намеренное ухудшение заявителем-вдовой участника ВОВ своих жилищных условий, свидетельствует о правомерности отказа уполномоченного органа в постановке на учет для предоставления денежных средств из бюджета для приобретения жилья



Судья Краснов Ю.К. Дело № 33-1813

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняка А.В.,

судей Пономаревой А.В., Рябова Д.В.,

при секретаре Елхове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 25 мая 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе С.Р.Н.

на решение Алнашского районного суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2011 года,

которым отказано в удовлетворении иска С.Р.Н. к Администрации Алнашского района Удмуртской Республики об установлении факта отсутствия намеренных действий с намерением приобрести право встать на учет в связи с переоформлением дома в форме дарения, о признании незаконным протокола комиссии № 39 от 16 февраля 2011 года, признании незаконным постановления Администрации Алнашского района № 156 от 21 февраля 2011 года, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для отказа.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснение представителя С.Р.Н..- С.Ю.Н..(по доверенности от 14 марта 2011 года, сроком действия на 3 года), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С.Р.Н.. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Алнашского района, которыми ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Требования мотивированы тем, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. 3 февраля 2011 года обратилась в Администрацию Алнашского района УР с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в 2011 году. Постановление Администрации Алнашского района УР от 21 февраля 2011 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду отсутствия на то предусмотренных законом оснований. Просила установить отсутствие факта намеренного ухудшения жилищных условий, в связи с дарением дома, признать незаконными протокол № 39 от 16 февраля 2011 года, постановление Администрации Алнашского района № 156 от 21 февраля 2011 года в части отказа в постановке на учет, возложить обязанность на Администрацию Алнашского района поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель заявителя - С.Ю.Н.. исковые требования поддержал.

Представитель Администрации Алнашского района УР - М. исковые требования не признал, пояснил, что истец имела в собственности дом, который намеренно, с целью встать на учет, в 2008 году подарила своей внучке.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме, ссылается на незаконность и необоснованность решение суда, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на то, что членом семьи собственника она не является, намеренных действий для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не совершала. Необоснованна ссылка суда на применение учетной нормы общей площади, поскольку она членом семьи собственника не является. Доказательств намеренного ухудшения жилищных условий ответчик не представил.

В возражениях на кассационную жалобу Администрация Алнашского района УР указывает на законность и обоснованность решения суда, кассационную жалобу считает не подлежащей удовлетворению.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что истец С.Р.Н. является вдовой умершего <данные изъяты> года участника Великой Отечественной войны М.

М.. на основании договора купли-продажи от 18 февраля 1992 года являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

В порядке наследования жилой дом с надворными постройками и земельным участком после смерти М. перешел в собственность С.Р.Н.

22 октября 2008 года между С.Р.Н..(даритель) и С.о.. (одаряемый) заключен договор дарения, по условиям которого домовладение по адресу: <адрес> и земельный участок площадью 1370 кв. м даритель безвозмездно передал одаряемой. Право собственности С.о. на указанное домовладение зарегистрировано в установленном законом порядке.

3 февраля 2011 года истец обратилась в Администрацию Алнашского района УР с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в 2011 году.

Решением заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий Администрации Алнашского района УР от 16 февраля 2011 года № 39, оформленным протоколом и постановлением от 21 февраля 2011 года № 156, С.Р.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием на то оснований.

Письмом от 17 февраля 2011 года, направленным в адрес С.Р.Н.., Администрация Алнашского района мотивируя отказ в признании С.Р.Н. нуждающейся в жилых помещениях и в принятии на учет в качестве нуждающейся указала со ссылкой на ст.53 ЖК РФ на совершения заявителем намеренных действий, ухудшающих свои жилищные условия.

Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Материалами дела установлено, что истец С.Р.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О ветеранах», в том числе по обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Положениями ст.53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований С.Р.Н. исходил из того, что оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, так как она обеспечена жилой площадью, превышающей учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления С.Р.Н. суд указал, на то, что она проживает в доме принадлежащем внучке, зарегистрирована в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника, что является основанием для отказа в принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении.

Выводы суда в части того, что заявитель является членом семьи своей внучки и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы, судебная коллегия находит преждевременными, не подтвержденными достаточными и достоверными доказательствами, и подлежащим исключению из мотивировочной части решения.

Предметом рассмотрения настоящего спора являлось оспаривание действий Администрации Алнашского района УР об отказе в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением гражданами своих жилищных условий.

Принимая во внимание, что, имея на праве собственности жилой дом, заявитель распорядилась им, подарив его своей внучке, которая вместе с ней не проживает, в доме продолжает проживать заявитель и имеет регистрацию, судебная коллегия считает, что отказ Администрации Алнашского района, в постановке на учет нуждающихся, выраженный в постановлении от 21 февраля 2011 года, протоколе от 16 февраля 2011 года и в письме от 17 февраля 2011 года, является обоснованным.

В суде кассационной инстанции представитель заявителя С.Р.Н..- С.Ю.Н. пояснил, что дом был подарен внучке, которая проживает в ином населенном пункте. Считает, что государство обязано обеспечить вдову умершего участника войны иным жилым помещением, поскольку она после дарения жилого помещения не имеет в собственности другого жилого помещения.

Судебная коллегия при таких обстоятельствах считает, что заявитель сознательно, намеренно ухудшила свои жилищные условия, произвела отчуждение единственного жилого помещения вследствие чего, создала условия, при которых возникли основания для принятия на учет ее в качестве нуждающейся в жилом помещении. При таких обстоятельствах ей было правомерно отказано Администрацией Алнашского района в постановке на учет с целью предоставления средств для приобретения жилья. Таким образом, суд по существу правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алнашского районного суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2011 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу С.Р.Н. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи