаточности стажа. Ответчик исключил из подсчета сроков осуществления лечебной деятельности период работы с 1991 года по 2010 год фельдшером в <данные изъяты> педагогическом училище, как в учреждении, не относящемся к учреждениям здравоохранения. Истец полагает отказ в назначении пенсии является незаконным, поскольку ответчик включил в стаж период работы в том же учреждении и в той же должности период с 1982 года по 1991 год. Характер ее деятельности, трудовые функции не изменились. Усматривая основания для установления тождественности характера деятельности, истица просит признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, включить спорный период в стаж, обязать назначить пенсию с момента обращения, взыскать судебные расходы.

В ходе судебного разбирательства истица и ее представитель заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика Суворов В.А. исковые требования не признал.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, ввиду неверного толкования судом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25, смысла и существа Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, от 29.01.2004 г., закрепляющих возможность сохранения права на пенсионное обеспечение из соблюдения принципов равенства, правовой определенности, не допускающих возможность дискриминации и разного правого регулирования для лиц, выполняющих одни и те же функции.

Судебная коллегия, дав оценку доводам кассационной жалобы, дав оценку материалам дела, находит решение суда законным и обоснованным.

Свои исковые требования о назначении досрочной трудовой пенсии истец обосновывает тем, что она все годы работала в должностях, дающих право на пенсию по выслуге лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по новому пенсионному законодательству.

Однако, все доводы истца о наличии своего права на досрочное пенсионное обеспечение основаны на неправильном применении и толковании норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2. ст. 27.1 вышеназванного Федерального Закона Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В рамках предоставленных полномочий, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П и п. 11 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, периоды работы, имевшие место до введения нового правового регулирования могут быть оценены в соответствии с ранее действовавшими нормами.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, периоды работы, имевшие место до 1 ноября 1999 года оцениваются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (далее по тексту - Список №464 от 06 сентября 1991 года), а после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее по тексту - Список №1066 от 22 сентября 1999 года).

Период работы истицы фельдшером в <данные изъяты> педагогическом, имевший место до 1991 года ответчиком включен в соответствии со Списком №464 от 06 сентября 1991 года.

С принятием Списка от 22.09.1999 г. № 1066, право на назначение пенсии по выслуге лет связывалось только с осуществлением деятельности в конкретном перечне учреждений и должностей, тем самым законодатель внес правовую определенность, указав в п 1. Правил от 22.09.1999 г. № 1066 о том, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, законодатель обозначил требование о том, что лечебная деятельность должна осуществляться в учреждениях и должностях, а также в конкретных структурных подразделениях, указанных в Списке и Правилах от 22.09.1999 г.

Аналогичным образом право на досрочное назначение пенсии урегулировано в Списке и Правилах от 29.10.2002 г. № 781.

Поскольку педагогическое училище не входит в перечень учреждений здравоохранения, судом обоснованно истцу отказано в удовлетворении иска о включении в стаж периода работы фельдшером в <данные изъяты> педагогическом училище.

Указание в кассационной жалобе на то, что, занимая данную должность, истица осуществляла медицинскую деятельность, не может являться основанием для включения спорных периодов в стаж.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 29.01.2004 г. № 2-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О и от 29 января 2009 года N 67-О-О в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (Определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 N 1183-О- О).

При определении права лица, обращающегося за назначением досрочной трудовой пенсии, учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете профиля выполняемой ими работы, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы необоснованными.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ярского районного суда Удмуртской Республики от 04 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.

Председательствующий: Анисимова В.И.

Судьи: Глухова И.Л.

Полушкин А.В.