Судья Стех Н.Э. Дело 33 - 1071
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейниковой Л.Н.,
судей Анисимовой В.И. и Шаровой Т.В.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 30 марта 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 14 января 2011 года, которым
иск ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании решения незаконным, перерасчете пенсии оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя истца по доверенности Коновалову Н.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя ответчика по доверенности Самоволькину И.Р., полагавшую жалобу необоснованной, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по УР) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования истец мотивирует тем, что является пенсионером МВД с 09.08.1995г. В связи с тем, что последним местом его службы являлась исправительно-трудовая колония № Службы исполнения дел и социальной реабилитации МВД УР (далее ИТК№ где наказание отбывают осужденные, больные или инфицированные инфекционными заболеваниями. При назначении пенсии и до 01.12.2007г. размер пенсии был повышен на 15% в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 20.12.2006г. № 376. Однако ответчик с 01.12.2007г. из его пенсии исключил повышение оклада на 15% за работу с туберкулезными больными. Обратившись за разъяснениями в МВД по УР, он получил ответ, что работу с инфицированными осужденными следует рассматривать как работу в особых условиях, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон РФ от 22.09.1993 года № 4468-1) исключается из окладов при определении пенсии. Истец считает действия МВД по УР незаконными, так как пенсия была назначена ему в 1995г., все предусмотренные законом надбавки входили в нее, поэтому ответчик не вправе их отменять. Со ссылкой на Закон РФ от 21.07.1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», постановление Правительства от 06.05.1994г. №477 «Об утверждении размеров увеличения окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приказ МВД РФ от 20.07.1994г. №354, указывает, что на 15% увеличен его должностной оклад во время службы, а потому решение МВД по УР об исключении из денежного довольствия для исчисления пенсии повышения должностного оклада за работу с туберкулезными и иными инфицированными осужденными незаконно. Кроме того, указывает, что должностной оклад повышен не за особые условия, как считает ответчик, а за сложность выполняемой работы, что следует из п. 10 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941. Истец просит признать незаконным решение ответчика об исключении из денежного довольствия для исчисления пенсии повышения должностного оклада за работу с инфекционными больными; обязать МВД по УР произвести перерасчет пенсии за период с 01.12.2007г. с учетом повышения должностного оклада за работу с инфекционными больными.
В судебном заседании истец требования поддержал, ссылаясь на доводы искового заявления.
Представитель МВД по УР Самоволькина И.Р. исковые требования не признала. Пояснила, что при назначении пенсии истцу ошибочно была включена в состав его денежного довольствия надбавка за работу с туберкулезными больными 15%. С 01.12.2007г. данная надбавка была исключена из расчета пенсии, сумма переплаты с истца не взыскивалась.
Суд вынес вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Кассатор указывает, что размер должностного оклада для исчисления пенсии подлежал увеличению на 15% за работу с туберкулезными больными. Считает, что его служба в УИС не является службой в особых условиях, а надбавка установлена за сложность выполняемой работы. Суд неправильно применил к спорным положениям КЗоТ РСФСР и ТК РФ, которыми не регулируется прохождение его службы в органах уголовно-исполнительной системы. Поскольку размер пенсии был установлен ответчиком из повышенного оклада при ее назначении, перерасчет пенсии в сторону уменьшения не соответствует закону, нарушает ст. 55 Конституции РФ. Суд не учел, что пенсионерам - бывшим сотрудникам ЦФСИН России по УР, при прочих равных условиях пенсия исчислена из увеличенного на 15 оклада за работы с туберкулезными больными.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, оснований отмены или изменения решения суда не усматривает.
Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом с 07.08.1995г. истец является получателем пенсии за выслугу лет. До увольнения со службы занимал должность начальника оперативного отдела ИТК-4 Управления исполнения наказаний в звании капитана в/с. При назначении истцу пенсии в составе денежного довольствия была учтена 15% надбавка за работу с туберкулезными больными. С 01.12.2007г. в связи с повышением должностного оклада по постановлению Правительства РФ от 01.12.2007г. № 837, ответчиком произведен перерасчет денежного довольствия для исчисления пенсии истца, при этом надбавка за работу с туберкулезными больными в размере 15% не учтена.
В силу ст. 43 Закона РФ от 22.09.1993 года № 4468-1 для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет.
Согласно подпункту «б» пункта 9 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 (принятого во исполнение Закона РФ № 4468-1) уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в денежное довольствие, учитываемое при назначении пенсии включается оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Пункт 10 постановления предусматривал исчисление пенсии уволенным со службы лицам органов внутренних дел, получавшим перед увольнением персональные должностные оклады либо оклады денежного содержания, повышенные за службу в отдаленных, высокогорных местностях и определенных регионах в связи с выполнением особых задач, исходя из обычных, а не из персональных или повышенных окладов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Закон РФ № 5473-1) должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждений, исполняющих наказания, характера и сложности выполняемой работы в размере от 15 до 20 процентов.
Во исполнение вышеназванного положения Закона от 21.07.1993 г. было принято постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 477 «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Абзацем первым приложения № 1 к данному постановлению предусмотрено, что размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима составляет 15 процентов.
Абзацем третьим приложения № 1 к данному постановлению установлено 15-процентное увеличение должностных окладов персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах.
О повышении должностных окладов на 15% лицам рядового и начальствующего состава лечебно-профилактических и лечебных учреждений, предназначенных для содержания и лечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, больных туберкулезом указано в приказе Министерства юстиции РФ от 20.12.2006г. № 376.
Принимая решение, суд на основании анализа вышеуказанных нормативных актов, пришел к обоснованному выводу о том, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
Кроме того, в соответствии со ст.18 Закона № 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Абзацем 12, подпункта «в», пункта 3 постановления № 941 в льготном порядке как служба в особых условиях исчисляется служба в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных. Как следует из материалов дела, период службы истца в ИТК-№ включен ответчиком как период службы в особых условиях в соответствии с абз.2 ст.18 Закона № 4468-1, постановления № 941 (абз.12,п.п. «в», п.3) - в льготном исчислении, что истцом не оспаривалось.
Таким образом, служба в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных определяется законодателем как служба в особых условиях. Следовательно, при исчислении пенсии в соответствии с Законом № 4468-1 лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных, увеличение должностных окладов, установленное абзацем третьим приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994г. N 477, учету не подлежит.
Суд правильно указал, что «денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел для исчисления пенсии» и «денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел» имеют различное правовое содержание и значение. Закон РФ № 4468-1, определяя в ст. 43 понятие «денежное довольствие для назначения пенсии», исключает из него повышение окладов за службу в особых условиях, которой, как правильно установил суд, является служба в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленное приказом Министерства юстиции РФ от 20.12.2006г. № 376 повышение должностного оклада является именно увеличением оклада, а не надбавкой, не влияет на законность решения. Вышеуказанным нормативными актами повышались оклады соответствующим сотрудникам, однако новые размеры должностных окладов не устанавливались, а только определялся процент увеличения должностного оклада за работу в особых условиях, такое повышение оклада не подлежит учету при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4468-1.
Признавая действия ответчика по пересчету пенсии истцу в связи с повышением должностных окладов постановлением Правительства РФ от 01.12.2007г. № 837, суд правильно применил ст. 49 Закона РФ № 4468-1, пункт 14 постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941, указав на возможность пересчета ранее назначенных пенсий при увеличении денежного довольствия соответствующим категориям лиц. При этом, ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 постановления № 941, суммы увеличенного денежного довольствия (то есть при пересчете пенсии денежное довольствие определяется вновь). Выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права, с данными выводами судебная коллегия соглашается в полном объеме.
С учетом изложенного, судебная коллегия оснований отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 14 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий: Коробейникова Л.Н.
Судьи: Анисимова В.И.
Шарова Т.В.